Союз "За химическую Безопасность"
экология и права человека
Об издании
Содержание и поиск
Последний выпуск
Предыдущий выпуск
журнал Индекс
Index
Выпуск 84, 2 июня 2000
                                            Против ядерного лобби

             АНТИЯДЕРНАЯ РОССИЯ: ОТ СЛУШАНИЙ ДО ПИКЕТОВ

СЛУШАНИЯ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

    Российско-американские слушания в г.Ростове-на-Дону прошли на
должном уровне, несмотря на отдельные националистические взгляды
некоторой части "зеленых" и СМИ на присутствие американцев.
    Эта небольшая часть считает, что "зеленые" от общения с
американцами теряют авторитет в обществе. На слушаниях широко были
представлены обе части донского казачества. И те, и другие заверили
в прямых акциях неповиновения. В тот же день по окончании слушаний
в администрации области собрали всех окружных атаманов области, и в
присутствии 25 атомщиков во главе с директором РоАЭС устроили им
прессинг. Беседа длилась 3 часа. Из всех присутствующих атаманов
только сальский сказал о том, что станция нужна, а наш восточный
атаман Саватеев изрек: "Может быть она и нужна". Остальные атаманы
остались непоколебимы.
    3 июня состоится круг Войска в Новочеркасске в 10.00, где казаки
будут принимать решение о конкретных действиях. На круг приглашены
представители экологических организаций и эксперты общественной
экспертизы.
     Председатель движения "За безъядерный Дон" Ирина Резникова

                   ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ
   общественных слушаний "Перспективы развития безопасной
             энергетики в Ростовской области"
             Ростов-на-Дону, 29-30 мая 2000 г.

    Ядерное разоружение, начавшееся в России и в США в результате
достигнутых договоренностей, породило ряд проблем, наиболее важной
из которых является дальнейшая судьба расщепляющихся материалов,
высвобождаемых в результате демонтажа части ядерных арсеналов двух
стран. Признавая необходимость ядерного разоружения, участники
слушаний отмечают, что выбор вариантов обращения с плутонием,
высвобождаемым из ядерных боеголовок, требует всестороннего,
взвешенного и ответственного подхода, с учетом принципа
нераспространения ядерного оружия и соблюдения экономических
интересов.
    Также, в соответствии с Конституцией России, при выборе стратегий
обращения с плутонием, высвобождаемым в ходе ядерного разоружения,
должны быть учтены экологические критерии, а именно: предотвращение
загрязнения окружающей среды радионуклидами и соблюдение прав граждан
на благополучную среду обитания, жизнь и здоровье.
    Ядерная индустрия отдает приоритет диспозиции оружейного плутония
в виде МОКС-топлива для использования в легководных реакторах, в
России это реакторы типа ВВЭР-1000. Одним из кандидатов для реализации
программы по МОКС-топливу является первый блок Ростовской АЭС, если он
будет введен в эксплуатацию. Таким образом, ядерный реактор, и без того
являющийся объектом повышенного технологического риска, при
использовании в нем оружейного плутония будет представлять еще больший
риск для окружающей среды и населения.
    Необходимо констатировать, что возможности энергообеспечения
Ростовской области без пуска Ростовской АЭС далеко не исчерпаны, а
проблема энергодефицита здесь является скорее надуманной, чем реальной.
Потери энергии при ее производстве, передаче и потреблении в России
достигают почти 50 %.
    Сама же Ростовская АЭС может и должна быть использована как
энергетический объект на неядерном топливе. Перепрофилирование на
наиболее экологичный вид топлива - природный газ - еще не работавшей
атомной станции технически осуществимо, экономически необременительно
и в конечном счете выгодно. Такие проекты рассматривались в разных
странах, в том числе в России, и признаны более экономичными по
сравнению с эксплуатацией атомной станции.
    В связи с вышесказанным, мы считаем, что:
    1. Строительство и пуск Ростовской АЭС невозможны без выполнения
следующих условий:
* обязательного учета мнения населения Ростовской области, а
  также территорий других областей, прилегающих к этому объекту;
* приведения объекта и проекта Ростовской АЭС в соответствие с
  требованиями существующего природоохранного законодательства РФ
  и современными правилами размещения атомных станций;
* проведения обязательной независимой исчерпывающей
  строительно-технической экспертизы всех объектов, зданий и
  сооружений, а также основных конструкционных узлов и элементов
  Ростовской АЭС;
* проведения экономического анализа эксплуатации Ростовской АЭС
  в сравнении с использованием на ней других видов топлива и с
  другими источниками энергии, с учетом затрат на разработку и
  поддержание системы обеспечения безопасности населения в случае
  чрезвычайной ситуации.
    2. Использование на Ростовской АЭС, в случае ее пуска, МОКС -
топлива как энергетического сырья недопустимо ни при каких
обстоятельствах.
    Касаясь проблемы использования МОКС - топлива в технологическом
цикле российских ядерных реакторов типа ВВЭР и других, участники
слушаний отмечают, что:
* проблема такого масштаба не должна решаться только в интересах
  ядерной индустрии;
* Минатом России должен представить на государственную
  экологическую экспертизу Концепцию обращения с плутонием,
  высвобождаемым в процессе ядерного разоружения и Программу
  утилизации оружейного плутония в России;
* население регионов, которые так или иначе связаны с реализацией
  МОКС - программы, имеет право на полную и достоверную информацию об
  основных проблемах использования плутония в виде МОКС - топлива в
  реакторах АЭС; сложившаяся ситуация замалчивания информации по
  данной проблеме и игнорирования общественного мнения опасна тем,
  что может привести не только к социальному конфликту, но и к
  непредсказуемым по своим масштабам последствиям;
* проблема обращения с плутонием, высвобождающимся в процессе
  ядерного разоружения; должна быть предметом совместного обсуждения
  и решения федеральных и местных органов власти, министерств и ведомств,
  неправительственных организаций, и в первую очередь жителей и органов
  местного самоуправления районов, прилегающих к атомным объектам, на
  которых планируется хранение и использование плутония в виде МОКС-
  топлива; при этом население должно быть проинформировано о
  технологических решениях и мероприятиях по защите окружающей среды,
  защите здоровья населения и прав людей, подверженных риску, связанному
  с процессом утилизации плутония.
    Участники слушаний отмечают, что назрела необходимость широкого
исследования и внедрения неядерных (возобновимых) источников энергии
в Ростовской области, что представляется более  экономически выгодным
и экологически безопасным для Ростовского региона, играющего
исключительно важную роль в аграрном секторе экономики России, а также
для ныне живущих и будущих поколений.
    Поэтому мы настоятельно РЕКОМЕНДУЕМ Правительству РФ совместно
с Администрацией Ростовской области организовать исследование по
возможным путям альтернативного энергообеспечения Ростовской области,
включая возможное перепрофилирование Ростовской АЭС на неядерное
топливо, в первую очередь на природный газ.
    Необходимо развивать государственные и негосударственные программы
по энергосбережению и энергоэффективности. Экономия энергетических
ресурсов и эффективное использование энергии позволит не только
высвободить дополнительные энергетические мощности, но и создать
гораздо большее количество рабочих мест, чем при использовании ядерных
технологий.
    Отмечая положительный опыт работы Волгоградской областной Думы,
участники слушаний настоятельно рекомендуют органам законодательной
власти местного и регионального уровня разработать и принять Положения
по обеспечению безопасности населения и окружающей природной среды в
районах расположения атомных станций и других экологически опасных
объектов, с обязательным привлечением представителей общественности
и независимых экспертов.
    Участники слушаний поручают межрегиональному движению "За
безъядерный Дон" в 30-дневный срок оформить материалы слушаний,
опубликовать их и направить заинтересованным сторонам и участникам
слушаний.
              Источник И.Резникова, irina@volgodonsk.cityline.ru
                                    31 мая 2000 г.

ПИКЕТ В ТАТАРИИ
(ответ правительству, одобрившему 25 мая
ввоз радиоактивных отходов в страну)

     Антиядерный пикет в Казани.
     31 мая перед зданием Госсовета на центральной площади Казани
собрался пикет. Около ста человек представителей Татарского
общественного центра и Антиядерного общества Татарстана в числе
других пожеланий требовали от проходящих мимо депутатов Госсовета
принятие законов запрещающих  захоранивать и провозить через
Республику Татарстан радиоактивные материалы и отходы.  Пикетчики
также выступили против изменения 50 статьи Закона об окружающей
среды России. В некоторых областях России депутаты поддержали
инициативу  Минатома по 50 статье. Поэтому и в Казане пикетчики
выдвинули плакаты "Не позволим изменить статью 50, превратить Россию
и Татарстан в радиоактивную свалку." Среди депутатов и присутствующих
граждан раздавались обращение Антиядерного общества Татарстана и
велся сбор подписей под обращением (см. ECO-HR.69).
                     Источник: ROOT@tiyrt.kcn.ru, 2 июня 2000 г.

Перейти к началу страницы