Союз "За химическую Безопасность"
экология и права человека
Об издании
Содержание и поиск
Последний выпуск
Предыдущий выпуск
журнал Индекс
Index
Выпуск 741, 9 июня 2002
                                  Право на общественную активность

    ВСТРЕЧА В ДУШАНБЕ: МКУР, ОДЛ, РЭЦ, РПДООС И... БУХАРСКИЙ ОЛЕНЬ

    МКУР-ВСТРЕЧА В ДУШАНБЕ
    15-16 мая в Душанбе, Таджикистан, состоялся семинар
Межгосударственной комииссии по устойчивому развитию государств
Центральноазиатского региона (МКУР) и очередное заседание самой МКУР.
Впервые в работе обоих мероприятий принимали участие представители
неправительственных организаций региона. Напомним, что в сентябре 2001 г.
на министерской встрече в Алматы, Казахстан было принято решение о
создании Региональной рабочей группы НПО по РПДООС - именно ее участники
и были приглашены в Душанбе: С.Акназаров, Казахстан, Ф.Абдрахимова,
Таджикистан, А.Аранбаев, Туркменистан, О.Царук, Узбекистан. К сожалению,
не смог приехать представитель НПО Кыргызстана в данной рабочей группе,
Э.Д.Шукуров. Рабочей группе было предложено высказать свое видение роли
гражданского общества в процессе реализации РПДООС. Ниже приводится текст
этого выступления. Последовавшая дискуссия оказалась довольно бурной и
длительной, порой даже слишком эмоциональной.
    По итогам обсуждения были внесены некоторые предложения в проект
решения МКУР по роли и участию гражданского общества, в том числе о
создании Общественного совета МКУР и привлечении представителей
гражданского общества к работе по реализации РПДООС.
    Ниже мы приводим официальный отчет об этих мероприятиях МКУР,
некоторые выдержки из принятых решений и официальное сообщение о
подписании меморандума по бухарскому оленю. Также мы включили в данный
отчет текст доклада Полные версии могут быть получены после запроса на
наш адрес (см. в конце бюллетеня) либо вы сможете ознакомиться с ними в
ближайшее время, посетив веб-сайт РЭЦ ЦА: www.carec.kz.
    Также в ходе семинара состоялось подписание меморандума между WWF и
странами региона по сохранению бухарского оленя.

    ИНФОРМАЦИЯ О СЕМИНАРЕ по региональному сотрудничеству в
Центральной Азии 15-17 мая 2002 г. в Душанбе, Таджикистан
    15-17 мая 2002 г. в Душанбе состоялся семинар по региональному
сотрудничеству в Центральной Азии. В работе семинара приняли участие
ответственные должностные лица (ОДЛ) министерств охраны окружающей среды
стран Центральной Азии, представители НИЦ МКУР, РЭЦ ЦА, ЮНЕП, ГЭФ и НПО.
    Работа семинара был посвящен обзору прогресса по РПДООС, Концепции
регионального сотрудничества в Центральной Азии и трем обширным планам по
реализации РПДООС, а также анализу пакета проектов РПДООС, подготовленные
ЮНЕП. Представители НПО стран Центральной Азии представили свое видение
механизма участия общественности в РПДООС. Представитель Регионального
офиса ПРООН (Братислава) А.Стейнер проинформировал участников о
предлагаемом сотрудничестве с ПРООН в процессе реализации РПДООС.
    В рабочих группах семинара дорабатывались Концепция регионального
сотрудничества и проектные предложения, предложенные ЮНЕП. Сотрудники НИЦ
МКУР и представители ЮНЕП обсудили проект поддержки НИЦ МКУР "Создание
системы поддержки принятия решений".
    На семинаре был подготовлен и внесен на утверждение МКУР новый
документ "Концепция поддержки реализации процесса РПДООС ЦА" вместо
рассмотренного проекта Концепции регионального сотрудничества.
    Было принято решение о необходимости систематизации и доработки 26
представленных на рассмотрение проектов, и разработки основного
поддерживающего проекта. Также были предложены критерии отбора
приоритетных проектов.
    Из всех документов, подготовленных ЮНЕП, участниками совещания по
РПДООС был принят только один "Создание системы поддержки принятия
решений", который предусматривал техническую поддержку оборудованием
НИЦ МКУР и обучение.
    На третий день, 17 мая 2002 г. состоялась встреча Межгосударственной
Комиссии по устойчивому развитию (МКУР). Во время встречи МКУР были
заслушаны:
 1. Отчет Председателя МКУР г-на Шукпутова А.М. о деятельности МКУР на
    2000-2002 гг. и передача полномочий Министру Республики Таджикистан
    г-ну Шокирову У.Ш.
 2. Информация о ходе подготовки к Всемирному Саммиту по устойчивому
    развитию.
 3. Доклад РЭЦ ЦА и НИЦ МКУР по подготовке Методологии Стратегии
    устойчивого развития ЦА и доработке регионального доклада о
    прогрессе ЦА для Всемирного Саммита по устойчивому развитию
    (Б.К.Есекин - Исполнительный директор РЭЦ ЦА).
 4. Презентация проектного предложения "Система поддержки принятия
    решений" (П.Э.Эсенов - Директор НИЦ МКУР).
 5. Отчет Координатора Управляющего Комитета по прогрессу РПДООС
    (А.Бекеев - Региональный координатор РКДЛ)
 6. Рассмотрение проекта ГЭФ/ЮНЕП "Развитие экосети, как базы для
    долгосрочного сохранения экосистем Центральной Азии", "Меморандума
    по бухарскому оленю", "Подарки земле от стран ЦА" (О.Б.Переладова -
    Всемирный Фонд дикой природы).
    На встрече состоялась передача полномочий Председателя МКУР Министру
охраны природы Республики Таджикистан - Шокирову У.Ш. Была одобрена
проделанная работа МКУР под председательством Министра природных ресурсов
и охраны окружающей среды Республики Казахстан - Шукпутова А.М. за
2000-2002 годы.
    МКУР были приняты и подписаны решения министрами охраны окружающей
среды четырех стран Центральной Азии. Министр охраны природы Туркменистана
отсутствовал по объективным причинам, и подпишет решения в ближайшее время.
    Были одобрены итоги участия МКУР на подготовительных встречах ВСУР и
предложения Кыргызской Республики по формированию единой позиции ЦА на
ВСУР и Киевской встрече Министров Европейского региона.
    Председателю МКУР было поручено, при поддержке РЭЦ ЦА заявить на 4-й
сессии Подготовительного Комитета в Индонезии (Бали) и на ВСУР
(Йоханнесбург) основные положения Заявления Алматинской встречи Министров
и зарегистрировать в формате региональных инициатив "Центрально-Азиатскую
Инициативу по партнерству для устойчивого развития".
    Проведенная РЭЦ ЦА работа по Методологии Стратегии УР ЦА и доработке
Субрегионального доклада о прогрессе за период с 1992 по 2002 гг. была
принята в качестве основы для дальнейшей работы.
    Во время встречи НИЦ МКУР и ЮНЕП подписали Меморандум о реализации
проекта "Развитие Центрально-Азиатской региональной системы поддержки
принятия решений". РЭЦ ЦА и НИЦ МКУР также подписали Меморандум о
сотрудничестве и в соответствии с этим они будут осуществлять обмен
информацией, касающийся их программ, проводимых проектов и мероприятий,
а также исследований, представляющих взаимный интерес, способствовать
региональному сотрудничеству, направленному на решение приоритетных
экологических проблем Центральной Азии, обмену опытом и специалистами,
приглашать представителей другой стороны в проводимых семинарах и
конференциях.
    На встрече была отмечена необходимость обеспечения эффективного
участия общественности в РПДООС и привлечения экспертной группы НПО
региона. Секретариату совместно с РГ НПО поручена разработка Положения
об Общественном Совете МКУР и внесения его на очередное заседание МКУР.
    Также был обсужден и принят за основу план работы МКУР на
2002-2004 гг. Секретариату было поручено доработать его с учетом
замечаний и дополнений к очередному заседанию МКУР.

    ПОДПИСАНИЕ нового соглашения по сохранению находящегося под
угрозой исчезновения бухарского оленя в Центральной Азии
    Душанбе, Таджикистан, 16 мая 2002 года: Новое соглашение по
сохранению бухарского оленя было заключено между Министерствами/Ведомствами
по охране природы Республики Казахстан, Республики Таджикистан,
Туркменистана и Республики Узбекистан.
    Бухарский олень или хангул - исконный вид региона - находится
под угрозой исчезновения. Искусственное регулирование водного режима
рек, деградация местообитаний, браконьерство привели к значительному
сокращению численности вида. Исторически ареал бухарского оленя
включал долины Амударьи и Сырдарьи и их междуречья. В настоящее
время общая численность бухарских оленей составляет порядка 350-450
особей, рассредоточенных в мелких изолированных популяциях.
    Хангул - или Ханский цветок - так называли бухарского оленя народы
Центральной Азии. В прошлые века олень находился под специальной охраной
знати. Распад Советского Союза и национальные конфликты пагубно отразились
на состоянии популяций бухарского оленя, особенно в Республике Таджикистан.
Так, в заповеднике Тигровая балка - основной аборигенной популяции вида,
откуда в 60-70-ых годах он расселялся по всей Центральной Азии - численность
упала в середине 90-ых годов с 400 особей до 100-150, а в Рамите оленей
почти не оставалось.
    Подписанием Меморандума о взаимопонимании по сохранению бухарского
оленя Министерства / Ведомства Центральноазиатского региона подтверждают
общую ответственность по сохранению этого вида и его местообитаний. Они
уверены, что общие скоординированные действия должны быть срочно
предприняты для предотвращения исчезновения сохранившихся популяций.
    Председатель и принимающая сторона данной встречи Министров
Центральной Азии, Министр охраны природы Республики Таджикистан, Его
Превосходительство г-н Шокиров Усмонкул Шокирович, заявил на церемонии
подписания, что он надеется, что Меморандум и прилагаемый к нему План
действий дадут основание для усиления совместной активности по сохранению
вида и его местообитаний, а также для привлечения средств международных
доноров к решению этих проблем. Он поблагодарил секретариат Конвенции по
мигрирующим видам и Центральноазиатскую программу Всемирного фонда дикой
природы за тщательную подготовку Меморандума и плана действий. Он
подчеркнул, что сохранение вольных популяций бухарского оленя - это нечто
большее, чем просто охрана природы - это сохранение национальных
особенностей и традиций региона.
    Г-н Арнульф Мюллер-Хельмбрехт, исполнительный секретарь
Боннской Конвенции, подчеркнул, что бухарские олени пересекают
государственные границы стран участниц - и, таким образом,
эффективность их охраны зависит от координации действий стран-
участниц. Тот факт, что Меморандум будет подписан сотрудничающими
международными организациями, в частности - Всемирным фондом
дикой природы (WWF), Международным Советом охотничьего хозяйства
и охраны охотничьих видов животных (CIS) и Боннской конвенцией -
подтверждает международную озабоченность судьбой вида и состоянием
сохранения биоразнообразия в регионе. Более того, эти подписи
подтверждают, что Международное сообщество готово оказать помощь
странам региона в их усилиях по сохранению этого редкого вида. Др.
Ольга Переладова, Менеджер Всемирного Фонда дикой природы по
региону Центральной Азии отметила, что некоторые из необходимых мер
по сохранению бухарского бухарского оленя уже предпринимаются или
разрабатываются в рамках проекта WWF, финансируемого
Нидерландами. Однако она подчеркнула, что это только начало, и
требуется сделать гораздо больше для сохранения и восстановления
природных популяций вида. Президент CIS, г-н Дитер Шрамм,
подтвердил готовность своей организации поддержать определенные
действия: только в том случае, если наши совместные действия будут
успешными, в дальнейшем мы сможем перейти от сохранения вида к его
устойчивому использованию, что может послужить компонентом
экономического развития региона и послужить повышению уровня жизни
местных сообществ. Именно в этом направлении Международное охотничье
сообщество готово оказывать свою помощь странам-участницам.
    Главы природоохранных Министерств / Ведомств региона собрались в
Таджикистане для обсуждения и утверждения Регионального плана действий
по охране окружающей среды (РПДООС), разрабатываемого под патронажем и
при финансировании ЮНЕП, и данный Меморандум о взаимопонимании и План
действий по охране бухарского оленя является первым практическим шагом в
осуществлении декларируемого РПДООС регионального сотрудничества.

    МЕХАНИЗМ УЧАСТИЯ ОБЩЕСТВЕННОСТИ и предложения для выполнения РПДООС
    На Алмаатинской встрече Министров охраны окружающей среды государств
Центральной Азии (сентябрь 2001 г.) было принято решение о создании
региональной рабочей группы НПО по доработке РПДООС. Там же в ее состав
было делегировано по одному представителю НПО от каждой страны, при этом
предполагалось, что на базе этой рабочей группы должен быть создан
Общественный Совет МКУР. Хотя, если быть абсолютно точным, еще около двух
лет назад (осень 2000 г.) МКУР уже предлагала НПО всех стран региона
выдвигать свои кандидатуры в состав подобного совета, но тогда это так и
закончилось ничем.
    Мы, члены этой рабочей группы, выражаем свою признательность за
приглашение нас для участия в этом семинара и заседании МКУР. В то же время,
мы отдаем себе отчет в том, что наше участие в них может так и остаться
единичной акцией. В связи с этим мы считаем необходимым легитимизацию
существования как данной рабочей группы НПО, так и ее последующей
трансформации в Общественный Совет МКУР. Мы готовы представить на ваше
рассмотрение предварительную концепцию Положения о таком Совете и готовы
принять на себя ее дальнейшую доработку с участием всех заинтересованных
сторон - как НПО и правительств, так и науки, СМИ, заинтересованных
международных организаций и т. д.
    Для обеспечения участия общественности существуют различные механизмы
участия гражданского общества и НПО в процессе принятия решения. Такими
механизмами могут быть, например:
 - различные референдумы, репрезентативный  опрос или анализ, общественные
слушания и включения представителей гражданского общества и НПО в состав
существующих структур и госструктур, принимающих решения с соответствующими
полномочиями;
 - привлечение НПО и представителей гражданского общества в качестве
экспертов на контрактной основе;
 - создание Общественного Совета МКУР для решения выполнения РПДООС и
подобных региональных программ.
    Наиболее приемлемым механизмом участие общественности в процессе
принятия решений в современных условиях является Общественный Совет.

    ПОЛОЖЕНИЕ об Общественном Совете МКУР (краткая концепция)
    Общественный Совет МКУР формируется для обеспечения участия
общественности в процедурах разработки и реализации решений МКУР, в
частности РПДООС, вытекающих из обязательств стран Центральной Азии в
рамках международного права, в первую очередь, Орхусской конвенции.
    Главной функцией является обеспечение информацией, вовлечение
общественности в обсуждение, изучение мнений и подготовка предложений
для принятия решений по РПДООС или другим актуальным вопросам в
деятельности МКУР, а также информировать МКУР и его структуры об
общественном мнении относительно принятых решений, экологической
политики и международных процедур реализации РПДООС.
    Работа Общественного Совета будет строится на демократических
принципах и базироваться на положениях Орхусской Конвенции и должна
стать одним из действенных факторов процесса принятия решений. ОС
принимает на себя обязательства содействовать реализации РПДООС, в
частности, сбор, селекция, доработка и реализация проектных предложений
в рамках, соответствующих формату и целям РПДООС. Таким образом, ОС
будет участвовать в мероприятиях по РПДООС начиная с начальной стадии
доработки и до стадии завершения.
    Первоначальный состав Общественного Совета формируется из
числа инициативных НПО, принимающих активное участие в подготовке
РПДООС, а также формируется исходя из равного и справедливого
представительства гражданского общества и причастных институтов в
работе МКУР. В целях обеспечения баланса представительства, а также
прозрачности деятельности Общественного Совета, его состав
формируется из представителей гражданского общества: НПО, СМИ,
бизнеса стран региона, представителей международных организаций -
ОБСЕ, ЮНЕП, ПРООН, а также донорских агентств - АБР, ВБ, и т. д.

    В целях успешной реализации РПДООС:
 1. Мы подтверждаем свою инициативу прозвучавшую на Алмаатинской встрече
о доработке РПДООС и готовы продолжить свое участие.
 3. Мы считаем, исходя из повестки сегодняшнего семинара, целесообразным
доработать предложенные Концепции РПДООС и представить на утверждение МКУР.
 5. Считаем необходимым внести для утверждение на заседание МКУР
предложение о создании Общественного Совета и наделить соответствующими
полномочиями рабочую группу НПО ЦА по разработке Положений Общественного
Совета, подборе кандидатур. Рабочая группа НПО готова участвовать в
оценке представленных проектов в рамках требования РПДООС.
 6. Рабочая группа, из представителей НПО ЦА в составе Андрей Аранбаев,
Фируза Абдурахимова, Олег Царук, Сестагер Акназаров добровольно берут на
себя обязанности в течении месяца разработать на основе концепции Положение
Общественного Совета и представить документ на утверждение МКУР согласно
его процедурам.

    РЕШЕНИЕ No 2: Предложения стран ЦА к ВСУР
 2.Предложить Правительствам стран Центральной Азии учесть Заявление
Алматинской встречи Министров и предложения Правительства Кыргызской
Республики по формированию единой позиции ЦА на ВСУР и Киевской Встрече
Министров европейского региона.
 4.Принять к сведению информацию Исполнительного Директора РЭЦ ЦА
Есекина Б.К. о проведенной совместно с НИЦ МКУР работе по Рекомендациям
по подготовке Концепции устойчивого развития Центральной Азии и
Субрегиональному докладу по устойчивому развитию, как основы для
дальнейшей работы.

    РЕШЕНИЕ No 3 О завершении и внедрении РПДООС
 1.Одобрить Концепцию поддержки процесса реализации РПДООС в
Центральной Азии. Обратиться к ПРООН, ЮНЕП, ЕЭК ООН, другим
международным организациям за финансовой и технической
поддержкой Концепции и реализации проектов РПДООС.
 2.РКДЛ усилить взаимодействие с экспертной группой НПО региона
для обеспечения эффективного участия общественности в
осуществлении Концепции и реализации проектов РПДООС.
 3.Одобрить Меморандум о взаимопонимании по проектному предложению ЮНЕП
и НИЦ МКУР "Развитие Центрально-Азиатской региональной системы поддержки
принятия решений".
 4.Возложить на НИЦ МКУР обязанности регионального центра по
экспертно-информационной поддержке процесса РПДООС и
устойчивого развития.
 5.В целях укрепления регионального потенциала, к дальнейшим работам по
РПДООС шире привлекать экспертные региональные организации экспертной
группы НПО региона.

    РЕШЕНИЕ No 4: О региональных проектах по сохранению биоразнообразия
 1.С учетом одобрения МКУР концепции фазы А проекта ГЭФ (решение No 7
от 12 апреля 2001г.) и писем подтверждения структуры и объемов
национального вклада, представленных странами, одобрить подготовленный
экспертами НИЦ МКУР и Всемирным фондом дикой природы (WWF) среднемасштабный
проект ГЭФ\ЮНЕП "Развитие экосети, как базы для сохранения экорегиона
Центральной Азии".
 3.Одобрить начавшийся процесс подписания представителями Министерств
охраны окружающей среды Республики Казахстан, Республики Таджикистан,
Туркменистана и Республики Узбекистан Меморандума и Плана действий по
сохранению бухарского оленя, подготовленного Секретариатом Боннской
конвенции и WWF.
 4.Одобрить инициативу WWF и Республики Казахстан, предварительно
поддержанную Туркменистаном и Республикой Таджикистан, по участию в
Глобальной Программе "Подарки Земле". Считать целесообразной подготовку
и представление общего пакета "Подарки Земле от Центральной Азии".
Рекомендовать Министерствам в двухмесячный срок рассмотреть возможность
представления национальных обязательств в WWF и Секретариат МКУР, для
свода и презентации пакета на Горном Саммите (Бишкек, ноябрь 2002 г.)

    РЕШЕНИЕ No 5: Межгосударственной комиссии по устойчивому развитию
"О Бишкекском Глобальном горном саммите"
 1.Принять к сведению информацию первого заместителя Министра экологии
и чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики А.Давлеткельдиева по
Международному году гор, Бишкекскому Горному Саммиту и ходе работ по
подготовке ЦА Горной хартии.
 2.Уполномочить Председателя МКУР на участие в Бишкекском Горном Саммите
с информацией о прогрессе и задачах региональной деятельности в области
охраны окружающей среды и устойчивого развития.
 3.Рассмотреть возможность подписания Центрально-Азиатской Горной
хартии, доработанной с учетом замечаний и предложений, для подписания на
уровне Министров ООС 27-29 июня в Беркерстгаден (Германия).

    РЕШЕНИЕ No 6: Организационные вопросы
 1.Принять за основу представленный Секретариатом План работы МКУР
на 2002-2004 годы. Поручить Секретариату доработку, согласование
Плана с членами МКУР, с учетом замечаний и дополнений; внести на
рассмотрение очередного заседания МКУР.
 2.Поручить Секретариату согласовать в рабочем порядке и внести поправки
в Положение о МКУР, с учетом опыта работы, в соответствии с процедурами
МКУР.
 3. Поручить Председателю МКУР внести на утверждение в Правление МФСА
новую редакцию Положения о МКУР и предложения по финансированию рабочих
органов МКУР.
 4.Поручить Секретариату совместно с рабочей группой НПО разработать
Положение об Общественном Совете МКУР и внести на рассмотрение
очередного заседания МКУР.
 5.В целях получения МКУР статуса международной организации,
аккредитованной при Комиссии устойчивого развития ООН, поручить
Секретариату по согласованию с Правлением МФСА подготовить
предложения для рассмотрения на следующем заседании МКУР.
 6.Считать целесообразным представление общей позиции МКУР в
региональных программах Европы и Азии, других программах, с
согласованием позиций, в случае необходимости, в оперативном порядке.

    К СОЖАЛЕНИЮ, не все прошло так гладко. Особое недоумение и
неприятие делегаций стран вызвал т.н. "пакет пилотных проектов",
рожденный где-то (в недрах АБР?) для Центральной Азии и без нее.
Отметим, что "международные эксперты" озаботились в этот раз и
пакетом проектов по вовлечению гражданского общества - естественно,
тоже безо всякого взаимодействия с представителями этого самого
гражданского общества. Как ни странно, такая позиция доноров не
встретила взаимопонимания и у представителей НПО региона. С чего бы
это? Видно, счастья своего не поняли.
    Точно так же как на встрече в Алматы (сентябрь 2001 г)
представитель Азиатского офиса UNEP г-н Шреста (Surendra Shresta)
рассказал о том, что если наши страны немедленно не примут все
предложения его офиса и отобранных им экспертов, UNEP будет не в
состоянии помочь с поисками средств, особенно после форума в
Йоганесбурге. Напомним, что в Алматы именно подобные заявления г-на
Шресты привели к тому, что в министерской декларации слова о том, что
проект РПДООС, подготовленный очередным "международным экспертом"
нуждается в коренной доработке были заменены на "принять за основу" (что,
впрочем, отнюдь не привело к резкому росту финансовой поддержки охраны
окружающей среды в регионе).
    Впрочем, кажется, на этот раз страны региона решили все же
проявить твердость, и пакет проектов в предложенном виде принят не
был. Есть шанс?..

       Проблемы опустынивания: бюллетень No 39, май 2002
                О.Царук, Узбекистан, ots@physic.uzsci.net.

Перейти к началу страницы