Союз "За химическую Безопасность"
экология и права человека
Об издании
Содержание и поиск
Последний выпуск
Предыдущий выпуск
журнал Индекс
Index
Выпуск 722, 21 мая 2002
                                               Право на информацию

               КОНСТИТУЦИЯ РФ О ДОСТУПЕ К ИНФОРМАЦИИ

    Законодательное определение понятия "информация" содержится в
статье второй Федерального закона "Об информации, информатизации и
защите информации". Согласно данному определению, информация - это
сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах
независимо от формы их представления. Таким образом, определяющим
качеством информации является наличие в ней сведений, т.е. не форма,
а содержание. Именно этим информация отличается, например, от
литературных произведений, где основной является форма представления
материала, которая и защищается авторским правом.
    Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием
12 декабря 1993 года, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и
применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты,
принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить
Конституции РФ. Таким образом, можно говорить о Конституции как об
основополагающем правовом документе, на основе которого строится вся
остальная нормативная база нашего государства. Несмотря на то, что основное
содержание Конституции направлено на регулирование общественных
отношений, связанных с организацией власти, существенное место в ней
уделено правам и свободам человека, а также вопросам социально-
экономического устройства, отношениям в сфере гражданского общества. Ряд
статей имеет отношение к регулированию информационных отношений.
    Согласно статье 29 Конституции, "каждый имеет право свободно искать,
получать, передавать, производить и распространять информацию любым
законным способом". Это право предполагает также возможность обращаться
к органам государственной власти, общественным объединениям, иным
органам и организациям и частным структурам с целью получения у них
информации. Оно распространяется не только на граждан Российской
Федерации, но и на иностранных граждан и лиц без гражданства, поскольку
Конституция не указывает на наличие гражданства как необходимое условие
для реализации этого права. Свобода информации, гарантируемая частью
4данной статьи, может осуществляться различными способами - путем
общения, через средства массовой информации, с помощью материальных
носителей информации, в учебных заведениях, на собраниях и митингах и
иными способами по собственному выбору субъектов. Законными эти способы
считаются, если при их использовании соблюдаются установленные
законодательством правила, например: при выпуске газеты - установленные
Законом "О средствах массовой информации", при проведении митингов,
демонстраций, шествий и пикетировании - Указом Президента "О порядке
организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и
пикетирования".
    В качестве самостоятельного, но, безусловно, связанного с предыдущим,
Конституция Российской Федерации выделяет право каждого знакомиться с
документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и
свободы, если иное не предусмотрено законом. Так, например, согласно Закону
"Об информации, информатизации и защите информации", граждане и
организации имеют право на доступ к документированной информации о них и
на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и
достоверности. Они также имеют право знать, кто и в каких целях использует
или использовал эту информацию. На владельца документированной
информации возложена обязанность предоставлять информацию бесплатно по
требованию тех лиц, которых она касается. Ограничения этого права могут
содержаться только в федеральном законодательстве.
    Основным в сфере получения информации является Закон "Об
информации, информатизации и защите информации". Однако ни этот закон,
ни иное федеральное законодательство не устанавливают четкого механизма
получения подобной информации, что существенно затрудняет возможность
обжалования неправомерных действий в этой сфере. И если, например, для
журналистов имеется еще и Закон "О средствах массовой информации", где в
статьях 38-40 предусмотрены четкие сроки предоставления информации, а
также возможные причины изменения сроков или отказа в предоставлении
информации, то Закон "Об информации..." таких норм не содержит.
    Правда, отдельные нормативные акты дают гражданам возможность
знакомиться с информацией о себе. Так, например, если лицо располагает
сведениями о фактах проведения в отношении него оперативно-розыскных
мероприятий, но виновность в совершении преступления не доказана, т.е. в
возбуждении уголовного дела отказано либо уголовное дело прекращено в
связи с отсутствием события преступления или в связи с отсутствием в деянии
состава преступления, то, согласно статье 5 Федерального закона "Об
оперативно-розыскной деятельности", он имеет право истребовать от органа,
осуществляющего эту деятельность, сведения о полученной о нем информации.
Это право может быть ограничено только в целях конспирации, а также для
сохранения государственной тайны (так, например, при ознакомлении с
оперативными данными не разглашаются сведения о конфиденциальных
источниках информации, методах проведения разведывательных операций и
т.д.).
    В качестве еще одного примера можно привести нормы уголовно-
процессуального законодательства. Так, статья 201 У ПК обязывает при
окончании следствия знакомить обвиняемого с материалами, собранными по
уголовному делу. Обвиняемый вправе делать выписки из материалов дела, а
время ознакомления не может быть ограничено, кроме как по
мотивированному постановлению следователя, в случае, если обвиняемый
сознательно затягивает ознакомление.
    Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных
в установленном порядке документов и материалов, непосредственно
затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину
неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред
правам и законным интересам граждан, признается уголовным преступлением.
    Еще одним конституционным положением, закрепляющим право граждан и
общества в целом получать информацию, является запрет сокрытия
должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и
здоровья людей (часть 3 статьи 41 Конституции РФ). Там же указано, что
подобные действия влекут за собой ответственность в соответствии с
федеральным законом. Граждане имеют право на регулярное получение
достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих
сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая
информацию о санитарно-эпидемиологическом состоянии района проживания,
о продуктах, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам
и т.п. Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды" обеспечение
населения необходимой экологической информацией относится к компетенции
государственных органов и органов местного самоуправления.
    В качестве конституционных норм, также оказывающих непосредственное
влияние на регулирование свободы информации в Российской Федерации,
можно отметить следующие:
* Обязательное опубликование законов. Согласно статье 15 Конституции,
* неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые
* акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина,
* не могут применяться, если они не опубликованы официально для
* всеобщего сведения.
    В демократическом государстве крайне необходимо, чтобы закон был
доведен до всеобщего сведения, поскольку состояние гласности в сфере
законодательства непосредственно затрагивает права и законные интересы
граждан и других субъектов права. Знание законов не может быть чьей-то
привилегией. Процесс все большей открытости российского общества не мог
не затронуть и сферу обнародования нормативных актов. В данной области
произошли существенные изменения, закрепленные конституционными
положениями, в соответствии с которыми опубликование законов и других
нормативных актов тесно увязано с их юридической силой.
* Презумпцию открытости заседаний Совета Федерации и Государственной
* Думы (часть 2 статьи 100 Конституции РФ). Закрытые заседания могут
* проводиться в случаях, прямо предусмотренных регламентом палаты.
    В открытых заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы
реализуется принцип гласности, характерный для представительных
учреждении в демократическом государстве. В соответствии с Регламентами
Совета Федерации и Государственной Думы на заседания палат по их решению
приглашаются представители государственных органов, общественных
объединений, научных учреждений, независимые эксперты. На открытых
заседаниях палат могут присутствовать также представители средств массовой
информации.
    По предложению Президента, Председателя Правительства Российской
Федерации, а также по требованию не менее чем 1/5 от числа депутатов,
принявших участие в голосовании, Государственная Дума вправе проводить
закрытые заседания по специальному решению палаты. Такие заседания
стенографируются.
* Открытость судебного разбирательства, провозглашенную в качестве
* основополагающего принципа судопроизводства в части 1 статьи 123
* Конституции РФ. Слушание дела в закрытом заседании допускается только
* в случаях, прямо предусмотренных федеральным законом. Приговоры
* судов во всех случаях провозглашаются публично.
    Принцип гласности состоит в том, что суд рассматривает уголовные и
гражданские дела в открытых заседаниях. Любые граждане могут свободно
войти в зал судебного заседания и находиться в нем во время слушания
дела. Судебный процесс оказывает воспитательное воздействие на граждан,
присутствующих на суде, и на самого подсудимого.
    Рассмотрение дела в закрытом заседании может допускаться только в
случаях необходимости в строгом соответствии с законом. Так, ст. 18 У ПК
к таким случаям относит рассмотрение дел, противоречащее интересам охраны
государственной тайны. Если разглашение государственной тайны может
повлечь только часть судебного разбирательства дела, посвященная
исследованию отдельных обстоятельств, то в закрытом судебном заседании
может проходить только эта часть.
    Закрытое судебное разбирательство также допускается по мотивированному
определению суда по делам о преступлениях несовершеннолетних (не достигших
шестнадцатилетнего возраста), по делам о половых преступлениях и по
некоторым другим делам в целях предотвращения разглашения сведений об
интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц. Аналогичные положения
содержатся и в Гражданском процессуальном кодексе. Согласно статье 9 ГПК,
"разбирательство дел во всех судах открытое, за исключением случаев,
когда это противоречит интересам охраны государственной тайны. Закрытое
судебное разбирательство, кроме того, допускается по мотивированному
определению суда в целях предотвращения разглашения сведений об интимных
сторонах жизни участвующих в деле лиц, а также обеспечения тайны
усыновления". Решения и приговоры судов во всех случаях провозглашаются
публично, что также является способом реализации конституционного принципа
гласности судопроизводства.
    Свобода информации не является абсолютной, и Конституция РФ содержит
определенные ограничения для ее осуществления. Так, непосредственно в
статье 29 говорится: "Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие
социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду.
Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного
или языкового превосходства". В силу положений статей 23 и 24 Конституции
свобода информации ограничена также конституционными правами на
неприкосновенность частной жизни и тайну переписки, телефонных
переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Кроме того,
ограничение прав и свобод человека и гражданина предполагается также
статьей 55 Конституции, но "только в той мере, в какой это необходимо в
целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и
законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности
государства".
    Закрепленные в Конституции ограничения близки к международным
нормам, содержащимся, в частности, в Европейской конвенции о защите прав
человека и основных свобод. Согласно части второй статьи 10 Конвенции,
свобода информации и выражения мнений должна иметь некоторые
ограничения. Однако Европейский суд в решении по делу "Санди Таймс"
против Соединенного Королевства указал, что при оценке каждого такого
ограничения необходимо не выбирать между двумя противостоящими
принципами, а предполагать в качестве основного принцип свободы
информации и самовыражения. Ограничения являются исключениями из этого
принципа и должны толковаться как можно уже.
    Можно сделать вывод о том, что Конституция РФ содержит
основополагающие нормы, касающиеся доступа к информации, но они не
находят необходимой конкретизации в нормативных актах нижестоящего
уровня. Следствием этого становится то, что, провозглашая право,
законодательство не предоставляет практических путей для его реализации.
    Более или менее четко прописан механизм, включенный в процессуальные
кодексы и касающийся прав лиц, обвиняемых в уголовном преступлении. Для
получения иной информации, которая должна быть предоставлена лицу в
соответствии с законом, может быть использован другой, не вполне удобный и
труднореализуемый путь.
    До сих пор действует Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12
апреля 1968 года No 2534-VII "О порядке рассмотрения предложений,
заявлений и жалоб граждан". Естественно, что, принятый несколько десятков
лет назад, он действует в части, не противоречащей Конституции РФ и
федеральным законам, и, кроме того, не имеет прямого отношения к
предоставлению информации, а направлен на рассмотрение, как указано
непосредственно в его названии, жалоб, предложений и обращений. Однако
при этом данный Указ можно использовать в части, содержащей сроки и
условия подачи обращений граждан.
    Согласно правилам, установленным Указом, обращение должно быть
представлено в письменном виде (несмотря на то, что отсутствует
обязательность именно письменного обращения, но это следует из общего
смысла документа) и должно быть подписано с указанием фамилии, имени,
отчества, места жительства, работы или учебы заявителя. Обращение, не
содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмотрению не
подлежит.
    Предложения и заявления подаются гражданами в те государственные
и общественные органы, предприятия, учреждения, организации или тем
должностным лицам, к непосредственному ведению которых относится
решение данного вопроса. Если решение данного вопроса не относится к
ведению данной структуры, то не позднее чем в пятидневный срок жалоба
должна быть направлена по принадлежности, с извещением об этом заявителя.
    Заявления и жалобы разрешаются в срок до одного месяца со дня
поступления в государственный, общественный орган, на предприятие, в
учреждение, организацию, обязанные разрешить вопрос по существу, а не
требующие дополнительного изучения и проверки - безотлагательно, но не
позднее 15 дней. Если для разрешения заявления или жалобы необходимо
проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов
либо принятие других мер, сроки разрешения заявления или жалобы могут
быть в порядке исключения продлены руководителем или заместителем
руководителя соответствующей организации, но не более чем на один месяц,
с сообщением об этом лицу, подавшему заявление или жалобу.
    Нарушение правил, установленных Указом, следует квалифицировать как
халатность, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным
лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного
отношения к службе, о чем специально сказано в Постановлении Пленума
Верховного суда СССР от 18 апреля 1986 года. Однако уголовная
ответственность по статье 293 УК РФ наступает только в случае
существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций
либо охраняемых законом интересов общества или государства, наступивших
вследствие неправомерных действий чиновника.
    ИТАК, опираясь на конституционные нормы, часто более прогрессивные,
нежели действующее законодательство в той или иной сфере, каждый может
требовать предоставления той информации, которую он имеет право знать.
          Е.Кандыбина, "Право-защитник", No 1, 2002 год

Перейти к началу страницы