Союз "За химическую Безопасность"
экология и права человека
Об издании
Содержание и поиск
Последний выпуск
Предыдущий выпуск
журнал Индекс
Index
Выпуск 827, 3 сентября 2002
                                  Право на общественную активность

                 РОМАНТИКИ (ДРУЗЬЯ ЗЕМЛИ) ПРИЗЫВАЮТ

    СООБЩЕНИЕ
    Дорогие друзья, к нам в сервис БанкМонитор обратилась координатор
международной организации "Друзья Земли" Janneke Bruil с просьбой
перевести на русский язык и распространить среди экоНПО стран СНГ
обращение к международным финансовым институтам.
    Ниже вы найдете текст этого обращения на русском языке и оригинал на
английском, а также список НПО со всего мира подписавших это обращение.
Как Вы увидите, в этом списке почти нет НПО из стран СНГ.
    На предстоящей 28-29 сентября 2002 г. ежегодной встрече Всемирного
Банка вопросы развития добывающей промышленности будут одними из
ключевых. Те организации (именно организации, а не частные лица),
которые захотят подписать это обращение, пожалуйста, отправьте название
своей организации, город и страну (на английском языке) непосредственно
      Яноке (Janneke Bruil), janneke@foei.org
      Friends of the Earth International
      International Financial Institutions Programme
                                    www.foei.org/ifi
    Успехов, А.Книжников, ИСАР-Москва, clearh@online.ru

    ПРИЗЫВ ПО-РУССКИ
    Призыв к международным финансовым институтам отказаться от поддержки
проектов по добыче ископаемых видов топлива и горнодобывающей
промышленности.
    Мы, подписавшиеся ниже организации, призываем к незамедлительному
мораторию и последующему прекращению финансирования международными
финансовыми институтами (МФИ), такими как, Многосторонние банки
развития (МБР) и Агентства кредитования экспорта (АКЭ), проектов по
добыче ископаемых видов топлива и горнодобывающей промышленности.
    По оценкам, в период с 1995 по 1999 г. МФИ вложили в эти проекты около
55 млрд. долл. (не включая проекты по строительству электростанций на
ископаемом топливе). Эти инвестиции способствовали еще более масштабному
финансированию таких проектов со стороны частного сектора.
    Проблемы, связанные с добычей ископаемых видов топлива и
горнодобывающей промышленностью, включают:
 * Разрушение окружающей среды.
   Проекты по добыче ископаемых видов топлива и  горной добыче угрожают
биоразнообразию и разрушают естественные ландшафты. Разливы токсичных
веществ, сжигание нефти и отходы производства горной промышленности
разрушают локальные  экосистемы и наносят вред здоровью людей. На
глобальном уровне проекты по добыче ископаемых видов топлива способствуют
процессам катастрофического изменения климата и уже наблюдающемуся росту
температур, приводящему к увеличению уровня моря, а также к изменению
погодных условий.
 * Нарушение прав человека.
   Добыча топливных ресурсов и полезных ископаемых очень часто связана с
репрессиями, нарушениями прав человека и притеснением коренных народов.
В результате реализации некоторых проектов произошло принудительное
переселение местного населения и нарушение его образа жизни. При
авторитарных режимах репрессии использовались, чтобы защитить проекты и
их инвесторов. Эти конфликты, происходящие из-за борьбы за ресурсы,
возможности получения земли и выплаты компенсаций могут оказать влияние
на и без того непростую социальную ситуацию и привести к вооруженным
конфликтам.
 * Сомнительные воздействия на процессы развития.
   Нет ни одного статистического подтверждения тому, что инвестиции в
добычу топливных ресурсов и и других полезных ископаемых существенно
увеличивают показатель ВВП для большинства развивающихся стран или,
что эти проекты заведомо приносят хоть некоторую прибыль местному
населению, которое в этом нуждается больше всего, Согласно некоторым
исследованиям, в действительности, страны, чья экономика основана на
добыче природных ресурсов, имеет показатель развития ниже, чем у
стран, не богатых природными ресурсами, что отчасти является
результатом коррупции и арендной политики этих стран.
    Поэтому мы публично призываем международные финансовые институты
полностью отказаться от проектов, связанных с использованием ископаемых
видов топлива и разработкой месторождений других природных ресурсов, и
обеспечить поддержку проектов по борьбе с бедностью и предотвращению
глобального изменения климата.
    Это касается всех этапов производственного процесса: геологоразведочных
работ, пробного бурения и разработки месторождений; строительства
соответствующей инфраструктуры, т.е. трубопроводов и дорог, а также любого
финансового и нормативно-законодательного консультирования и программ,
направленных на поддержку таких проектов. Несмотря на то, что здесь могут
быть исключения, решение о финансировании проекта должно быть открытым
процессом и приниматься при участии гражданского общества, а за местным
ёнаселением должно сохраняться право наложения вето на проект. Отказ от
финансирования вышеупомянутых проектов должен сопровождаться решением о
поддержке проектов, которые бы отвечали энергетическим нуждам бедных
слоев населения и основывались бы на принципах развития возобновляемых
источников энергии и энергосбережения - именно это должно послужить
стандартом для удовлетворения будущего спроса на энергию.
    По причинам, указанным выше, мы, подписавшиеся под этим документом
организации, призываем международные финансовые институты (МБР и АКЭ)
объявить мораторий на разработку новых проектов в области добычи
ископаемых видов топлива и разработки месторождений природных ресурсов.
Этот мораторий должен включать ниже перечисленные условия:
 * Установление строгого запрета на финансирование любым МФИ новых
проектов по добыче топливных ресурсов и полезных ископаемых в зонах
расположения ценных природных ресурсов; на территориях, принадлежащих
коренным народностям; областях, где местное население выступает против
таких проектов, а также зонах повышенной вероятности вооруженных
беспорядков, где активная разработка ресурсов может привести к
милитаризации и возникновению вооруженных конфликтов. Для того чтобы
установить эти критические, "закрытые" зоны, МФИ должны незамедлительно
начать консультации и открытую работу с гражданским обществом и
правительствами.
  * Детальная повторная оценка всех незаконченных проектов, которые
имеют воздействие на территории, о которых говорилось выше, с целью
нахождения лучших вариантов для реализации этих проектов или отказа от
них, если подобные варианты не существуют.
  * Разработка детальных планов действий для полного отказа от
финансирования таких разрушительных проектов в течение ближайших 5-ти
лет. Эти планы должны предусматривать систематичное внедрение новых
политик и проектов по позитивным целенаправленным кредитным
преобразованиям, которые тем самым дадут возможность МФИ достигать
двойной цели - сокращению бедности и предотвращению катастрофического
изменения климата.
 * МФИ должны взять на себя ответственность за любое вредное воздействие
своих проектов на экосистемы и экономические и социальные условия для
местного населения. Поэтому необходимо провести изучение воздействий,
которые энергетические проекты МФИ уже оказали на развивающиеся страны
и положение коренных народностей. МФИ должны выделить ресурсы для выплаты
компенсаций за нанесенный ущерб и для восстановления пострадавших
территорий.
 * МФИ должны признать необходимость ограничить количество инвестиций
также и в другие отрасли и проекты, которые основаны на технологии
интенсивного использования ископаемого топлива и побочных нефтяных
продуктов.
 * МФИ должны уважать суверенные права местного населения на выбор
собственных путей развития, основанных на их собственных приоритетах и
предпочтениях. Поэтому МФИ должны повсеместно реализовывать политику,
позволяющую местному населению, подверженному воздействию со стороны
проектов, финансируемых МФИ, свободно устанавливать свои решения по
проекту и иметь возможность изменить его или запретить.
 * Существует документация, которая подтверждает, что Агентства
кредитования экспорта финансируют проекты, способствующие экологическому
и социальному "опустошению" для местного населения и способствующие
усилению процесса глобального потепления. В течение двух лет АКЭ должны
начать существенные преобразования в сторону принятия обязательных
экологических стандартов и должны заменить проекты по добыче топливных
ресурсов на проекты по возобновляемой энергии. В противном случае, АКЭ
должны быть упразднены.

    ТО ЖЕ ПО-АНГЛИЙСКИ
    Towards  a Phase-Out of International Financial Institution Support of
Fossil Fuel and Mining Projects
    We, the undersigned organizations, are calling for an immediate
moratorium  on,  and  subsequent phase-out of all financing for fossil
fuel  and  mining  projects  by  International Financial Institutions,
including  Multilateral  Development Banks and Export Credit Agencies.
It  is  estimated  that  from  1995-1999,  IFIs allocated around US$55
billion  to  projects  in  these  sectors  (not  including fossil fuel
thermal generating plants). This financing catalyzed even more private
sector financing.
    Problems associated with fossil fuel and mining developmentinclude:
 -Environmental destruction
Fossil  fuel  and  mining  projects  threaten biodiversity and destroy
pristine  lands.  Toxic  spills,  oil flares, and mining waste destroy
local ecosystems and harm human health. On a global level, fossil fuel
projects contribute to catastrophic climate change, and worsen already
increasing  temperatures,  rising  sea  levels,  and  volatile weather
patterns.
 - Human rights violations
Fossil  fuel  and  mining  extraction  is  too  often  associated with
repression,  violations of human rights, and suppression of the rights
of  indigenous  peoples.  Projects  have forcibly displaced indigenous
peoples  and  destroyed  their  way of life. Authoritarian regimes use
repression  as  a  way  to protect projects and their investors. These
conflicts  over  resources,  access to land, and compensation can fuel
already volatile social situations and lead to armed conflict.
 -Dubious development impact
There  is  no  body  of statistical evidence demonstrating that fossil
fuel  and  mining  investments  substantially  enhance  GDP  for  most
"developing"  countries,  or that these projects automatically deliver
measurable  benefits  to  the  communities that need it most. In fact,
some   research  shows  that  extraction-based  economies  have  lower
development  indices  than natural resource-poor countries, partly the
result of corruption and rent-seeking.
    For these reasons, we call on publicly financed International
Financial  Institutions  to  phase  out  of  financing fossil fuel and
mining investments. Instead they should use their scarce resources for
projects  that  tackle  the  dual  challenge  of combating poverty and
stopping  catastrophic climate change. This phase-out should cover all
phases of the fossil-fuel and mining cycles: prospecting, exploration,
test  drilling,  exploitation,  as  well  as  construction  of related
infrastructure  such  as  pipelines  and  roads, and any financial and
regulatory advice or programs by IFIs that favor such projects.
    While  there  could  be some exceptions to the phase-out, these should
only  be determined through genuine local participatory processes, and
local  communities  should  retain  the  right  to veto projects. This
phase-out  should  be complemented by a phase-in of energy investments
that  meet  the  energy  needs of the poor, and are based on renewable
energy  and energy efficiency projects that should be the standard for
meeting future energy demands.
    For the reasons set out above, the undersigned organizations call on
International  Financial  Institutions  (MDBs  and ECAs) to agree on a
moratorium  for  new  investments  in fossil fuel and mining projects.
This moratorium would allow for:
    The establishment of a strict ban on financing by any IFI for any new
fossil  fuel  and  minerals  exploration  projects  in  areas  of high
conservation  value,  territories  of indigenous peoplesТ and nations,
areas  where  local  communities oppose such projects, and areas where
investments  will  exacerbate  armed conflict. IFIs should immediately
consult  and  work  openly  with  civil  society  and  governments  to
establish these critical no-go zones.
    A detailed reevaluation of all pending projects which have an impact
on  the  areas  mentioned  above,  with  the  objective to find better
alternatives  for these projects or to cancel the project when no such
alternatives exist
    Development of concrete action plans for a complete phase-out of
financing  for  these types of projects within five years. These plans
should   systematically  identify  policies  and  projects  that  help
phase-in  a  positive targeted energy lending shift, to enable IFIs to
target   the   dual   goal   of  eradicating  poverty  and  preventing
catastrophic climate change.
    IFIs  must  assume  responsibility  for  any  damage  caused  by their
projects  to  ecosystems  and to the economic and social situations of
communities.  It  is  therefore  necessary to carry out a study of the
impacts  that  energy  policies  and  projects  of  IFIs  have  had on
developing countries and the plight of specific communities. IFIs must
provide  resources  for  the  compensation  of damage and the physical
restoration of affected areas.
    IFIs must acknowledge the need to limit investments in other sectors
and  projects  that  are based on technologies with high use of fossil
fuels and oil byproducts.
    IFIs should respect the sovereign rights of communities to choose
their  own  development  path,  based  on  their  own  priorities  and
preferences.  Therefore,  IFIs  must  establish  participatory systems
through  which communities to be affected by IFI financed projects can
freely  establish their decisions on the project, with the capacity to
modify or veto such projects.
    Export Credit Agencies have been documented to finance the
environmental  and  social  destruction  of  local  communities and to
exacerbate long-term global climate change. ECAs must begin meaningful
transformation  towards  binding environmental standards and portfolio
shifts  away from fossil fuels and towards renewable energy within two
years, or they should be abolished.

    Signed by (organizations only):

InternationalNetworks
ANPED,Northern Alliance for Sustainability
A   SEED Europe
CEE Bankwatch Network
Fern
Focuson the Global South
Friendsof the Earth International
GreenpeaceInternational
InternationalRivers Network
OilwatchInternational

Argentina
Amigosde la Tierra
AsociacionArgentina de Medicos por el Medio Ambiente

Australia
AID/WATCH
EnvironmentCentre of the Northern Territory
Friendsof the Earth

Austria
Global2000
Bosniaand Herzegovina
FONDECO
BrazilComissгoPrу-Нndio de Sгo Paulo
NъcleoAmigos da Terra
Redede Florestas

Bulgaria
Za  Zemiata

Cameroon
CED,Center for Environment and Development
GlobalVillage

Canada
HalifaxInititiative, Working Group on the Export Development
Corporation

Colombia
CENSATAgua Viva
UGAM

CostaRica
COECOCEIBA,Amigos dela Tierra
MesaNacional Campesina

Croatia
CompostCenter
GreenAction
KNEYA,Society for Expansion of Positive Awareness and Improvement of
    Living
LOBI,Association for Development and Local Communities
OsijeckiZeleni
ZEUS

CzechRepublic
Centrumpro Dopravu a Energetiku
HnutiDuha

Ecuador
AcciуnEcolуgica
DECOIN,Defensa y Conservacion Ecologica de Intag

El  Salvador
CESTA

Denmark
NOAH

Estonia
EestiRoheline Liikumine

France
AgirIci
Amisde la Terre
Comitйde soutien а la candidature de Marc Jutier а l'йlection
prйsidentielle
    de 2002
Comitйpour l'Annulation de la Dette du Tiers-Monde
FranceLibertйs Fondation Danielle Mitterrand
Rassemblementpour l'Ecologie et la Solidaritй
RйseauFoi et Justice Afrique-Europe

Georgia
GreenAlternative

Germany
BUND
GermanWatche.V.
Urgewald

Ghana
Friendsof the Earth

Hungary
EnergyClub
MagyarTermйszetvйdisk Szцvetsйge

Indonesia
Advocationand Promotion of Empowerment for Indigenous Natural
    Resources
KALIPTRAWALHI

Ireland
Reclaimthe Streets Dublin

Italy
Campagnaper la Riforma della Banca Mondiale
Societyfor International Development

Japan
ChikyuNo Tomo

Kenya
EnvironmentalistesSans Frontieres

Latvia
GreenLiberty

Lithuania
AtgajaCommunity
LithuanianGreen Movement

Macedonia
Ecologists'Movement

MiddleEast
Friendsof the Earth

Netherlands
ATTACNetherlands
BothENDS
Hivos
ICCO
LandelijkUniversitair Milieuplatform
Milieudefensie
Organisationfor Latin America Activities
TransnationalInstitute
Wemos
XminY

Nicaragua
CentroHumboldt

Nigeria
EnvironmentalRights Action
IjawCouncil for Human Rights

Norway
NorgesNaturvernforbund

Paraguay
SOBREVIVENCIA

Peru
IndigenousPeoples' Biodiversity Network
Labo

rPhilippines
LegalRights and Natural Resources Center-Kasama sa
Kalikasan

Romania
MamaTerra

Slovakia
CEPA,Center for Environmental
Public Advocacy
Friendsof the Earth

SouthAfrica
AID,Alternative
Information & Development Centre
GreenParty of South Africa

Spain
Amigosde la Tierra
Tecnicsper un Futur No Nuclear

Switzerland
BerneDeclaration
Pro Natura
SwissCoalition of Development Organizations

Tanzania
OCODECO
Lawyer'sEnvironmental Action Team

Ukraine
NationalEcological Centre

UnitedKingdom
Downto Earth: the International Campaign for Ecological Justice in
    Indonesia
Friendsof the Earth England, Wales and Northern Ireland
NorthWest Trading
The Corner House

UnitedStates of America
AmericanLands Alliance
AnimalWelfare Institute
BirdEnterprises
C.A.G.E.Citizens Against Global Exploitation
Coalitionon the Environment
Friendsof the Earth
GlobalExchange
GlobalResponse
GreenpeaceUS
Insitutefor Policy Studies
InternationalSociety for the Preservation of the Tropical Rainforest
NGO Working Group on the Export Development Corporation
PacificEnvironment
PANNAPesticide Action Network North America
ProjectUnderground
SustainableEnergy & Economy Network
TevaLearningCenter
The Shalom Center
Universityof Hartford
ProgressiveStudent Alliance
Universityof New England Environment Group

Uruguay
REDES

Перейти к началу страницы