Союз "За химическую Безопасность"
экология и права человека
Об издании
Содержание и поиск
Последний выпуск
Предыдущий выпуск
журнал Индекс
Index
Выпуск 813, 20 августа 2002
                                           Право на честный бизнес


      БУРЯТИЯ: ЧЕСТНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ СЛУШАНИЯ ПОКА НЕ ПОЛУЧАЮТСЯ
            ("Юкос" и "Транснефть" на российском пленере)

    ВИРТУАЛЬНЫЕ СЛУШАНИЯ СОЗДАЮТ КОНКУРЕНТНУЮ СРЕДУ
    7 августа 2002г. в г.Улан-Удэ были намечены общественные слушания
предварительного варианта ОВОС строительства нефтепровода по так
называемому Северному варианту, где поставки российской нефти в страны
Азиатско-Тихооокеанского региона (АТР) планируют провести по маршруту
Ангарск - Казачинское - Тында (севернее Байкала по БАМу) - Хабаровск
(вдоль трассы Транссиба)-бухта Перевозная (Приморский край), далее нефть
планируется доставлять танкерами морским путем. Общая протяженность
трассы- 3885км, объем экспорта российской нефти в страны АТР 50 млн.т
в год.
    Проектные решения предусматривают прохождение трассы нефтепровода
по территории 7 субъектов РФ( Иркутская область, Республика Бурятия,
Читинская и Амурская области, Еврейская автономная область, Хабаровский
и Приморский края). Ориентировочная стоимость строительства - 5 млрд.
долларов США.
    За неделю до намеченных слушаний представители акционерной кампании
<Транснефть>, выступающие заказчиками грандиозного проекта, дали в двух
местных еженедельниках <Информ Полис> и <Правда Бурятии> объявление,
из которого следовало, что организаторами общественных слушаний является
Правительство Республики Бурятия (РБ), а с предварительными материалами
ОВОС можно ознакомиться в организованной общественной приемной в
гостинице <Бурятия>, время слушаний указано не было. Все попытки
журналистов и заинтересованной общественности узнать кто же именно в
Правительстве РБ готовит слушания и может хоть как-то прокомментировать
проект оказались безуспешными.
    За два дня до начала слушаний по местному телевидению было
обнародовано время начала мероприятия, а 6 августа за день до слушаний
представитель Байкальского центра общественной экологической экспертизы
обнаружил в журнале регистрации замечаний и предложений общественной
приемной <Транснефти>, где лежали семь толстых манускриптов с томами
ОВОС, аж три записи. Тем не менее к началу собрания небольшой конференц-зал
Комитета природных ресурсов по РБ МПР РФ был заполнен до отказа.
    Интерес к этому мероприятию был дополнительно подогрет тем
обстоятельством, что почти за неделю до этого в республике уже прошли
общественные слушания предварительных материалов ОВОС Южного варианта
строительства нефтепровода <Россия - Китай> (Ангарск - Дацин), где в
качестве партнера основного заказчика предпроектной документации ОАО
<НК ЮКОС> фигурирует та же ОАО <АК Транснефть>, сто процентов акций
которой принадлежат государству. Зал примерно на треть был заполнен
представителями <НК ЮКОС> и научного сообщества, задействованного в
проекте частной нефтяной кампании, которые весьма ревниво относятся к
Северному варианту прокладки трассы нефтепровода.
    Вел заседание Первый заместитель министра строительства и
жилищно-коммунального хозяйства РБ Владимир Баранников. Руководитель
проекта Владимир Суханов кратко проинформировал собравшихся об основных
параметрах проекта и предложил посмотреть видеоматериалы о деятельности
акционерной кампании <Транснефть>. Показ рекламных видеороликов было
предложено сократить до минимума, что и было сделано. А затем начались
вопросы и ответы. Их набралось чуть более десятка.
    Вот наиболее характерные.
    Шапхаев С.Г. Директор БРО по Байкалу. Вопрос: <Как будет оформлено
данное совещание? Когда была предоставлена информация для ознакомления
общественности и в каких СМИ? Планируются ли поставки нефти в Китай
через проектируемый нефтепровод? >.
    Суханов В.Д. ОАО <Гипротрубопровод>. Ответ: <Протоколом, как
общественное обсуждение. Объявление было дано 31 июля в местной печати.
Поставки нефти в Китай планируются из дальневосточного терминала морским
путем>.
    Эмдэйн А.Б. Гражданин Бурятии. Вопрос: <Почему не смогли через СМИ
дать информацию для широких масс?>.
    Суханов В.Д. ОАО <Гипротрубопровод>. Ответ: <Презентация проекта
прошла в апреле текущего года>.
    Гомбоев Б.О. Байкальский объединенный институт природопользования
(БОИП) СО РАН. Вопрос: <Является ли южный вариант альтернативой
северному?>.
    Суханов В.Д. ОАО <Гипротрубопровод>. Ответ: <Нет, это два
самостоятельных проекта>.
    Аносова Г.Б. Байкальский центр общественной экологической экспертизы.
Вопрос: <Хватит ли запасов нефти? Будут ли ее покупать, если на подходе
нефть Сахалина? Будет ли ответвление на Китай? Как Вы можете
прокомментировать высказывание Михаила Ходорковского в <АиФ> о
несостоятельности Вашего проекта?>.
    Суханов В.Д. ОАО <Гипротрубопровод>. Ответ: <Потребность большая, в
том числе открытый американский рынок. Ответвление на Китай не планируется.
Такого господина не знаю, точнее знаю, но с его высказываниями не знаком.
Еще раз повторяю, что эти два проекта самостоятельны и не являются
альтернативными.Если все же говорить о достоинствах нашего проекта, то
хотелось бы отметить более низкие эксплутационные затраты и тарифы на
перекачку нефти, поскольку в нашем проекте нефтепровод находится ближе к
разрабатываемым месторождениям нефти Восточной Сибири>.
    Ламажапов С.Н. Народный Хурал Республики Бурятия. Вопрос: <Будут ли
задействованы бюджеты Бурятии и России?>.
    Суханов В.Д. ОАО <Гипротрубопровод>. Ответ: <Строительство будет
осуществляться за счет привлечения кредитов, возврат - за счет оборотных
средств кампании. Бюджеты задействованы не будут>.
    Реплика Белоголовова В.Ф., БРО по Байкалу. <Вы только что нам показали
видеоролик, где В.В.Путин сказал: <Мы истратили на строительство
Балтийской трубопроводной системы 500 млн. долларов (строительство БТС
осуществляло ОАО <АК <Транснефть>)>. Он что у Вас работает или все-таки
это были бюджетные деньги?>.
    Суханов В.Д. ОАО <Гипротрубопровод>. Ответ: <Давайте не будем обсуждать
высказывания Президента>.
    Белоголовов В.Ф. БРО по Байкалу. Вопрос: <Предусмотрена ли
государственная экологическая экспертиза представленных материалов
проекта?>.
    Суханов В.Д. ОАО <Гипротрубопровод>. Ответ: <Участие государственной
экологической экспертизы предусмотрено законом>.
    Шапхаев С.Г. Директор БРО по Байкалу. Вопрос: <По представленным
картографическим материалам проект трассы проходит по Байкальскому
Участку Всемирного Природного Наследия>, как проектировщики оценивают
этот факт?>.
    Выркин В.Ф. Институт географии СО РАН, г. Иркутск. Ответ: <Нами
подготовлен дополнительный вариант трассы, который проходит в обход
данного участка, что увеличивает его длину на 90 км>.
    Татьков Г.И. Геологический институт  СО РАН. Вопрос: <Как ознакомиться
с техническими условиями проекта?>.
    Суханов В.Д. ОАО <Гипротрубопровод> Ответ: <В течении 30 дней по
вашей заявке Вам будет предоставлен интересующий материал>.
    Идымов Д.Ж. Минстрой и ЖКХ РБ Вопрос: <Согласовывается ли прохождение
трассы по Участку Всемирного Наследия с международными организациями?>.
    Лбов А.В. Представитель комитета природных ресурсов по РБ МПР РФ.
Ответ: <Границы участка точно не определены>.
    Лбов А.В. Вопрос: <Срок эксплуатации трубопровода? Затраты на
рекультивацию?>. Суханов В.Д. ОАО <Гипротрубопровод>. Ответ: <Срок
эксплуатации не определен. Обычно он составляет 35 лет. Затраты на
рекультивацию учтены в полном объеме>.
    Бадмаев Т.Е. Корреспондент. Вопрос: <Площади изымаемых земель?
Площади рекультивируемых земель?>.
    Суханов В.Д. ОАО <Гипротрубопровод>. Ответ: <Изымаемых земель нет.
Полоса временного отвода 39 метров, за исключением наземных сооружений
(насосные станции, узловые задвижки), которые отводятся в постоянное
пользование>.
    Выступавшие представители научных учреждений СО РАН, большинство из
которых задействовано в южном варианте проекта <НК ЮКОС>, обрушились с
жесткой критикой северного варианта. Поскольку, по их собственному
признанию, возможности детально ознакомиться с предпроектными материалами
<Транснефти> они не имели, можно с большой долей вероятности предположить,
что все отмеченные недостатки были по аналогии позаимствованы в хорошо
знакомом им  южном варианте трассы.
    Нимажап Бадмаев из Института общей и экспериментальной биологии СО РАН
подчеркнул, что большая часть трассы проектируется через участки вечной
мерзлоты, которая носит островной характер и  с течением времени меняет
свои параметры, что в сочетании с высокой сейсмичностью и высокогорьем
существенно повышает риски аварийных ситуаций.
    Арнольд Тулохонов, директор БОИП СО РАН помимо проблем с островной
мерзлотой был озабочен тем обстоятельством , что трасса будет пересекать
бассейн реки Верхняя Ангара, третьего по величине притока Байкала, и в
случае утечек нефти мы можем лишиться гигантского экспортного потенциала
байкальской питьевой воды. Он заявил, что его институт подготовил проект
создания национального парка в устье Верхней Ангары на севере Байкала и
призвал Правительства РБ и РФ путем экспертных оценок и моделирования
определиться где лучше строить трассу: по северу или по югу. В заключении
Арнольд Кириллович не забыл упомянуть, что выполнение проекта с точки
зрения финансовых и технических возможностей в условиях Республики
Бурятия нереально.
    В процессе выступлений и обсуждений представителями НПО было зачитано
Обращение (см. Приложение) в адрес Президента РБ Потапова Л.В. и
руководства кампании <Транснефть>, в котором предлагалось ввиду нарушений
нескольких пунктов известного Положения об ОВОС от 16 мая 2000г.с.
общественные слушания признать несостоявшимися и провести их в
соответствии с установленным законодательством, т.е. через месяц после
подачи первого объявления в СМИ.
    В.Д.Суханов заявил, что не признает действие Положения и
руководствуется исключительно федеральным законом <Об экологической
экспертизе>. После непродолжительных дебатов собрание завершилось без
обсуждения и принятия какого-либо решения. Однако, после настойчивых
напоминаний со стороны представителей неправительственных организаций
Владимир Суханов предложил встретиться для обсуждения текста Протокола
и его подписания со всеми заинтересованными лицами в 17 часов в
помещении общественной приемной гостиницы <Бурятия>. На том и порешили.
    Вечер и утро следующего дня прошли в напряженных переговорах, в
процессе которых выяснилось, что Протокол содержал в своей постановляющей
части два вывода с <одобрямс> проекта, которые никем не озвучивались и
не обсуждались во время собрания, в качестве участников были записаны
представители органов местного самоуправления Северобайкальского района,
которые на собрание приехать не смогли из-за задержки авиарейса. Но самое
главное, представители <Транснефти> наотрез отказались вносить в текст
Протокола пункт о Предмете разногласий между заказчиком и общественностью
по вопросу нарушений процедуры общественных слушаний, регламентируемой
уже упоминавшимся Положением об ОВОС.
    В конце концов переговоры завершились в кабинете представителя
Правительства РБ Баранникова В.Г. устным обещанием представителя
<Транснефти> Владимира Андрющенко поместить объявление в официальном
органе исполнительной власти газете <Бурятия> о проведении общественных
слушаний 30 августа 2002 г. в строгом соответствии с законом. После
чего Владимир Баранников, представители НПО и заинтересованные граждане,
в числе которых оказались и представители <НК ЮКОС>, подписали Протокол,
причем Предмет разногласий между заказчиком и общественностью был
зафиксирован тут же рукописным способом авторучкой <вручную>. Тексты
Протокола и Обращения приводятся ниже.
    Спустя неделю 14 августа 2002г. объявление в газете <Бурятия>
действительно вышло, но в нем говорилось о продолжении сбора предложений и
замечаний по проекту, а не о новых общественных слушаниях. Таким образом,
представители кампании <Транснефть> в очередной раз продемонстрировали не
только полное пренебрежение российскими законами, но и элементарное
неуважение к своим собственным обещаниям. Но нет худа без добра. После
слушаний газеты Бурятии как будто прорвало, все они дотоле писавшие
исключительно о финансово-экономических выгодах трубы за одну ночь
<позеленели> и стали писать об экологических последствиях транзита нефти
через территорию республики прямо-таки взахлеб, много внимания уделяется
также процедурным правовым вопросам проведения общественных слушаний.
Объясняется произошедшая метаморфоза по словам журналистов исключительно
<рыночными> причинами: <НК ЮКОС> заключил Соглашение практически со всеми
ведущими пишущими и говорящими СМИ Бурятии, в котором есть маленький
пунктик о лояльности, а неповоротливая <АК>Транснефть> такого Соглашения
заключить не успела. Масштабный характер проекта <Транснефти> и правовая
<упертость> сотрудников кампании,многие из которых ранее много лет
проработали в структуре почившей в бозе Госкомэкологии РФ, заставляют
региональные НПО Сибири и Дальнего Востока искать более эффективные формы
координации своей деятельности.
    Виртуальная пока <труба> нас объединяет.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1
    ПРОТОКОЛ общественных слушаний по рассмотрению материалов
<Обоснования инвестиций в строительство нефтепровода для поставки
российской нефти в страны Азиатско-Тихоокеанского региона>, г.Улан-Удэ
7 августа 2002 г.
    Общественные слушания организованы:
* Правительством Республики Бурятия;
* ОАО <АК <Транснефть>;
* ОАО <Транссибнефть>;
* ОАО <Гипротрубопровод>;
* 000 <ЦУП <Стройнефть>;
    Администрациями муниципальных образований:
* Северобайкальского района;
* Муйского района.
    Информация о проведении общественных слушаний доведена до сведения
общественности через средства массовой информации: газета <Правда Бурятии>,
газета <Информ Полис>, Государственное телевидение Республики Бурятия.
    Выступили:
 Баранников В.Г. - 1-й зам. министра строительства и жилищно-коммунального
хозяйства Республики Бурятия.
 Суханов В.Д. - руководитель проекта.
    Основные положения <Обоснования инвестиций в строительство нефтепровода
для поставки российской нефти в страны Азиатско-Тихоокеанского региона>.
    Демонстрация видеоматериалов.
    В прениях приняли участие представители многих общественных
экологических организаций, контролирующих природоохранных органов, ученые,
специалисты, жители Республики Бурятия.
    Участники общественных слушаний, заслушав и обсудив выступления,
пришли к следующим выводам:
 1. Принять за основу представленный на обсуждение общественности
предварительный ОВОС на стадии обоснования инвестиций в строительство
нефтепровода для поставки российской нефти в страны АТР и согласиться с
необходимостью продолжения проектных работ.
 2. Рекомендовать ОАО <АК <Транснефть> при разработке ТЭО строительства
нефтепровода в страны АТР учесть предложения участников общественных
слушаний, рекомендации граждан и общественных организаций по обеспечению,
максимальной экологической безопасности данного проекта и продолжить
взаимодействие с экологической общественностью Республики Бурятия.
    Приложение:
 1. Список участвующих организаций и физических лиц на _2_листах;
 2. Вопросы, мнения, ответы, предложения, прозвучавшие на общественных
слушаниях на 4 листах.
    Председатель: 1-ый Заместитель министра строительства и коммунального
                  хозяйства Республики Бурятия            В.Г.Баранников
    Секретарь
         Ведущий специалист                                   В.В.Качина
         Минстрой ЖКХ РБ
         Директор Бурятского регионального                    С.Г.Шапхаев
         объединения по Байкалу
    С Протоколом ознакомлен, предмет разногласий между заказчиком и нашей
общественной организацией сформулирован в Приложении 2 (коллективное
обращение <О нарушении закона при проведении общественных слушаний>)
<За устойчивое развитие> (<АУРА>)                      С.Б. Ванчикова
    С протоколом ознакомлена, поддерживаю позицию БРО по Байкалу.
        Директор Байкальского центра общественной экологической
                 экспертизы                            Г.Б. Аносова
    С протоколом ознакомлена, предмет разногласий сформулирован в
                 Приложении 2                       Т.М. Халтагарова
    С протоколом ознакомлена, предмет разногласий: несогласие с
реализацией проекта в связи с био- и физическими рисками  Л.М.Будкевич
    С Протоколом ознакомлена, разделяю позицию БРО по Байкалу
                                                       А.Б.Эмдэйн
    Поддерживаю предложение о проведении общественного обсуждения по
установленной норме                                   Б.О.Гомбоев
    Поддерживаю предмет разногласий, сформулированный в Приложении 2
    Замечание
    Выводы, содержащиеся в результирующей части Протокола, на собрании
не представлялись и не обсуждались и, следовательно, не являются
легитимными.      От БРО по Байкалу                  Шапхаев С.Г.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 2           Президенту ОАО <Транснефть>  Вайншток С.М.
                           Президенту Республики Бурятия Потапову Л.В.
    О нарушении закона при проведении общественных слушаний
    Как нам стало известно, в ряде субъектов федерации в течение прошедшей
и в начале этой недели организовывались общественные слушания по вопросу
экологической безопасности строительства нефтепровода по транспортировке
нефти в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Так, например, 30 июля
слушания проводились в Приморском крае -  в г.Владивостоке, 3 августа -
в г.Хабаровске, 5 августа - в г.Благовещенске, на 7 августа они назначены
в г.Улан-Удэ.
    Согласно Положению <Об оценке воздействия хозяйственной и иной
деятельности на окружающую среду в РФ>, утвержденному приказом Госкомитета
РФ по охране окружающей среды от 16.05.2000 г. No 372 участие общественности
в подготовке и обсуждении материалов оценки воздействия на окружающую среду
обеспечивается заказчиком как неотъемлемая часть процесса проведения ОВОС,
организуется органами местного самоуправления или соответствующими органами
государственной власти при содействии заказчика и в соответствии с
российским законодательством.
    Мы отмечаем, что слушания в указанных субъектах РФ были организованы с
нарушением законодательства.
    Это касается прежде всего информирования общественности о намечаемой
хозяйственной и иной деятельности и привлечения к процессу проведения ОВОС,
начиная с подготовки технического задания (п.2.5 Положения).
    Процедура информирования подробно отражена в разделе IV указанного
Положения и предполагает предоставление информации о сроках и месте
доступности соответствующих материалов для ознакомления не позднее, чем за
30 дней до проведения общественных слушаний. При этом именно заказчик
обязан предоставить всем участникам процесса ОВОС возможность
своевременного получения полной и достоверной информации.
    Однако, в нарушение существующего законодательства в Приморском и
Хабаровском краях, Амурской области и Республике Бурятия информация о
сроках и месте доступности предварительного варианта материалов ОВОС, о
дате и месте проведения общественных слушаний не была опубликована в
указанных законом СМИ (п.3.1.1 Положения) и в установленные законом сроки
(пункт 4.8 Положения). Сроки представления общественности предварительного
варианта материалов ОВОС для ознакомления и представления замечаний
также были грубо нарушены (п.4.10 Положения).
    Учитывая вышесказанное, мы считаем такую практику недопустимой, а
общественные слушания в вышеперечисленных субъектах федерации, включая
Республику Бурятия, несостоявшимися.
    Предлагаем вам организовать и провести общественные обсуждения в
соответствии с действующим законодательством.
    Просим считать это письмо официальным обращением, ответ на которое
просим направить по адресу:
670013, г.Улан-Удэ, ул. Ключевская 40 <А>, Шапхаеву Сергею Герасимовичу.
     От общественной организации Клуб <ФИРН> Санданова Л. Т.
     От общественной организации <Бурятское региональное объединение
по Байкалу>                                       Шапхаев С.Г.
     От общественной организации <За устойчивое развитие> (<АУРА>)
                                                      Федорова И.И.
     Подготовлено Шапхаевым С.Г., Байкальский центр общественных
экологических экспертиз, г.Улан-Удэ, shap@esstu.ru, 19 августа 2002 г.

Перейти к началу страницы