Index

Содержание номера

Дидерик Лохман
Международное сообщество не прошло чеченский тест

Спустя всего лишь год после косовских событий международное сообщество вновь столкнулось с масштабными нарушениями законодательства в области прав человека в Европе. Россия ведет в Чечне вторую войну за последние пять лет. Благодаря статусу России как крупнейшей страны мира, ядерной державы и постоянного члена Совета безопасности ООН этот кризис стал показательным тестом для проверки приверженности мирового сообщества тем высоким принципам, которые оно защищало в прошлом году в Косове.

Когда сербские войска совершали военные преступления в Косове, западноевропейские страны и США говорили о своей моральной обязанности дать достойный ответ этим преступлениям. Международное сообщество во главе с ОБСЕ предприняло шаги для подробного изучения всех имевших место нарушений международного законодательства в области прав человека, и Международный трибунал по бывшей Югославии предпринял конкретные действия для расследования и наказания преступлений, совершенных в Косове. Эти меры были явно запоздалыми: ведь международное сообщество в течение десяти лет проявляло полное равнодушие к масштабным репрессиям в Косове, и эти меры оказались явно недостаточными для того, чтобы остановить кровопролитие на Балканах. Когда же НАТО наконец решилось нанести воздушные удары по сербам, оно оправдывало свои действия интересами защиты прав человека.

Реакция на чеченский кризис помогает лучше понять рассуждения Запада о его моральном долге противодействовать нарушениям прав человека. Многие преступления, совершенные русскими в Чечне, аналогичны тем, что сербы совершили в Косове до военной интервенции НАТО: массовые казни без суда, пытки, изнасилования, систематическое уничтожение гражданских объектов. Однако международное сообщество почти ничего не сделало для того, чтобы пресечь эти преступления.

Разумеется, никто не ожидает и не желает, чтобы международное сообщество осуществило самоубийственную интервенцию в Чечню. Однако после того как мировые державы поиграли мускулами, защищая права человека в Косове, можно было бы ожидать, что они займут столь же принципиальную позицию по проблеме насилия в Чечне. И уж конечно, можно было бы ожидать, что международное сообщество постарается установить все конкретные случаи нарушений прав человека и использует эти данные для оказания давления на российское правительство с целью заставить его изменить свое поведение в этом регионе.

Однако спустя почти девять месяцев после начала новой войны международное сообщество все еще не имеет своих наблюдателей в Чечне. Группа содействия ОБСЕ, которая сыграла важную роль во время первой чеченской войны и по-прежнему имеет соответствующий мандат, до сих пор находится в Москве, а не в самом регионе. Совет Европы до сих пор не имеет ни одного своего сотрудника в Чечне. Иностранные посольства в Москве до сих пор не предприняли никаких сколько-нибудь заметных усилий с целью добиться своего присутствия в регионе или изучить все случаи нарушений там прав человека.

Основной причиной неспособности вести контроль за нарушениями прав человека в Чечне было ожесточенное сопротивление России любым попыткам направить туда международных наблюдателей, с одной стороны, и, с другой стороны, отсутствие политической воли и решимости международного сообщества заставить Россию согласиться с присутствием наблюдателей в Чечне.

Война и нарушения прав человека

Уже во второй раз за последние пять лет Россия ведет войну с мятежной республикой Чечней. Ценой катастрофической для России войны с Чечней в 1994-1996 гг. стали десятки тысяч убитых среди гражданского населения, унижение некогда могучей российской армии и фактическая независимость Чечни. Последний раунд вооруженного противостояния был спровоцирован вторжением чеченских вооруженных формирований в соседний Дагестан в августе прошлого года и серией террористических актов на территории России в сентябре, в которых российское правительство обвинило чеченские силы.

В ходе нынешней войны российские войска подвергли массированным бомбардировках с земли и воздуха города и села Чечни, нанеся гражданскому населению ущерб, значительно превосходящий урон от предыдущей войны. Столица Чечни Грозный и ряд других городов и сел были в буквальном смысле стерты с лица земли. Бомбардировки часто носили непропорциональный, произвольный и неконтролируемый характер. В ряде районов русские наносили огневые удары по центральным площадям поселков, провоцируя местных старейшин вступить с боевиками в переговоры и убедить их покинуть эти населенные пункты. Из-за постоянных артобстрелов и бомбежек беженцы, оказавшиеся в "коридорах безопасности" для выхода из осажденных городов, становились в буквальном смысле живыми мишенями.

После того как российские войска брали под свой контроль населенные пункты, военнослужащие и солдаты внутренних войск при явном попустительстве высшего командования терроризировали местное население. "Хьюман райтс уотч" располагает свидетельствами, что военные и сотрудники внутренних войск МВД в ходе массовых казней убили 130 мирных граждан в деревнях Алхан-Юрт и Гехи-Чу, а также в Старопромысловском и Алдийском районах Грозного. Есть также данные, хотя и пока неподтвержденные, о многочисленных казнях без суда в других городах и деревнях. Солдаты и сотрудники МВД в произвольном порядке подвергали аресту сотни юношей и направляли их в фильтрационные лагеря, где многие из арестованных подвергались жестокому обращению. Охранники фильтрационных лагерей и солдаты на дорожных блокпостах вымогали взятки у арестованных и их родственников, а также у беженцев, желавших выйти из зоны конфликта или вернуться к своим домам.

Отмечены массовые случаи мародерства со стороны российских военнослужащих: многие беженцы, вернувшиеся домой, заставали одни голые стены.

Тем временем российское правительство предпринимало усилия по тщательному дозированию информации о военном конфликте и методах его ведения, равно как и по преуменьшению потерь среди гражданского населения. Это достигалось, главным образом, путем блокирования доступа корреспондентов в зону конфликта. В сентябре правительство ввело новый порядок аккредитации для журналистов и представителей неправительственных организаций, добивающихся въезда в Чечню. В первые месяцы конфликта получение подобной аккредитации было чрезвычайно затруднено. К маю 2000 г. большинство гуманитарных организаций добилось права въезда в Чечню. Однако журналисты по-прежнему имели возможность попасть в зону конфликта исключительно в составе специальных групп, формируемых российскими официальными властями. Представители же правозащитных организаций в республику не допускались.

Чеченские формирования также нарушали права гражданского населения. Они запугивали местных старейшин, пытавшихся убедить боевиков оставить свои позиции в селениях; известен случай, когда боевики в упор расстреляли группу мирных граждан, пытавшихся отговорить боевиков устроить в их селении опорный пункт. Есть достоверные сведения, что боевики осуществляли акты мародерства в селах и сожгли российский полевой госпиталь.

Международный контроль

в области прав человека

Одним из важных достижений международного сообщества в Косове - до, во время и после военного конфликта в регионе - стали мероприятия по сбору информации о нарушениях прав человека сербами и косоварами. Результатом этой деятельности стали периодические отчеты ОБСЕ о положении в области прав человека, а также публикация ряда докладов о нарушениях прав человека в Косове. Эти мероприятия были важны, так как позволили международному сообществу выносить свои оценки и принимать решения на основе достоверной информации из первых рук. Подготовленные документы дали возможность восстановить хронологию событий в регионе, что в дальнейшем позволило предать суду виновных в совершении военных преступлений. К сожалению, в Чечне подобный мониторинг до сих пор не представляется возможным.

Деятельность Группы поддержки ОБСЕ в Чечне

ОБСЕ имеет все возможности для контроля за состоянием прав человека в Чечне. Группа содействия ОБСЕ в Чечне по-прежнему имеет действующий мандат для ведения мониторинга в области прав человека, который был подтвержден делегацией России на Стамбульском саммите ОБМСЕ в ноябре 1999 г.; у нее также имеется богатый опыт работы в Чечне, накопленный во время первой чеченской войны и в межвоенный период.

Группа содействия ОБСЕ в Чечне была создана в августе 1995 г. в результате интенсивных переговоров между ОБСЕ и российским правительством. В конце прошлой войны она открыла свое представительство в столице Чечни Грозном, которое функционировало также и в течение межвоенного периода. Однако в условиях постоянно ухудшающейся обстановки и возросшей угрозы для безопасности ее сотрудников, находящихся в Чечне, Группа содействия вывела свой персонал из Грозного в декабре 1998 г. и в октябре 1999 г. перевела свою штаб-квартиру в Назрань, столицу Ингушетии - соседней с Чечней российской республики.

Группа содействия ОБСЕ в Чечне имеет исключительно правозащитный мандат. Мандатом Группы содействия предусмотрены следующие задачи:

- способствовать уважению прав и основных свобод человека; устанавливать факты нарушения этих прав и свобод; способствовать развитию демократических институтов и процессов, включая восстановление местных органов власти; оказывать помощь в подготовке новых конституционных соглашений, а также в проведении выборов и организация наблюдения за их проведением.

Среди прочих задач Группы содействия - помощь в организации доставки и распределения гуманитарной помощи жертвам вооруженного конфликта, в возвращении перемещенных лиц, в политическом разрешении военного конфликта, а также в укреплении правовых норм, общественной безопасности и восстановлении законности и порядка в республике.

После того как ОБСЕ вывело весь свой персонал из Грозного в октябре 1999 г., Группа содействия на протяжении почти всего периода нынешней войны не имела своего представительства в регионе. Но это едва ли могло послужить препятствием для Группы к осуществлению контроля за нарушениями прав человека российскими войсками или чеченскими боевиками. Однако уже в сентябре 1999 г. стало совершенно ясно, что российские власти трактуют мандат Группы содействия иначе, чем сами члены Группы.

В сентябре 1999 г. Группа содействия подготовила одностраничный доклад, в котором в самых общих чертах упоминались случаи нарушения прав человека в отношении московских чеченцев, сведения о которых поступили из различных источников в чеченской диаспоре. Этот доклад был разослан всем делегациям стран-участниц ОБСЕ в Вене.

Этот шаг вызвал возмущение у российского руководства. Оно обратилось к председателю ОБСЕ с выражением несогласия с деятельностью Группы содействия и заявило, что Группа содействия не вправе фиксировать случаи ущемления прав человека в отношении московских чеченцев.

ОБСЕ не решилась противодействовать подобным цензурным ограничениям, и Группе содействие было предложено прекратить мониторинг ситуации с гражданскими правами чеченцев в Москве.

Куда более серьезные разногласия по поводу мандата Группы содействия ОБСЕ возникли в октябре 1999 г. После того как Группа перевела свою штаб-квартиру из Грозного в Назрань, норвежский председатель ОБСЕ запросил у российского правительства разрешение открыть официальное представительство Группы содействия в Ингушетии, соседней с Чечней республике, где в то время находились сотни тысяч чеченских беженцев (многие из них были жертвами или свидетелями нарушений прав человека). Российское правительство ответило отказом, сославшись на то, что мандат Группы содействия ограничен только территорией Чечни и что ее сотрудники могут вернуться в Чечню, как только там будут созданы условия для их безопасности.

Выдвинутые Россией аргументы не выдерживают критики, поскольку мандат Группы содействия определенно позволяет ей вести свою работу с территории Ингушетии. В частности, этим мандатом предусмотрено, что Группа содействия "пользуется свободой перемещения по территории Чеченской республики, а также по территории соседних субъектов Российской Федерации, если это необходимо для осуществления ее задач". Более того, мандат определяет гуманитарные задач Группы содействия следующим образом:

- обеспечивать доставку в регион гуманитарной помощи от международных и неправительственных организаций для жертв конфликта, где бы они ни находились;

 - оказывать помощь органам власти Российской Федерации и международным организациям в обеспечении скорейшего возвращения беженцев и перемещенных лиц в их дома, находящиеся в зоне конфликта.

Совершенно очевидно, что эти задачи не могут быть выполнены без доступа в регионы временного нахождения "жертв конфликта".

Европейский Союз, Соединенные Штаты Америки, Швейцария и Канада выразили несогласие с российской трактовкой мандата Группы и на протяжении нескольких месяцев регулярно будировали этот вопрос в надежде убедить российское руководство изменить свою позицию. Однако Россия стояла на своем, а ОБСЕ не пожелала использовать более действенные средства воздействия, например, финансовые рычаги, на российское правительство, чтобы заставить его придерживаться буквы подписанного им в 1995 г. соглашения. В результате Группа содействия ОБСЕ несколько месяцев просидела в Москве со связанными руками, будучи не в состоянии выполнять свои функции.

В ходе визита в Чечню в середине апреля 2000 г. нынешний председатель ОБСЕ австрийский министр иностранных дел Бенита Ферреро-Вальднер заявила, что Группа содействия ОБСЕ будет расквартирована в селе Знаменское в Чечне. По ее словам, Россия согласилась на сотрудничество с этой миссией, и открытие представительства в Знаменском было назначено на начало мая.

Однако в начале мая Группа содействия ОБСЕ так и не вернулась в Чечню. Россия и ОБСЕ все еще пытаются преодолеть разногласия, препятствующие возвращению Группы содействия и сводящиеся к проблеме, вправе ли сотрудники службы безопасности Группы содействия ОБСЕ носить оружие. По-прежнему остается неясным, когда же сотрудники Группы содействия смогут возобновить свою работу в Чечне.

Совет Европы

Альваро Хиль Роблес, новый комиссар по правам человека Совета Европы, занял в Совете Европы активную позицию по Чечне после визита на Северный Кавказ в ноябре 1999 г. Во время этого визита Хиль Роблес обсуждал с официальными российскими представителями вопрос об участии Совета Европы в решении проблем, связанных с последствиями войны и положением беженцев. 8 декабря генеральный секретарь Совета Европы Вальтер Швиммер распространил заявление, в котором "одобрил предложение о создании поста уполномоченного по правам человека в Чечне". Он также заявил, что Совет Европы "готов предложить российским властям любую помощь и содействие по укреплению демократических институтов и ценностей".

Результатом переговоров о форме помощи, которую Совет Европы может предложить России, стало заявление от 22 марта 2000 г. о том, что СЕ готов направить в Чечню трех экспертов для оказания содействия специальному представителю российского президента в Чечне Владимиру Каламанову в деле укрепления прав человека в разоренном войной регионе. В соответствии с договоренностями, достигнутыми между министерством иностранных дел России и Советом Европы, эксперты Совета должны иметь полную свободу перемещения внутри Чечни и пользоваться всеми техническими средствами, необходимыми для реального осуществления ими своей миссии. Эксперты должны войти в состав рабочей группы Каламанова, но при этом они будут иметь право направлять отчеты о своей работе непосредственно генеральному секретарю Совета Европы. Хотя в тексте соглашения задачи экспертов сформулированы в самом общем виде, официальные лица Совета Европы в беседах с представителями "Хьюман райтс вотч" дали понять, что экспертам поручено сосредоточиться лишь на наиболее серьезных случаях нарушений прав человека.

По состоянию на начало мая 2000 г., однако, эксперты Совета Европы все еще не прибыли в Чечню и остается неясным, когда они смогут начать там работу. Совет Европы все еще продолжает оценивать ситуацию в республике с точки зрения безопасности своих сотрудников и пытается решить массу транспортных проблем.

Позиция России

в отношении международных наблюдателей

У России есть все основания противиться международному присутствию в северокавказском регионе, поскольку российская армия и внутренние войска в Чечне повинны в многочисленных нарушениях международного законодательства в области прав человека. До сих пор российскому правительству удавалось обезопасить себя от попыток международных официальных представителей изучить на месте конкретные случаи нарушения прав человека. При этом Россия использовала политику кнута и пряника. Так, Россия неоднократно угрожала разрывом отношений с Евросоюзом и США, в то же самое время идя на - часто символические - уступки для их умиротворения. Российские угрозы в адрес ЕС и США вызвали у них нервозность и нежелание предпринимать более решительные меры, тем более что символические компромиссы России служили хорошим поводом для бездействия.

Особое раздражение у российских властей, как представляется, вызвало намерение Группы содействия ОБСЕ открыть свое представительство в Ингушетии. Вполне вероятно, что опасение России связано с результатами работы ОБСЕ в Косове по сбору материалов о нарушениях прав человека и, в особенности, с публикацией книги "Права человека в Косове: живые свидетельства". Российское руководство, возможно, опасается, что ОБСЕ подготовит такую же документальную книгу о поведении России в Чечне. Неспособность осуществлять действенный контроль за соблюдением прав человека в Чечне, к сожалению, серьезно девальвирует ценный прецедент, созданный наблюдателями ОБСЕ и представителями других международных организаций в Косове.

Перспективы на будущее

И Группа содействия ОБСЕ, и Совет Европы в настоящее время ведут активную подготовительную работу для создания своего постоянного представительства в Чечне. Однако это международное представительство будет довольно малочисленным, и, возможно, его открытие оттянется еще на много месяцев.

Самое трудное, что ожидает международных наблюдателей, это гигантский объем работы, связанный со сбором фактического материала. Совет Европы собирается направить трех экспертов: двое будут работать в Чечне, один - в Москве. Группа содействия ОБСЕ, скорее всего, сможет содержать в своей штаб-квартире в Чечне двух сотрудников. Эти сотрудники будут осуществлять контроль за положением в области прав человека в дополнение к работе по доставке гуманитарной помощи. В Косове "Хьюман райтс вотч" имел постоянную команду из двух или трех наблюдателей, которые в течение полугода собирали материал о нарушениях прав человека, но и то за это время им не удалось зафиксировать все имевшие место случаи.

Учитывая колоссальный объем работы и ограниченный контингент наблюдателей, очень важно, чтобы Группа содействия ОБСЕ и эксперты Совета Европы определили для своей деятельности четкие приоритеты и наладили, по возможности, тесное взаимодействие. Их первостепенной задачей должна стать фиксация наиболее серьезных случаев нарушения прав человека в ходе нынешней военной операции, выработка мер по профилактике подобных нарушений, - включая предание суду и наказание виновных, - а также создание гарантий по их недопущению в будущем. Приоритет должен быть отдан расследованию случаев массовых убийств, совершенных российской армией и внутренними войсками в селении Алхан-Юрт, а также в Старопромысловском и Алдийском районах Грозного. Специального расследования также требуют засвидетельствованные случаи пыток и жестокого обращения в так называемых "фильтрационных лагерях" и прочих местах лишения свободы, а также все случаи изнасилований.

Кроме того, международное сообщество должно стремиться к расширению своего присутствия в Северокавказском регионе. Прежде всего сама ОБСЕ и страны-члены этой организации должны изыскать финансовые средства для увеличения численности Группы содействия до 12 человек, то есть до максимально возможного уровня, предусмотренного соглашением 1995 г. Учитывая, что персонал Группы должен иметь возможность в полной мере осуществлять свою деятельность, Совет Европы обязан инициировать переговоры с российскими властями по вопросу об увеличении числа своих экспертов в регионе. Наконец, посольства стран-членов Евросоюза в Москве должны направить своих представителей в Ингушетию для проведения бесед с чеченскими беженцами с целью выяснения всех случаев нарушений прав человека.

Международное сообщество также должно настаивать на создании приемлемых условий для работы иностранных наблюдателей в Чечне - в частности, полной свободы передвижения по Чечне и соседним республикам и безусловного доступа в места лишения свободы и в места совершения массовых убийств, которые до сих пор остаются закрытыми для иностранных наблюдателей. Места лишения свободы, которые должны стать доступными для наблюдателей, зачастую представляют собой помещения, временно приспособленные для содержания в них арестованных, - например, пассажирские вагоны или подвалы. Наблюдатели должны иметь право посещать любые места заключения без предварительного уведомления властей и иметь возможность беседовать с глазу на глаз с любым арестованным, изъявившим готовность к такой встрече.

Кроме того, гарантии свободы передвижения наблюдателей должны предусматривать и возможность их поездок в Ингушетию и другие субъекты Российской Федерации, где могут находиться свидетели совершенных преступлений.

Международное сообщество должно оказать серьезное давление на российское правительство, чтобы эти проблемы были решены в кратчайшие сроки и иностранные наблюдатели смогли наконец начать свою работу.

Содержание номера | Главная страница