Союз "За химическую Безопасность"
экология и права человека
Об издании
Содержание и поиск
Последний выпуск
Предыдущий выпуск
журнал Индекс
Index
Выпуск 94, 17 июня 2000
                                             Будни защиты природы

         ДОРОГА В АДЫГЕЕ: ЭКОЛОГИ ПОБЕДИЛИ НАЧАЛЬНИКОВ

    "СПОР ЭКОЛОГОВ И ВЛАСТЕЙ АДЫГЕИ НАСЧЕТ МАРШРУТА АВТОДОРОГИ
МАЙКОП - ЧЕРНОМОРСКОЕ ПОБЕРЕЖЬЕ ОКОНЧАТЕЛЬНО РАЗРЕШЕН.
ПРИНЯТО РЕШЕНИЕ О РЕКОНСТРУКЦИИ ДОРОГИ МАЙКОП-ТУАПСЕ
    В конце апреля 2000г. в Москве состоялась встреча Президента
Республики Адыгея А.А.Джаримова, Губернатора Краснодарского края
Н.И.Кондратенко и Руководителя Федерального Дорожного Агентства
Российской Федерации В.Г.Артюхова. На этой встрече было принято
решение о том, что из всех вариантов трассы автодороги от Майкопа
до Черноморского побережья будет выбран вариант Майкоп-Туапсе. В
контексте существующих природоохранных проблем в сфере развития
автотранспортной сети в регионе это решение имеет огромное значение.
    Руководство Республики Адыгея на протяжении последних лет
усиленно лоббировало проект строительства автодороги Майкоп-Лагонаки-
Дагомыс через территорию Кавказского заповедника. Осуществление этого
проекта несло огромную угрозу уникальнейшим природным комплексам
плато Лагонаки и Фишт-Оштенского горного массива и нарушало целый
ряд Законов и Кодексов Российской Федерации.
    Это вызвало широкую кампанию противодействия со стороны
общественных экологических организаций региона, требования которых
после нескольких месяцев общественной кампании поддержало руководство
Госкомэкологии России и ряда других государственных организаций.
Экологическая общественность в качестве альтернативы дороге Лагонаки-
Дагомыс предлагало реконструкцию существующей автодороги Майкоп-Туапсе.
Однако власти Адыгеи заявлил, что эта дорога не отвечает национальным
интересам республики.
    В результате действий общественности, Госкомэкологии России и
других организаций Экспертный совет при Правительстве России НЕ одобрил
проект строительства автодороги Майкоп-Лагонаки-Туапсе. После этого
осенью прошлого года со стороны Адыгеи была выдвинута новая идея -
строительство автодороги по маршруту Майкоп-Дагестанская-Отдаленный-
Лазаревское. Эта трасса также затрагивала бы уникальные природные
районы и пересекала теперь уже заповедную зону Сочинского национального
парка, что также недопустимо согласно федеральному законодательству.
    Строительство дороги по этому маршруту намечалось включить в
Федеральную программу социально-экономического развития Северо-
Кавказского региона на период до 2005 года. Это также встретило
сопротивление со стороны общественностим и эти планы руководства
Адыгеи также не получили поддержки в Москве. Решение о выборе варианта
Майкоп-Туапсе ставит заключительную точку в долгой дискуссии о маршруте
трассы автодороги от Майкопа до Черноморского побережья. На этот раз
здравый смысл победил.
    Дорога Майкоп - Туапсе имеет длину 133 км. Она соединяет столицу
Республики Адыгея и второй по значению порт на черноморском побережье
России. Данная дорога появилась в 50-е годы, в результате строительства
отдельных ведомственных дорог для обслуживания нефтегазовых
месторождений и трубопроводов. С начала 60-х годов она функционирует
как единая автодорога. Эта дорога является наиболее коротким маршрутом,
обеспечивающим выход из Республики Адыгея и юго-восточных районов
Краснодарского края к черноморскому побережью. Однако по ряду причин
поток автотранспорта по этой дороге очень мал. Основной причиной
является крайне неудобный переход через Главный Кавказский хребет на
Шаумянском перевале. Крайне изрезанный профиль дороги, крутые подъемы,
гравийное покрытие на этом участке очень сильно затрудняют движение
транспорта. И основной поток автотранспорта из этих районов сейчас
направляется в объезд по дороге Краснодар-Джубга-Туапсе, несмотря на
то, что это значительно удлиняет расстояние.
    Реконструкция этой автодороги предусматривает строительство
туннеля длиной около километра в районе Шаумянского перевала,
строительство объездных дорог вокруг Майкопа, Апшеронска, Хадыженска,
Туапсе и других населенных пунктов общей длиной 71 км., обновление
дорожного полотна на существующей трассе дороги. Планируется, что в
дальнейшем эта дорога станет частью транспортного коридора Кореновск-
Усть-Лабинск - Майкоп - Туапсе.
    Реализация этого проекта нанесет большой ущерб природе, так как
вся трасса автодороги проходит в горно-лесной зоне и воздействие на
природные комплексы при строительстве и эксплуатации будет
значительным. Однако экологическая общественность в целом поддерживает
этот проект, как наиболее целесообразный для решения экономических
задач при наименьшем отрицательном воздействии на окружающую среду.
    В сравнении с другими проектами автодорог через Главный
Кавказский хребет он в наименьшей степени затрагивает дикую природу,
так как проходит главным образом по уже существующей автотрассе.
    Что НЕ снимает необходимости проведения государственной
экологической экспертизы и осуществления процедуры ОВОС в отношении
этого проекта".
    Источник: Независимая экологическая служба по Северо-Западному
              Кавказу, Майкоп, 13 июня 2000 г., ies@maykop.ru

Перейти к началу страницы