Союз "За химическую Безопасность"
экология и права человека
Об издании
Содержание и поиск
Последний выпуск
Предыдущий выпуск
журнал Индекс
Index
Выпуск 601, 14 января 2001
                                                Право на эко-право

         В РОССИИ ПОЯВИЛСЯ НОВЫЙ ЗАКОН ОБ ОХРАНЕ ПРИРОДЫ

    В.П.ЗАХАРОВ
    Новый закон "Об охране окружающей среды" (от 10 января 2002 г.
No 7-ФЗ) подписан Президентом и опубликован в "Российской газете".
    Ознакомиться с его текстом можно на нашем сайте
www.forest.ru/rus/legislation/laws/nature2002.html
    Со страницы списка нормативов можно сгрузить текстовую версию
Закона. Если кто не имеет выхода в Интернет, обращайтесь, буду
стараться рассылать. В заархивированном виде он занимает 23 килобайта.
          В.Захаров, forestru@online.ru, 12 января 2002 г.

    А.К.ВЕСЕЛОВ
    Уважаемые коллеги!
    Спешу обрадовать, что с 12 января сего года вступил в силу новый
федеральный закон "Об охране окружающей среды".
    Он  адаптирован в реальным условиям современности и безусловно
более прогрессивен, чем ранее действовавший. Закон установливает основы
регулирования и положения его статей соответственно будут более подробно
регламентироваться в законах субъектов федерации и федеральных подзаконных
актах.  Закон разделяет государственный экологический контроль и
использование природных ресурсов, а также предусматривает право субъектов
федерации на организацию государственного экологического контроля.
Указанное означает, что в субъектах федерации снова могут создаваться
государственные экологические службы.
    Закон содержит  новую статью по экологическому предпринимательству,
более подробно расписан экономический механизм по охране окружающей среды.
    К сожалению, в окочнательный вариант не вошла статья по экологическому
аудиту, но это понятие введено в преамбулу закона, что будет достаточно
для разработки подзаконных актов. Есть в тексте и экологическая
сертификация и страхование ( в том числе обязательное).
    В целом закон включает в сферу своего регулирования не только природу,
но и всю окружающую человека среду,  и должен обеспечивать реализацию
такого широкого понятия как экологическая безопасность.
         А.Веселов, ecoru@ufa.ru, 13 января 2002 г.

    ОПЯТЬ ВЕСЕЛОВ
    Новая страница в экологически безопасном развитии России
    С 12 января сего года вступил в силу новый федеральный закон
"Об охране окружающей среды". Что может изменить новый закон в нашей
жизни? Наш корреспондент беседует с председателем Союза экологов
Республики Башкортостан, юристом-экологом Александром Калиновичем
Веселовым.
    Новые законы в России достаточно часто выходят в период реформ.
Насколько важен этот закон и что изменится в связи с его введением?
    Ранее действовавшему закону уже 10 лет и, конечно, наше общество
достаточно далеко зашло в своем развитии за этот период. Появилась
новая Конституция РФ, Гражданский Кодекс РФ, изменилось и другие
законы. Новые общественные отношения потребовали и другого правового
регулирования. За десятилетие антропогенная нагрузка на природу отнюдь
не уменьшилась, появились и иные негативные процессы в биосфере. Закон
РСФСРФ "Об охране окружающей природной среды" 1991 года был базовым в
сфере защиты экологических право граждан, но в ряде своих установлений
он так и не заработал. В числе причин этого и декларативность его
статей, не подкрепленная правовыми механизмами, а значит и не
реализуемая. Допустим, граждане имеют право на общественный
экологический контроль, но как его осуществлять, никто не знает, так
как порядок реализации этой нормы не установлен. Новый закон затронет
все сферы общественной жизни, так как вводит совершенно новые понятия
и принципы взаимоотношения человека и природы, делает особый акцент на
экономическом механизме природопользования и охраны окружающей среды,
более подробно описывает возможности общественности.
    Он адаптирован в реальным условиям современности и безусловно более
прогрессивен, чем ранее действовавший. Закон устанавливает основы
регулирования и положения его статей соответственно будут более
подробно регламентироваться в законах субъектов федерации и
федеральных подзаконных актах. Закон содержит новую статью по
экологическому предпринимательству, более подробно расписан
экономический механизм по охране окружающей среды. Так , в частности,
получат распространение такие формы работы как проведение
экономической оценки природных объектов, оценки воздействия на
окружающую среду. Эффективные меры по охране окружающей среды должны
будут иметь налоговые и иные льготы.
    В целом закон несколько расширяет сферу своего регулирования, включая
как предмет регулирования не только природу, но и элементы окружающей
человека среды, и должен обеспечивать реализацию такого широкого
понятия как экологическая безопасность.
    Что нового даст закон в производственной сфере?
    Введено новое понятие - наилучшие доступные технологии, как норматив
экологичности производства и по всей вероятности, именно на него будут
ориентироваться производители, поскольку предельно-допустимые
концентрации и другие традиционные нормативы в России зачастую реально
не достижимы для производства.
    В соответствии с требования закона будут вводиться новые нормативы
качества окружающей среды: по шумовым, электромагнитным, тепловым,
радиоактивным загрязнениям окружающей среды, а также биологические
показатели. Новшеством является введение нормативов допустимого
изъятия компонентов природной среды и нормативов допустимой
антропогенной нагрузки на нее.
    К сожалению, в окончательный вариант не вошла статья по экологическому
аудиту, но это понятие введено в преамбулу закона, что будет
достаточно для разработки подзаконных актов. Появились в тексте и
экологическая сертификация и обязательное страхование.
    Производственный экологический контроль теперь будет осуществляться в
особом порядке, позволяющем оценивать его эффективность
контролирующими органами. Надо специально отметить, что закон прямо
обязывает руководителей и специалистов производственного сектора иметь
соответствующую подготовку в области экологической безопасности.
    Есть ли какие -то изменения по осуществлению государственного
экологического контроля?
    Закон разделяет государственный экологический контроль и использование
природных ресурсов, а также предусматривает право субъектов федерации
на организацию государственного экологического контроля. Указанное
означает, что в субъектах федерации снова могут создаваться
государственные экологические службы. Таким образом, разумная политика
Республики Башкортостан, позволившая существовать Госкомэкологии РБ,
сохранила кадры экологов и не привела к потере позиций экологического
контроля.
    Есть и минус. Он состоит в том, что теперь государственные
инспектора лишились права прекращения экологически вредной деятельности
(оставлена только приостановка) и это право сейчас принадлежит либо
органам власти, либо суду. Иски о компенсации вреда окружающей среде
теперь могут быть предъявлены в течении 20 лет.
    В соответствии с политикой переноса ответственности за состояние
окружающей среды на низовые звенья государственной машины, закон
вводит определение муниципального экологического контроля, а это
означает, что во всех районных и городских администрациях будут
учреждены должности специалистов с этой сфере.
    Общественный экологический контроль сейчас может осуществляться
не только общественными, но и всеми некоммерческими организациями, а
также непосредственно гражданами, причем результаты такого контроля
подлежат обязательному рассмотрению в особом порядке, который еще
предстоит разработать. К сожалению, не включена обязанность
государственных инспекторов привлекать общественность для
осуществления государственного экологического контроля.
    Что все же практически даст изменение экологического
законодательства населению?
    Во-первых, действительно экологическое, природноресурсное и смежные
отрасли законодательства сейчас будут перестраиваться в соответствии с
новым базовым законом.
    Предстоит разработать множество подзаконных актов. В Республике
Башкортостан предстоит полностью переработать Экологический Кодекс РБ,
расписав в его тексте механизмы выполнения требований федерального
закона.
    Население получило (или закон пролонгировал) следующие права. Участие
граждан и некоммерческих организаций в экологической деятельности
стало обязательным Принятие решений по размещению объектов,
затрагивающих законные интересы граждан, должно производится с
участием граждан и даже после проведения референдумов на
соответствующей территории. Сохранилось право на получение гражданами
достоверной информации о состоянии окружающей среды, но в обязанностях
соответствующих органов нет отражения таких характеристик этой
информации, как объективность и полнота, а также нет обязанности
государственных и муниципальных органов представлять информацию о
принимаемых мерах по охране окружающей среды.
    Конечно, это только поверхностный и фрагментарный анализ закона.
Предстоит еще изучить и осознать новые нормы.
    В целом, я думаю, что закон даст мощный стимул в развитию
законодательства по оптимизации отношений природы и общества, но для
практической реализации его положений требуется самое активное
участие всех структур власти, населения и коммерческого сектора .
              А.К.Веселов, ecoru@ufa.ru, 14 января 2002 г.

Перейти к началу страницы