Союз "За химическую Безопасность"
экология и права человека
Об издании
Содержание и поиск
Последний выпуск
Предыдущий выпуск
журнал Индекс
Index
Выпуск 79, 28 мая 2000
                                                      Законы наши

                   БУДЕТ ЛИ ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ
       "ОБ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ И РЕЗЕРВНЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ"
       ПРИВЕДЕН В СООТВЕТСТВИЕ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ?

   Казалось бы,  развитие природоохранного законодательства может идти
только на пользу делу сохранения природы. Но на деле, оказывается, так
происходит не всегда.  Как это ни  пародоксально,  природоохранные  по
названию Законы могут порой служить совсем иным целям.
   В Республике Адыгея в 1998  году  был  подготовлен  республиканский
закон   "Об  особо  охраняемых  и  резервных  природных  территориях".
Разработкой  проекта  этого  закона  занимался  Комитет  по   экологии
Государственного  Совета-Хасэ  Республики Адыгея (РА),  председатель -
А.М.Хатит. С самого начала эта законодательная инициатива многими была
встречена  неоднозначно.  Слишком  уж  сильно  проект республиканского
закона  противоречил  федеральному  законодательству.   Среди   прочих
противоречий   наиболее   выпуклыми  были  положения  проекта  Закона,
согласно которым  территория  Кавказского  заповедника  на  территории
Адыгеи   ставилась   под  республиканский  контроль.  К  сожалению,  у
руководства Адыгеи  преобладают  утилитарные  подходы  к  заповеднику,
которые  ярко  проявились  в  проекте  "Свободной  экономической  зоны
"Адыгея",  в которую намечалось  включить  территорию  заповедника,  и
проекте   строительства  автодороги  Лагонаки-Дагомыс.  И  если  такое
переподчинение произойдет в реальности,  то Кавказский  заповедник  на
территории  Адыгеи  очень  скоро перестанет быть заповедником.  Против
принятия  Закона  РА  "Об  особо  охраняемых  и  резервных   природных
территориях"  в  таком  виде  выступили  Комитет по средствам массовой
информации, культуре, туризму и спорту Государственного Совета-Хасэ РА
и  Социально-экологический  Союз Западного Кавказа.  На многочисленные
противоречия проекта данного Закона федеральным правовым  нормам  было
указано  в  заключении  Правового управления аппарата Государственного
Совета-Хасэ и в письме Адыгейского  филиала  Кавказского  заповедника.
Социально-экологический  Союз  настаивал  на  необходимости проведения
Государственной экологической экспертизы проекта данного закона.
   Однако все это было ПОЛНОСТЬЮ проигнорировано.  26 ноября 1999г. на
сессии Государственного Совета-Хасэ Закон РА "Об  особо  охраняемых  и
резервных природных территориях Республики Адыгея" был принят в первом
чтении. Принятие данного Закона на сессии активно поддержали Президент
Адыгеи  А.А.Джаримов  и  министр  экологии республики Г.Г.Козменко.  В
первоначальный текст  проекта  Закона  за  год  после  его  появления,
несмотря на многочисленные замечания и предложения, не было внесено НИ
ОДНОГО изменения по существу.  Комитет  по  экологии  Государственного
Совета-Хасэ Республики Адыгея,  активно поддерживавший в 1999г.  планы
адыгейских властей построить дорогу Лагонаки-Дагомыс через  территорию
Кавказского заповедника, ни на йоту не пожелал изменять противоречащие
российскому законодательству положения данного Закона.
   После сессии  Государственного  Совета-Хасэ  СоЭС Западного Кавказа
направил  официальное  письмо  о  нарушении  Федерального  Закона  "Об
экологической  экспертизе"  при принятии Закона,  заключавшееся в том,
что  он  был  принят  без  проведения  государственной   экологической
экспертизы.  Письмо  было  направлено  уже  не  только  в Министерство
экологии РА,  но и в Прокуратуру.  На этот раз Министерство не  смогло
проигнорировать  данное обращение.  Приказом министра экологии РА было
назначено проведение государственной экологической  экспертизы  Закона
РА  "Об особо охраняемых и резервных природных территориях".  Но,  как
показали результаты, в ее задачу не входило приведение текста Закона в
соответствие с федеральным законодательством.  В Заключении экспертизы
вообще отсутствует обязательный раздел "Выводы и  рекомендации".  Свои
функции  "по предупреждению возможных неблагоприятных ...  последствий
объекта  экологической  экспертизы",  предписанные  ею   Законом   "Об
экологической   экспертизе",   экспертиза,  проведенная  Министерством
экологии РА, не выполнила.
   Однако проектом  республиканского  Закона  "Об  особо  охраняемых и
резервных  природных  территориях"   серьезно   занялась   Прокуратура
Республики Адыгея. В середине февраля она направила свое заключение по
проекту данного Закона.  Это заключение в  ясной  и  отчетливой  форме
говорит  о несоответствии проекта Закона федеральному законодательству
по большому перечню пунктов.  Но  в  Адыгее  могут  проигнорировать  и
Прокуратуру.   В   прошлом   году   представление   Прокуратуры  РА  о
безотлагательном   предоставлении   проекта    строительства    дороги
Лагонаки-Дагомыс  на государственную экологическую экспертизу так и не
было выполнено.
   В скором  времени  данный  Закон будет предоставлен на рассмотрение
Государственному Совету-Хасэ для принятия во втором чтении.  При  этом
до  сих  пор по данному закону не было проведено ни парламентских,  ни
общественных слушаний.  Все,  что касается этого  Закона,  остается  в
глубокой тайне как для простых граждан, так и для депутатов и даже для
Прокуратуры. Нет никакой информации о том, были ли внесены в него хоть
какие-нибудь   изменения,  предполагается  ли  это  сделать.  Судя  по
прежнему опыту, скорее всего, нет. Учитывая, что большинство депутатов
Государственного  Совета-Хасэ  поддерживают  курс  руководства Адыгеи,
нетрудно предугадать, чем закончится второе чтение данного Закона.

            А.Рудомаха, Независимая Экологическая Служба по 
            Северо-Западному Кавказу,ies@mail.ru, 11 апреля 2000

Перейти к началу страницы