Союз "За химическую Безопасность"
экология и права человека
Об издании
Содержание и поиск
Последний выпуск
Предыдущий выпуск
журнал Индекс
Index
Выпуск 965, 21 января 2003
                                        Право на безъядерную жизнь

           "МАЯК" СВЕТИТ ТУСКЛО, НО ПО-ПРЕЖНЕМУ ОПАСЕН


    ТУСКЛЫЙ "МАЯК"
    ГОСАТОМНАДЗОР ПО УрФО ТРЕБУЕТ ОТ "МАЯКА" ПРЕДСТАВИТЬ ЧЕТКИЙ
    ГРАФИК СНИЖЕНИЯ РАДИОАКТИВНЫХ СБРОСОВ
    Как сообщил "Информ-Экологии" директор Госатомнадзора России по
Уральскому федеральному округу Александр Волков, ПО "Маяк" лишился
лицензии лишь по собственной вине.
    "Руководство завода захлопотало о получении лицензии в последний
момент и, конечно, все сроки у них вышли, - заявил Волков. - Сейчас мы
от них требуем представить четкий и реальный график снижения сбросов в
открытые водоемы жидких радиоактивных отходов. В Госатомнадзоре ведь
прекрасно понимают, что за короткий срок невозможно закончить строительство
печей для остекловывания отходов, но ускорить такое строительство вполне
возможно. Можно также ставить опреснители для снижения уровня водоемов и
деньги на эти проекты в Минатоме есть. Сейчас этими вопросами занимается
лично глава Минатома России Александр Румянцев и можно уверенно сказать,
что если руководство ПО "Маяк" немножко "пошевелится" с предоставлением
реального графика необходимых работ, то мы им лицензию выдадим в ближайшее
же время".
        13.01.03. ЛЕНТА НОВОСТЕЙ, "Информ-Экология" (г.Екатеринбург),
                                   amazonka@informeco.ru
    
    ПО "МАЯК" БУДЕТ ПРИНИМАТЬ ОТРАБОТАННОЕ ЯДЕРНОЕ ТОПЛИВО В
    УСТАНОВЛЕННЫЕ ГРАФИКОМ СРОКИ
    Как сообщил "Информ-Экологии" начальник центральной заводской
лаборатории ПО "Маяк" Сергей Ровный, производство работает в нормальном
режиме, кроме остановленного завода No 235 по переработке ОЯТ
   "Мы рассчитываем в короткие сроки получить от Госатомнадзора разрешение
на переработку отработанного ядерного топлива, - сказал Сергей  Ровный. -
Но и сейчас без дела не сидим. Так что слухи о том, что "пациент (то есть
ПО "Маяк") скорее мертв, чем жив" лишены всяческих оснований. Нам никто не
запрещал ввозить ОЯТ на наши склады, поэтому электростанции с реакторами
ВВР-440 могут не волноваться - заберем у них отработанное топливо в
установленные графиком сроки".
         14.01.03. ЛЕНТА НОВОСТЕЙ, "Информ-Экология" (г.Екатеринбург),  
                               amazonka@informeco.ru

    УРАЛЬСКИЕ ЭКОЛОГИ ПРИВЕТСТВУЮТ ПРИОСТАНОВКУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    РАДИОХИМИЧЕСКОГО ЗАВОДА НА ПО "МАЯК"
    Как сообщила "Информ-Экологии" пресс-секретарь Уральского
экологического союза Ольга Подосенова, экологи заявляют, что приостановка
деятельности крупнейшего ядерного предприятия ПО "Маяк", занимавшегося
переработкой ядерных отходов демонстрирует несостоятельность планов
Минатома по ввозу импортного ОЯТ на территорию России.
    "Закрытие химкомбината на ПО "МАЯК" разрушает созданный Минатомом
миф о совершенных технологиях замкнутого топливного цикла - считает
руководитель общественной организации "Планета надежд" Надежда Кутепова
(Озерск). - На деле оказывается, что запрет на очевидно опасный для
окружающей среды сброс жидких радиоактивных отходов в открытые водоемы,
делает невозможным весь цикл переработки ОЯТ".
    "Работая при этом на устаревшем оборудовании, износ которого
составляет порядка 60%, химкомбинат таит в себе огромную опасность для
всего Уральского региона. Поэтому законные требования Госатомнадзора по
усовершенствованию технологий и снижению опасности, по мнению экологов,
должны побудить руководство предприятия решать созданные им проблемы", -
заявила Ольга Подосенова.
     14.01.03. ЛЕНТА НОВОСТЕЙ, "Информ-Экология" (г.Екатеринбург),
                               amazonka@informeco.ru

    МИНАТОМ ВРЕМЕННО ЖЕРТВУЕТ "МАЯКОМ", ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ
    КОНТРАКТЫ НА ВВОЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОЯТ
    Сегодня международная экологическая группа "Экозащита" подвергла
критике стремление Минатома получить разрешение США импортировать в Россию
ядерные отходы, находящиеся под американским контролем, в обмен на закрытие
ПО "Маяк" (Озерск, Челябинская область), одного из основных российских
предприятий по утилизации ОЯТ (отработанного ядерного топлива). По
информации группы "Экозащита", полученной, как они заявляют, из источника
в руководстве Министерства по атомной энергии РФ, отзыв лицензии у ПО "Маяк"
санкционирован высшим руководством Минатома.
    Напомним, самое грязное ядерное предприятие России лишилось лицензии
1 января, официально об этом было объявлено в пятницу, 10 января. В
соответствие с официальной версией, решение о не продлении лицензии было
принято Госатомнадзором. Однако, по версии источника в руководстве
Минатома, такое решение не могло быть осуществлено без одобрения высшего
руководства атомной отрасли. "Самостоятельно Госатомнадзор никогда не
решился бы на такие действия. Закрыть "Маяк" даже на законных основаниях
не может никто, кроме нас", - заявил источник в Минатоме в воскресенье.
Резкое изменение в политике Минатома объясняется стремлением заработать
на ввозе в Россию иностранных ядерных отходов, считает источник.
Администрация США, которая контролирует свыше 80% ОЯТ в мире, неоднократно
указывала Минатому на то, что попытки импортировать отработавшее топливо
с Запада обречены на провал до тех пор, пока в России продолжается
переработка ОЯТ (т.е. выделение из ОЯТ реакторного плутония). В 1999-м
министр по атомной энергии РФ Евгений Адамов подписал предварительный
договор с США о прекращении переработки ОЯТ в России в обмен на пакет
экономической помощи, однако впоследствии отказался от своего решения. В
середине 2001 года российский президент одобрил пакет законопроектов,
направленных на ввоз в Россию иностранного ОЯТ. Руководство Минатома
неоднократно заявляло о том, что этот "бизнес" способен принести в бюджет
страны около 20 млрд. долл. Однако, Минатому за прошедшее время не удалось
подписать ни одного нового контракта на ввоз ОЯТ. Экологические организации
неоднократно требовали закрыть самое грязное предприятие Минатома,
поскольку "Маяк" уже не первый год сбрасывает радиоактивные отходы в
открытые водоемы, что нарушает законодательство РФ. На "Маяке" в
настоящее время скопилось огромное количество ядерных отходов, а их общая
радиоактивность равняется 20 чернобыльским выбросам. Однако, со временем
государству все равно придется вернуть предприятию лицензию на переработку
ОЯТ, поскольку просто хранить завезенное из-за рубежа непеработанное
топливо также запрещено российским законодательством. Зеленые же теперь
протестуют по двум направлениям сразу - и против ввоза импортного ОЯТ и
против любой деятельности "Маяка".
   МОНИТОРИНГ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ НОВОСТЕЙ В СМИ 14.01.03
         "Информ-Экология" (г.Екатеринбург), amazonka@informeco.ru

    ГУБЕРНАТОР
    ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО Губернатору Челябинской области П.Сумину
в связи с невыдачей лицензии на продолжение переработки топлива
на ПО "Маяк".
    Уважаемый Петр Иванович,
    Как Вам уже известно, Госатомнадзор России, федеральный надзорный
орган в области использования ядерной энергии, не продлил лицензию на
деятельность завода 235, завода по переработке отработавшего ядерного
топлива, основного предприятия ПО "Маяк". Основание отзыва лицензии -
систематическое нарушение "Маяком" Водного кодекса и Закона "Об охране
окружающей среды", запрещающих сброс жидких радиоактивных отходов в
открытые водоемы нашей области.
    Причина остановки завода 235 (РТ-1), возникла не сегодня. На протяжении
всей своей истории химкомбинат сбрасывает жидкие радиоактивные отходы в
открытые водоемы, объекты окружающей среды, игнорируя современные
требования экологической безопасности. Радиоактивные отходы продолжают
сливать в естественные и искусственные водоемы, никак не изолированные от
окружающей природной природы. В результате деятельности ПО "Маяк"
произошло и происходит радиоактивное загрязнение значительной территории
Уральского региона, в том числе и водных объектов. Основными источниками
радиоактивного загрязнения являются радиоактивные сбросы в р.Теча и
окружающие ПО "Маяк" водные объекты.
    Крайне неблагоприятная радиационная обстановка в Челябинской области
является одной из основных причин высокой заболеваемости и смертности
проживающего на его территории населения.
    Подобная ситуация могла сложиться только в результате бездействия
уполномоченных органов государственной власти, в том числе, и
администрации региона. Мы просим ответить на вопросы, которые интересуют
многих жителей нашей области.
    Почему политический лидер Челябинской области Петр Сумин с 1993 г.
настаивает на запредельно дорогом строительстве Южно-Уральской атомной
станции, вместо того, чтобы озадачиться мерами по предотвращению прорыва
плотины на последнем 11 водоеме Теченского каскада, что сделать гораздо
дешевле, быстрее, и результат предотвращенной катастрофы был бы уже
сегодня?
    Почему строительство Южно-Уральской атомной станции считается
руководством Челябинской области панацеей от всех экологических проблем,
возникших в результате деятельности ПО "Маяк" и почему не рассматриваются
другие варианты? Почему глава Администрации Челябинской области Петр
Сумин так и не поддержал в 1996-1997 гг. строительство сухого хранилища
для топлива атомных подводных лодок на Севере, несмотря на то, что
Норвежское правительство имело твердое намерение профинансировать его, и,
в результате, отработанное ядерное топливо с Севера продолжают ввозить
в нашу область?
    Почему губернатор П.Сумин допустил в 1998 г. строительство хранилища
плутония в Челябинской области в 100 км от государственной границы,
поставив население края в ситуацию крайнего риска, в том числе и
террористических акций? Почему о таком опасном объекте не информировано
должным образом Министерство по Чрезвычайным ситуациям и не заказан план
ликвидации чрезвычайной ситуации в области в случае аварии на этом объекте?
    Почему в 2003 году губернатор П. Сумин обещает Президенту России
невозможное - изобрести за несколько миллиардов долларов из государственного
бюджета, средств налогоплательщиков, способ переработки отходов с помощью
Южно-Уральской атомной станции, - вместо того, чтобы договариваться о
разумном, но срочном выделении средств на экстренную модернизацию аварийной
плотины 11 водоема? Плотину из-за несовершенства конструкции может прорвать
уже в течение ближайших 3 лет, 400 млрд. кубометров жидких радиоактивных
отходов покатятся в Ледовитый океан, смывая прибрежные села на Тече,
Исети, Тоболе и Оби.
    Почему губернатор П.Сумин игнорирует информацию об острой, кризисной
экологической ситуации в области в связи с продолжающейся переработкой
топлива и производством и сбросом радиоактивных отходов, поступающую от
общественных объединений?
    Почему губернатор П.Сумин не реагирует на информацию государственных
ведомств о том, что в области сложилась кризисная экологическая ситуация
в связи с поступлением радиоактивного загрязнения из Карачая в Теченский
каскад? Почему губернатор П.Сумин попустительствует ПО "Маяк", которое
в нарушении Закона "Об охране окружающей среды" и Водного кодекса
сбрасывает жидкие радиоактивные отходы в отрытые водоемы? Почему,
практически, став на защиту конституционных прав и интересов жителей
Челябинской области, эту деятельность прекратило лишь федеральное
ведомство - Госатомнадзор, а правительство области продолжает хранить
молчание?
    Почему население нашей области должно нести ответственность не только
за "результаты поспешного освоения технологий" и героическое ядерное
прошлое, но и за настоящее, сегодняшнее, некомпетентное управление
экологическими проблемами области?
    Движение за ядерную безопасность неоднократно привлекало Ваше
внимание к проблеме систематического нарушения ПО "Маяк" российского
законодательства. Мы с 1990 года собирали подписи жителей области и
передавали их администрацию области, депутатам и в правительство,
проводили публичные акции, вели переговоры с местной властью и
правительством, и обращались в Суд. И, наконец, в мае 2002 году мы
выиграли в Верховном Суде процесс об отмене разрешения на переработку
отработавшего ядерного топлива на невозвратной основе. Практически, это
решение Верховного Суда России о запрещении переработки топлива со
сбросом отходов в водные объекты.
    Не предоставление Госатомнадзором России основной лицензии ПО "Маяк"
стало результатом многолетнего общественного "призыва" к этому предприятию
соблюдать российское законодательство.
    В очередной раз свою обеспокоенность Госатомнадзор изложил в справке
для Парламентских слушаний в Государственной Думе России "О регулировании
безопасности при обращении с жидкими радиоактивными отходами, накопленными
в Теченском каскаде водоемов", 29 ноября 2002, на которых присутствовали
представители администрации Челябинской области. Госатомнадзор отмечает,
что ПО "Маяк" не выполняют требуемый современным законодательством
Российской Федерации и международными правовыми документами объем работ,
направленных на повышение безопасности водоемов-хранилищ жидких
радиоактивных отходов. Не проводится тщательный анализ источников
формирования сбросов, отсутствуют детальные программы прекращения сбросов
отходов в водоемы-хранилища. Ежегодные сбросы жидких отходов только в
водоемы В-3 и В-4 Теченского каскада составляет около 3 тысяч кюри при
объеме около 4 млн. кубических метров. Отсутствуют проекты вывода из
эксплуатации водоемов-хранилищ ЖРО. Не уделяется должное внимание
разработке технологий переработки низко- и среднеактивных ЖРО. Не в полной
мере реализованы все необходимые меры по мониторингу фильтрационных утечек
через чаши водоемов-хранилищ ЖРО и миграции радионуклидов в окружающей
среде. Проводимые работы по консервации Карачая практически сводятся к
созданию на площадке этого водоема приповерхностного хранилища твердых
радиоактивных отходов, содержащих долгоживущие радионуклиды. Решение
проблем долговременной безопасности водоемов-хранилищ ЖРО эксплуатирующими
организациями отложено. В настоящее время водоемы-хранилища Теченского
каскада водоемов эксплуатируются, в основном, в соответствии с отраслевыми
документами. Указанные ведомственные документы создавались на основе
законодательства СССР и, как правило, не отражают подходов к обеспечению
безопасности при решении проблем реабилитации территорий в свете
современных требований, установленных законодательством РФ, Международными
правовыми документами и рекомендациями международных организаций.
Эксплуатация Теченского каскада водоемов осуществляется с нарушением
ряда положений нормативных правовых документов.
    Закончившаяся в декабре 2002 года лицензия была выдана "Маяку" в
порядке исключения сроком на один год - под обещания привести деятельность
предприятия в соответствие с действующими экологическими нормативами. ПО
"Маяк" этого не сделал.
    Современное предприятие не может считаться высоко технологичным и
отвечающим требованиям времени при таком отношении к экологическим
требованиям и действующему законодательству, как это сложилось на ПО
"Маяк", и в Минатоме в целом. Об этом неоднократно с тревогой говорили
не только лидеры экологического движения, но и многие ученые, политики,
надзорные ведомства. А "Маяк" продолжает жить, словно он в прошлом веке,
когда Атомград ковал ядерный щит СССР, а экологические, правовые, этические,
социальные вопросы вообще никого не трогали. Но на дворе - 21 век.
Изменились не только экологические требования, уровень общественного
мнения, профессионализм общественных организаций - изменилась страна, мир
стал другим. Поэтому-то директор химкомбината В.Садовников сравнивает
вверенное ему производство с "пожилыми родителями: Родитель сделал, что
мог, и должен уйти".
    Именно в этом и заключается главный принцип развития - устаревшие
технологии должны уходить. От морально и физически устаревших технологий
либо отказываются совсем, либо им на смену вводят более современные,
отвечающие букве закона, и требованиям времени, наконец. Но когда
менеджмент предприятия или региона, в погоне за сиюминутной, и чаще всего
личной или узкого круга лиц, выгодой, не обеспечивает своевременную
замену  технологий - возникает кризис. Ситуация на ПО "Маяк" - пример
из школьного учебника.
    Это кризис не только технологий, но и команд, стоящих у руля, и ядерного
предприятия, и области.
    Н.Миронова, председатель "Движения за ядерную безопасность",
    А.Талевлин, вице-президент общественного объединения
                "Правосознание", 11 января 2003 г.
                 Источник: enwl-inf@lew.spb.org, 13 января 2003 г.

    ВЛАСТИ РОССИИ
                           Президенту России В.В.Путину
                           Премьер-министру России М.М.Касьянову
    АТОМНАЯ ОТРАСЛЬ ДОЛЖНА СОБЛЮДАТЬ ЗАКОН
    С января 2003 г. деятельность ПО "МАЯК" (Челябинская область)
по переработке отработавшего ядерного топлива не законна, так как
Госатомнадзор РФ отказался продлить действие соответствующей лицензии
в связи с открытым и явным нарушением ПО МАЯК законов "Об использовании
атомной энергии",  "Об охране окружающей среды", и Водного кодекса,
запрещающих сброс радиоактивных отходов в связанные с природной средой
открытые водоемы.
    Сделанное - хотя и важный, но лишь первый шаг по приведению
деятельности предприятий Минатома России в соответствие с российским
законодательством, введению его в правовые рамки.
    Известно, что ряд других  предприятий Минатома (в том числе
Сибирский химический комбинат (Томская область), Горно-химический
комбинат (Красноярский Край), НИИ атомных реакторов (Ульяновская область)
продолжают противозаконную, по нашему мнению, практику сброса жидких
радиоактивных отходов в подземные горизонты, что может привести к опасным
последствиям для больших территорий.
    Известно, что предприятия ядерного топливного цикла не платят за
радиоактивное загрязнение окружающей среды, что не только является
нарушением закона "Об охране окружающей среды", но и лишает Минатом
экономического стимула к природоохранной деятельности. Известно, что в
нарушение ряда законов, предприятия Минатома скрывают  данные по
загрязнению окружающей среды и по негативным последствиям своей
деятельности для здоровья населения, и даже используют органы ФСБ для
противодействия экологическим организациям получать гарантированную
Конституцией России экологическую информацию.
    На предприятиях Минатома в нарушение российских законов происходит
незаконное, без получения положительного заключения государственной
экспертизы, сооружение производств и внедрение новых технологий.
    Приветствуя первый важный шаг по принуждению Минатома России к
соблюдению российских законов, мы НАСТАИВАЕМ:
 1. На укреплении позиций Госатомнадзора как государственного надзорного
органа в области регулирования ядерной и радиационной безопасности при
использовании атомной энергии в мирных и оборонных целях.
 2. На строгом соблюдении требований федерального законодательства в
отношении предприятий ядерного топливного цикла.
 3. На соблюдении органами государственной власти конституционных прав
граждан на получение информации, охрану здоровья, благоприятную окружающую
среду, на страхование и возмещение ущерба здоровью и имуществу граждан.
 4. На срочном принятии закона о возмещении ядерного ущерба и нормативов
платы за радиоактивное загрязнение окружающей среды и закона об обращении
с радиоактивными отходами.
 5. На открытости планов и сроков природоохранных мероприятий на ПО "Маяк",
которые могли бы стать основной для возобновления деятельности завода 235
и публикации планов по снижению опасности аварийного сброса в окружающую
среду жидких радиоактивных отходов, хранящихся Теченском каскаде водоемов;
а также на снятии секретности с нормативных актов о временных лимитах
поступления радиоактивных веществ в окружающую среду.
                                    19 января 2003 г.
1. А.Яблоков, Центр экологической политики России, Москва
2. Н.Миронова, Движение за ядерную безопасность, Челябинск
3. В.Меньщиков, Фонд экологического возрождения, Москва
4. А.Виноградова, Балаковское отделение Всероссийского общества охраны
                  природы, Балаково
5. В.Михеев, Гражданский Центр ядерного нераспространения, Красноярск
6. М.Пискунов, "Центр содействия гражданским инициативам", Димитровград.
7. Г.Кабиров, Общественное объединение "Теча", Челябинск
8. С.Пащенко, Ученые Сибири за Глобальную Ответственность, Новосибирск
9. М.Кабирова, Общественный благотворительный фонд помощи жертвам
   радиации, Муслюмово
10. А.Севастьянов, Общественное объединение "Правосознание", Челябинск
11. В.Чупров, энергетический департамент Гринпис России, Москва
12. Л.Попова, Центр ядерной экологии и энергетической политики,
    Международный Социально-экологический Союз, Москва
13. А.Никитин, Экологический правозащитный центр "Беллона", Санкт-Петербург
14. Н.Гусева, Златоустовская городская общественная организация "Клуб
    деловой женщины", Златоуст
15. (открыто для присоединения)
    Прислал С.Пащенко, pashenko@ecolog.nsk.ru, 20 января 2003 г.

Перейти к началу страницы