Союз "За химическую Безопасность" экология и права человека |
Об издании Содержание и поиск Последний выпуск Предыдущий выпуск |
журнал Индекс |
Выпуск 84, 2 июня 2000 |
Против ядерного лобби АНТИЯДЕРНАЯ РОССИЯ: ОТ СЛУШАНИЙ ДО ПИКЕТОВ СЛУШАНИЯ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ Российско-американские слушания в г.Ростове-на-Дону прошли на должном уровне, несмотря на отдельные националистические взгляды некоторой части "зеленых" и СМИ на присутствие американцев. Эта небольшая часть считает, что "зеленые" от общения с американцами теряют авторитет в обществе. На слушаниях широко были представлены обе части донского казачества. И те, и другие заверили в прямых акциях неповиновения. В тот же день по окончании слушаний в администрации области собрали всех окружных атаманов области, и в присутствии 25 атомщиков во главе с директором РоАЭС устроили им прессинг. Беседа длилась 3 часа. Из всех присутствующих атаманов только сальский сказал о том, что станция нужна, а наш восточный атаман Саватеев изрек: "Может быть она и нужна". Остальные атаманы остались непоколебимы. 3 июня состоится круг Войска в Новочеркасске в 10.00, где казаки будут принимать решение о конкретных действиях. На круг приглашены представители экологических организаций и эксперты общественной экспертизы. Председатель движения "За безъядерный Дон" Ирина Резникова ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ общественных слушаний "Перспективы развития безопасной энергетики в Ростовской области" Ростов-на-Дону, 29-30 мая 2000 г. Ядерное разоружение, начавшееся в России и в США в результате достигнутых договоренностей, породило ряд проблем, наиболее важной из которых является дальнейшая судьба расщепляющихся материалов, высвобождаемых в результате демонтажа части ядерных арсеналов двух стран. Признавая необходимость ядерного разоружения, участники слушаний отмечают, что выбор вариантов обращения с плутонием, высвобождаемым из ядерных боеголовок, требует всестороннего, взвешенного и ответственного подхода, с учетом принципа нераспространения ядерного оружия и соблюдения экономических интересов. Также, в соответствии с Конституцией России, при выборе стратегий обращения с плутонием, высвобождаемым в ходе ядерного разоружения, должны быть учтены экологические критерии, а именно: предотвращение загрязнения окружающей среды радионуклидами и соблюдение прав граждан на благополучную среду обитания, жизнь и здоровье. Ядерная индустрия отдает приоритет диспозиции оружейного плутония в виде МОКС-топлива для использования в легководных реакторах, в России это реакторы типа ВВЭР-1000. Одним из кандидатов для реализации программы по МОКС-топливу является первый блок Ростовской АЭС, если он будет введен в эксплуатацию. Таким образом, ядерный реактор, и без того являющийся объектом повышенного технологического риска, при использовании в нем оружейного плутония будет представлять еще больший риск для окружающей среды и населения. Необходимо констатировать, что возможности энергообеспечения Ростовской области без пуска Ростовской АЭС далеко не исчерпаны, а проблема энергодефицита здесь является скорее надуманной, чем реальной. Потери энергии при ее производстве, передаче и потреблении в России достигают почти 50 %. Сама же Ростовская АЭС может и должна быть использована как энергетический объект на неядерном топливе. Перепрофилирование на наиболее экологичный вид топлива - природный газ - еще не работавшей атомной станции технически осуществимо, экономически необременительно и в конечном счете выгодно. Такие проекты рассматривались в разных странах, в том числе в России, и признаны более экономичными по сравнению с эксплуатацией атомной станции. В связи с вышесказанным, мы считаем, что: 1. Строительство и пуск Ростовской АЭС невозможны без выполнения следующих условий: * обязательного учета мнения населения Ростовской области, а также территорий других областей, прилегающих к этому объекту; * приведения объекта и проекта Ростовской АЭС в соответствие с требованиями существующего природоохранного законодательства РФ и современными правилами размещения атомных станций; * проведения обязательной независимой исчерпывающей строительно-технической экспертизы всех объектов, зданий и сооружений, а также основных конструкционных узлов и элементов Ростовской АЭС; * проведения экономического анализа эксплуатации Ростовской АЭС в сравнении с использованием на ней других видов топлива и с другими источниками энергии, с учетом затрат на разработку и поддержание системы обеспечения безопасности населения в случае чрезвычайной ситуации. 2. Использование на Ростовской АЭС, в случае ее пуска, МОКС - топлива как энергетического сырья недопустимо ни при каких обстоятельствах. Касаясь проблемы использования МОКС - топлива в технологическом цикле российских ядерных реакторов типа ВВЭР и других, участники слушаний отмечают, что: * проблема такого масштаба не должна решаться только в интересах ядерной индустрии; * Минатом России должен представить на государственную экологическую экспертизу Концепцию обращения с плутонием, высвобождаемым в процессе ядерного разоружения и Программу утилизации оружейного плутония в России; * население регионов, которые так или иначе связаны с реализацией МОКС - программы, имеет право на полную и достоверную информацию об основных проблемах использования плутония в виде МОКС - топлива в реакторах АЭС; сложившаяся ситуация замалчивания информации по данной проблеме и игнорирования общественного мнения опасна тем, что может привести не только к социальному конфликту, но и к непредсказуемым по своим масштабам последствиям; * проблема обращения с плутонием, высвобождающимся в процессе ядерного разоружения; должна быть предметом совместного обсуждения и решения федеральных и местных органов власти, министерств и ведомств, неправительственных организаций, и в первую очередь жителей и органов местного самоуправления районов, прилегающих к атомным объектам, на которых планируется хранение и использование плутония в виде МОКС- топлива; при этом население должно быть проинформировано о технологических решениях и мероприятиях по защите окружающей среды, защите здоровья населения и прав людей, подверженных риску, связанному с процессом утилизации плутония. Участники слушаний отмечают, что назрела необходимость широкого исследования и внедрения неядерных (возобновимых) источников энергии в Ростовской области, что представляется более экономически выгодным и экологически безопасным для Ростовского региона, играющего исключительно важную роль в аграрном секторе экономики России, а также для ныне живущих и будущих поколений. Поэтому мы настоятельно РЕКОМЕНДУЕМ Правительству РФ совместно с Администрацией Ростовской области организовать исследование по возможным путям альтернативного энергообеспечения Ростовской области, включая возможное перепрофилирование Ростовской АЭС на неядерное топливо, в первую очередь на природный газ. Необходимо развивать государственные и негосударственные программы по энергосбережению и энергоэффективности. Экономия энергетических ресурсов и эффективное использование энергии позволит не только высвободить дополнительные энергетические мощности, но и создать гораздо большее количество рабочих мест, чем при использовании ядерных технологий. Отмечая положительный опыт работы Волгоградской областной Думы, участники слушаний настоятельно рекомендуют органам законодательной власти местного и регионального уровня разработать и принять Положения по обеспечению безопасности населения и окружающей природной среды в районах расположения атомных станций и других экологически опасных объектов, с обязательным привлечением представителей общественности и независимых экспертов. Участники слушаний поручают межрегиональному движению "За безъядерный Дон" в 30-дневный срок оформить материалы слушаний, опубликовать их и направить заинтересованным сторонам и участникам слушаний. Источник И.Резникова, irina@volgodonsk.cityline.ru 31 мая 2000 г. ПИКЕТ В ТАТАРИИ (ответ правительству, одобрившему 25 мая ввоз радиоактивных отходов в страну) Антиядерный пикет в Казани. 31 мая перед зданием Госсовета на центральной площади Казани собрался пикет. Около ста человек представителей Татарского общественного центра и Антиядерного общества Татарстана в числе других пожеланий требовали от проходящих мимо депутатов Госсовета принятие законов запрещающих захоранивать и провозить через Республику Татарстан радиоактивные материалы и отходы. Пикетчики также выступили против изменения 50 статьи Закона об окружающей среды России. В некоторых областях России депутаты поддержали инициативу Минатома по 50 статье. Поэтому и в Казане пикетчики выдвинули плакаты "Не позволим изменить статью 50, превратить Россию и Татарстан в радиоактивную свалку." Среди депутатов и присутствующих граждан раздавались обращение Антиядерного общества Татарстана и велся сбор подписей под обращением (см. ECO-HR.69). Источник: ROOT@tiyrt.kcn.ru, 2 июня 2000 г.