Союз "За химическую Безопасность"
экология и права человека
Об издании
Содержание и поиск
Последний выпуск
Предыдущий выпуск
журнал Индекс
Index
Выпуск 772, 10 июля 2002
                                  Право на общественную активность

          РОССИЯ: ПОХОРОНЫ ПРОШЛОГОДНЕГО ГРАЖДАНСКОГО ФОРУМА

     МЫ ЧЕСТНО ПРИНЯЛИ ИГРУ В ГРАЖДАНСКИЙ ФОРУМ
   - ВОПРОС. В прошлом году, когда готовился Гражданский форум,
обозначились разные точки зрения на проблемы гражданского общества...
   - А.ДАНИЭЛЬ. Вы знаете, вокруг Форума возникло огромное количество
мифов, порожденных и сторонниками, и противниками этого - в общем-то не
такого уж чрезвычайного - предприятия. Например, те, кто был вообще против
Форума, почему-то боялись, что, приняв участие в этой сходке, мы почему-то
"потеряем независимость". Я так и не понял, почему и каким образом мы ее
должны были утратить. С моей точки зрения, потеря независимости, как и
потеря невинности, может случиться либо по обоюдному согласию, либо в
результате насилия. Но и для того, и для другого варианта никаких форумов
собирать не надо.
   Было еще такое - лестное для нас, но тоже неверное - представление,
что в ходе подготовки и проведения Форума мы - "Мемориал", Московская
Хельсинкская группа. Социально-экологический союз, Конфедерация обществ
потребителей и другие крупные сетевые организации - героически отстояли
свои принципы от посягательств со стороны государства и всякого рода его
порученцев, работающих в сфере обслуживания политических заказов власти.
Мы и сами поначалу готовились к подобной "борьбе за принципы". Но,
откровенно говоря, все оказалось не так драматично, как мы ожидали. Не было,
или почти не было, столкновения концепций. По одной простой причине: у
людей, которых мы априори назначили себе оппонентами, вовсе не оказалось
единой внятной концепции гражданского сообщества вообще и Гражданского
форума в частности. А у нас и наших союзников в среде активистов
гражданских организаций такая концепция была. Поэтому наши представления
о Форуме, его целях и задачах были довольно легко приняты.
    Еще один миф: что коварный замысел супостатов состоял в том, чтобы
растворить "московских правозащитников" среди представителей
провинциальных "социальных" организаций, которые, согласно этой версии,
существенно более лояльны по отношению ко всякого рода начальству Будто
бы! Кто понимает, сразу скажет: противостояние какой-нибудь региональной
организации помощи детям, больным диабетом и органов здравоохранения,
губернских или федеральных, куда круче иных чисто "правозащитных" баталий.
Что до независимости, то "регионалам" она ничуть не менее дорога, чем
"москвичам", и "социальщикам" также важна, как правозащитникам.
                         "Известия", 3 июля 2002 года

    И МЫ УЧАСТВОВАЛИ В ПОДГОТОВКЕ "ХИМИЧЕСКОЙ" РАБОЧЕЙ ГРУППЫ
                           Росбоеприпасы
                           129857 ГСП, Москва, ул.Щепкина, 42
                           Генеральному директору Паку З.П.
    10 апреля 2002 г.
    Глубокоуважаемый Зиновий Петрович!
    Во исполнение договоренностей, достигнутых в период Гражданского
Форума (21-22 ноября 2001 года), и распоряжения Правительства Российской
Федерации No 278p от 7 марта 2002 года, для обсуждения и решения
поднимавшихся на Гражданском Форуме вопросов создаются двусторонние
рабочие группы, включающие представителей заинтересованных министерств и
ведомств, с одной стороны, и представителей общественности, с другой стороны.
    Предлагаем Вам в рамках выделенного в распоряжении Правительства
направления "Экологическая политика" создать Рабочую группу по теме
"Социально-экологические аспекты химического разоружения".
    Предложения по составу Рабочей группы и тематике переговоров
прилагаются.
    Со своей стороны мы хотели бы видеть Вас в качестве сопредседателя
Рабочей группы от органов исполнительной власти, с тем, чтобы деятельность
группы могла быть особенно результативной.
    По всем вопросам, касающимся участия представителей общественных
организаций в деятельности Рабочей группы "Социально-экологические
аспекты химического разоружения" просим Вас взаимодействовать с
Президентом Союза "За химическую безопасность", доктором химических наук
Львом Александровичем Федоровым (тел.129-05-96).
    С уважением,
     Со-председатель Совета Международного
    Социально-экологического союза, Член Рабочей группы Оргкомитета
    Гражданского Форума                             С.И.Забелин
     Президент Союза
    "За химическую безопасность",                   Л.А.Федоров
         ПРИЛОЖЕНИЕ
    Предложения по проблематике и составу Рабочей группы
"Социально-экологические аспекты химического разоружения".
   I.Тема: "Социально-экологические аспекты химического разоружения".
   II. Сопредседатель Рабочей группы от общественных организаций -
Федоров Лев Александрович, Президент Союза "За химическую безопасность",
доктор химических наук
   III. Члены Рабочей группы от общественных организаций:
1) Блоков Иван Павлович, Гринпис России (Москва)
2) Меньщиков Валерий Федорович, Центр экологической политики России
   (Москва),
4) Комогорцева Людмила Кимовна, член Областной Думы Брянской области
   (Брянск),
5) Таранов Андрей Иванович, член Областной Думы Кировской области (Киров),
6) Левашов Дмитрий Николаевич, сопредседатель экологической организации
   СПЭС (Дзержинск, Нижегородская область),
7) Алексеева Оксана Тимофеевна, Союз "За химическую безопасность",
   (Чебоксары, Республика Чувашия).
   IV. Министерства и ведомства, представители которых должны быть
приглашены к участию в Рабочей группе со стороны исполнительной власти:
1) Росбоеприпасы (созыв и организация переговоров),
2) Министерство обороны,
3) Министерство здравоохранения,
4) Министерство природных ресурсов,
5) Министерство по чрезвычайным ситуациям,
6) Министерство труда и социальной защиты.
   V. Проблемы, которые предполагается обсудить и решить в рамках
деятельности Рабочей группы:
1)  выполнение Конвенции о химическом оружии в части, касающейся решения
    проблемы старого химического оружия;
2)  экспертиза правовых и нормативных актов, касающихся вопросов хранения,
    транспортировки и уничтожения химического оружия;
3)  экспертиза качества технической документации по объектам уничтожения
    нынешних запасов химического оружия;
4)  экспертиза качества технической документации, касающейся сноса и
    перепрофилирования объектов прошлого производства химического оружия;
5)  экологическая экспертиза всей технической и иной документации процесса
    химического разоружения, включая нормативные документы министерств и
    ведомств;
6)  лечение всех участников прошлого производства химического оружия;
7)  организация социальной помощи всем участникам прошлого производства
    химического оружия;
8)  реабилитация территорий, пострадавших при прошлом производстве
    химического оружия;
9)  мониторинг территорий, пострадавших при прошлых работах с химическим
    оружием, в том числе по испытанию и хранению химического оружия;
10) экспертиза планов ведомственных мероприятий по защите населения,
    проживающего вблизи объектов хранения и уничтожения химического оружия;
11) обеспечение безопасности населения при проведении практических работ
    по хранению, транспортировке, уничтожению химического оружия и сносе и
    перепрофилированию цехов по его производству;
12) восстановление по документам картины прошлых работ с химическим
    оружием в целях решения проблемы старого химического оружия, требуемых
    Конвенцией о химическом оружии;
13) организация общественного контроля процесса химического разоружения;
14) информационное обеспечение общества по вопросам химического оружия.

    В ОТВЕТ НАС ЭЛЕМЕНТАРНО "КИНУЛИ"
    3 июля 2002 г.              Президенту России Путину В.В.
    Господин Президент,
    Направляю Вам для коллекции письма, коими экологическая
общественность России обменялась с Росбоеприпасами, поверив обещаниям -
Вашим и М.М.Касьянова - на прошлогоднем Гражданском Форуме. Мы искренне
отнеслись к Вашему предложению попытаться найти на Гражданской Форуме
возможности для сотрудничества с государственной бюрократией. И мы столь
же серьезно отнеслись к Вашему и М.М.Касьянова распоряжениям о
после-форумной совместной работе по практической реализации достигнутых
договоренностей. И внесли в Росбоеприпасы соответствующие предложения,
имея в виду, что Росбоеприпасы как ведомство, ответственное за химическое
разоружение, объединит под своим началом волнующую общество проблематику -
техническую, экологическую, социальную, медицинскую.
    И получили отлуп от не известного экологическому сообществу генерала.
    Оказывается, по поводу экологической экспертизы проектов уничтожения
химического оружия общественное экологическое движение должно адресоваться
не в Росбоеприпасы и Министерство природных ресурсов, а устраивать
крысиные бега между мифическим советом при правительстве России и Минюстом.
А насчет здоровья людей, которым Росбоеприпасы собираются пожертвовать,
когда начнут уничтожать химическое оружие по "технологии", не прошедшей
экологической экспертизы, общественное движение должно осаждать кабинеты
Минздрава.
    Ну что ж, ответ спесивого генерала - это тоже ответ. Спасибо.
    Многие мои товарищи по общественному экологическому движению говорили
мне, что они прокляли тот день, когда поверили в Ваше искреннее желание
установить прямой контакт с обществом. И я их понимаю. Однако, и Вы должны
понимать, что экологическая общественность не собирается опускать руки,
встретив на своем пути вместо благожелательного Президента страны
спесивого генерала. И ни Вы, ни генерал А.Калинин не должны рассчитывать,
что Росбоеприпасам будет позволено осуществлять не-экологичное химическое
разоружение. Советская бюрократия пожертвовала в годы Отечественной войны
жизнями 100 000 человек - создателей химического оружия - ради общей
Победы. Второй жертвы не будет. Химическое оружие в нашей стране будет
уничтожено только экологично или останется лежать до тех пор, пока Вы не
подберете себе более приемлемый комплект генералов.
    Что касается старого химического оружия (то есть оружия, изготовленного
до 1 января 1946 года и уже не пригодного для прямого боевого
использования), которого не разглядел на просторах России лживый генерал,
то с ним общественность сможет разобраться и без мало на что способных
Росбоеприпасов. Доклад на эту тему с перечислением 350 мест России, где
старое химическое оружие имеется (в частности в мемориальном московском
комплексе Кузьминки), в настоящее время готовится и он будет передан в
Организацию по запрещению химического оружия. Пусть в Гааге решают,
имеется в России старое химическое оружие или не имеется.
    Нам здесь жить.
    Президент Союза "За химическую                     Федоров Л.А.
    безопасность", доктор химических наук

Перейти к началу страницы