Союз "За химическую Безопасность"
экология и права человека
Об издании
Содержание и поиск
Последний выпуск
Предыдущий выпуск
журнал Индекс
Index
Выпуск 597, 10 января 2001
                                  Право на чистую окружающую среду

             КАЗАХСТАН: ЭКОМУЗЕЙ И РАКЕТНАЯ ОПАСНОСТЬ

    Проблема эксплуатации космодрома "Байконур", детища лучших
умов российских ученых, нашедшего пристанище на казахстанской
земле, до сих пор пребывала "на задворках" внимания отечественных
чиновников. Последние довольно равнодушно, а главное, терпеливо и
практически бессловесно уже в течение многих лет наблюдают за
чудесами "высшего пилотажа", демонстрируемыми пролетающими над
Казахстаном ракетами-носителями, аккуратно констатируют факты
"непредвиденного" падения оных, в сотый раз обещая создать
высококвалифицированную комиссию для расследования подобных
инцидентов.
    Уже до боли знакомым стало для всех слово "гептил", от которого
веет холодком смерти (также не очень ощущаемым официальными
структурами). Спешу заметить также не представляющий ни для кого
секрет парадокс ситуации со зловещим гептилом: название вещества -
"у всех на устах", но не более того. Ответственные лица неустанно
твердят: методики обнаружения его в окружающей среде казахстанцам
пока недоступны, особенности воздействия на человеческий организм
также еще до конца не изучены. А на "нет", как известно, спроса
особого нет. Соответственно, надо полагать, и проблемы как таковой нет?
    К великой радости, Новый год принес с собой не только ожидания
каких-либо радикальных перемен к чему-то несравненно лучшему, что
весьма естественно для постпраздничного январского настроя, но и новые
надежды на реальное решение вялотекущей байконурской проблемы. 11 января
2002 года в Парламенте начинаются слушания по вопросу "Воздействие
запусков с космодрома "Байконур" на здоровье населения и окружающую
среду", инициатором которых выступил единственный представитель власти -
депутат Мажилиса от Карагандинской области Рауан Шаекин. Общественность
также получит доступ в "святая святых": общественная организация
"Экологический Музей" (г.Караганда) включена в Рабочую группу по
подготовке данных слушаний.
    Предоставить "ЭкоПравде" наиболее свежую информацию по начавшемуся
процессу рассмотрения проблемы полигона любезно согласился директор НПО
"ЭкоМузей" Дмитрий Калмыков.
 - Дмитрий, в какой степени проблема "Байконура" является действительно
острой?
 - Бесспорно, все население, проживающее в непосредственной близости к
полигону, а также на территориях, через которые пролегают траектории
запускаемых ракет, находится в зоне прямого риска. Самое печальное, что
никто не застрахован от данного негативного воздействия. Никакие средства
для этих целей государством в регионы попросту не выделяются. Более того,
официальные структруры по сей день не в состоянии оценить размеры ущерба
(морального, физического, материального), наносимого людям.
 - Насколько обоснованны сведения, что потрясшая всех в июле 1999 года гибель
двух мальчиков на зимовке в Каракаралинском районе Карагандинской области,
произошла совсем не по "вине" гептила, как свидетельствует о том официальное
заключение?
 - Специально созданные для расследования данного происшествия
государственные комиссии не смогли точно установить причину смерти, как
и не сумели увязать воедино факт гибели и падение ракеты-носителя "Протон".
В Казахстане пока никто не владеет методикой определения содержания гептила
в человеческом организме.
    Но в той ситуации "подвернулся" удобный случай для списания всех
грехов не на злополучное ракетное топливо. В сарае у фермеров, родителей
детей, был найден фенотиазин - противоглистное средство, предназначенное
для поедания скотом в больших количествах. Оно и выступило официальной
причиной смерти.
    Постфактум, для обоснования данного заключения в Институте ветеринарии
(г.Алматы) были проведены экперименты на животных по определению общей
токсичности фенотиазина. Кролики, поросята, мыши, телята поедали вещество
без особого ущерба для своего здоровья. При этом из 20 подопытных  животных
посредством фенотиазина не удалось спровоцировать смерть ни одного существа.
Получается, что мальчики погибли от того, что можно, совершенно не опасаясь,
есть ложками.
    Доказать прямую взаимосвязь смерти детей и произошедшего при падении
"Протона" разлива ракетного топлива фактически невозможно, ибо как уже было
отмечено, в нашей республике не существует оборудования для определения
гептила и его производных в организме человека. Пока только имеются в
наличии приборы по его фиксации в почве и воде.
    Гептил - быстролетучая жидкость. Поэтому нет ничего сверхестественного
в том, что официальная комиссия не смогла найти его следов на месте
происшествия, и в конечном итоге все было списано на фенотиазин.
    Впоследствии депутат Мажилиса Парламента Рауан Шаекин, принимавший
участие в работе комиссии по определению причины смертей мальчиков,
возбудил процедуру слушаний, найдя поддержку коллег. В процесс слушаний
вовлекаются все государственные ведомства, которые занимаются проблемами
и контролем ракетно-космической деятельности. Этим органам предписано
предоставить детальные отчет и характеристику предпринимаемых ими действий
по обеспечению безопасности населения, а также используемых земель.
Государственные органы не имеют четкого представления о том, какие именно
земли используются для падения. А это - от 20 до 59 районов. Разные
ведомства предоставляют различную информацию. Падение ступеней, как
известно, процесс неизбежный: ракета взлетает, ненужные части по мере
сгорания отпадают.
    В связи с этим понятно, что люди живут в районе повышеного риска, и
факт их проживания в данной зоне никоим образом не компенсируется - ни
деньгами, ни страхованием, ни соответствующей медицинской помощью. После
двух случаев падения "Протонов" Казахстан не смог предъявить России
нанесенный экологический и моральный ущерб, поскольку оценить факт падения
в виде той или иной категории ущерба мы пока не в состоянии. Единственное,
были возмещены затраты на выезд пожарных машин, выезд специалистов, а также
себестоимость ликвидации последствия. При этом необходимо иметь в виду, что
ежегодно с космодорома осуществляется от 12 до 30 запусков ракет-носителей.
 - Какие действия, по Вашему мнению, необходимо предпринимать для реального
решения проблемы?
 - Сейчас предоставляется удобный момент. Парламанетские слушания - высший
уровень, на котором население и общественные объединения могут что-либо
потребовать от Правительства. Следует отметить, что изначальный инициатор
всего этого процесса депутат Шаекин одновременно выступил и инициатором
привлечения общественности.
    Для определения гептила необходимы соответствующие методики, приборы,
специалисты и еще сто пунктов. У Агентства по ЧС РК нет специальной
подготовки персонала, специалистов для работы с  приборами, как нет и самих
приборов для определения топлива. Зачастую работники Агентства не могут
отличить гептиловые ракеты от других.
    Ракетное топливо двухкомпонентное. В его составе: горючее - гептил, и
его окислитель -  тетраоксид азота. В других странах прямое влияние гептила
на здоровье населения доказано. Но в Казахстане все происходит по следующему
сценарию: ракета упала, население болеет, но ни одно ведомство не берет на
себя отвественность заявить, что эти люди болеют в полтора раза чаще
(продолжительность жизни в Улытауском районе - месте падения первых
ступеней, содержащих до 1 тонны остатков гептила, - составляет 45 лет)
именно потому, что здесь упала ракета.
 - Проводится ли мониторинг площадок падений ступеней ракет?
 - Районы падения даже никак не обозначены на местности. Например, вы едете в
гости из одного села в другое, а по дороге вас могут придавить как мух,
потому что нет никаких опознавательных значков, свидетельствующих о том, что
это - район падения. Перед стартом этот район должен быть исследован на
наличие людей и скота. А площадь этого района колеблется от нескольких сотен
до двух-трех тысяч. кв. км. Число людей весьма ограничено: есть начальник
МВД и два-три участковых.  Исследовать столь обширную территорию такими
скромными силами зимой при толщине снежного покрова в полметра практически
нереально.
 - Как реагирует местное население на все происходящее?
 - Среди людей очень много всевозможных фобий, все боятся ракет и все беды
списывают на них, будь то головная боль или более серьезные болезни. С
другой стороны, ввиду отсутствия каких-либо источников дохода и попросту
существования, народ спешно бежит к первой же упашей ракете, разбирает ее
по запчастям и несет в пункт приема металлолома, не взирая ни на какие
опасности.
 - Складывается впечатление, что государственный контроль за падающими
обломками и их дальнейшей судьбой отсутствует.
 - Именно так. Российские специалисты якобы проводят подобный мониторинг,
чего не скажешь об отечественных ведомствах. Что-то упало, из него что-то
вытекло. Отбор проб не производится. Россияне говорят: "все последствия
падения ликвидированы".
 - То есть, на места падения даже не выезжают какие-либо казахстанские
спецслужбы?
 - Якобы приезжают российские. Это обстоятельство никто не проверяет с нашей
стороны. Иногда представитель местного филиала МПРООС РК выезжает с ними,
подписывает документ о рекультивации, не отбирая проб. Министерство ПРООС
застыло в пассивности, ожидая результатов исследований, которые проводятся
КазМеханобром, Карагандинской Медицинской Академией, Институтом физиологии
и гигиены труда, несколькими российскими институтами.
    В прошлом году Карагандинское областное управление здравоохранения
истратило 20 млн. тенге на иследование состояния здоровья населения.
Задача - установить связь между состоянием здоровья населения и ракетными
запусками с космодрома. На первой странице "Основных результатов" этого
исследования написано: в Улытауском районе заболеваемость на 30 процентов
выше, чем в контрольном Асакароском районе. Вот и весь ответ. Объем самого
отчета составляет около 80 страниц, из них 25 страниц занимает список
использованной литературы из 300 источников, еще 25 страниц - описание
применяемой методики исследования. Конкретного результата нет. Россияне
отказались принять отчет, требуют возвращения половины денег.
    Инициатива Казахстана "изучить все и вся" прослеживается еще с 1999 года.
Однако до сих пор нет экологической экспертизы, ОВОС, строго определенной
системы платежей за непредвиденные падения ракет-носителей и их ступеней. Мы
находимся на своеобразном туземном уровне. Россияне же, ничего не нарушая,
пользуются нашей отсталостью. Сколько мы с них требуем, столько и
выплачивают. Требуем же мы, мягко говоря, не очень много.
    Общая стоимость аренды полигона Российской Федерацией - 115 млн.
долларов. Деньги огромные, и даже двух процентов всей этой суммы хватило
бы для решения ВСЕХ экологических проблем, связанных с запусками, - поставить
необходимые опознавательные знаки в местах падения, обеспечить специалистов
приборами, создать необходимые обучающие программы, всех вылечить. Ведь в
районах падения живет не более 20 000 - 30 000 человек. Зачастую народ
выпасает скот в местах падения "Протонов" и разливов ракетного топлива.
 - Существует ли в мире методики определения гептила?
 - Очень много. Следует отметить, что я неоднократно пытался ознакомиться с
зарубежным опытом решения подобных проблем с разливами гептила. Не удалось.
Оказалось, что на Западе все заранее предусмотрено. Космодромы построены
так, что все отработанные части ракет падают в океан. Это, конечно, не
лучший вариант - рыба гибнет, и все об этом также молчат.
    Но население не страдает. Конечно, не исключен тот вариант, что ракета
может развернуться и полететь в сторону населенных пунктов. Но не следует
забывать о том, что веб-сайты любого американского космодрома или военной
базы содержат подробную инструкцию по обеспечению безопасности населения.
Обращаешься в наш Парламент с подобным вопросом, а в ответ - тишина.
    Проблема ведь не только в гептиле. Ракета всегда несет какой-то груз,
о котором остается только догадываться. Есть ли там токсичные или
радиоактивные вещества - какие бы то ни было данные отсутствуют о том, что
именно выводится на орбиту Земли.
 - Какие действия, по Вашему мнению, необходимо предпринимать общественности
для ускорения решения проблемы?
 - Общественности следует иметь набор определенных требований, который
должен включать введение страхования на случай аварийного падения ракет,
предусматривать компенсации за причиненный ущерб. Нельзя забывать и о
необходимости проведения обязательных профилактических программ для снижения
уровня заболеваемости, обучения правилам поведения при падении ракет или их
ступеней.
 - В начале нашей беседы Вы упоминали о том, что люди даже аварии уже
воспринимают как обычное явление...
 - Все страшно недовольны существующим положением, своей удаленностью,
неразвитостью всех гражданских структур, но пассивность, тем не менее,
невероятная. К счастью, нашелся депутат, который и начал продвигать весь
этот процесс.
 - В последнее время в прессе нередко мелькала информация о том, что
Российская Федерация намеревается прекратить эксплуатацию Байконура и
перенести программу запусков на зарубежные полигоны. Насколько это
соответствует действительности?
 - Вряд ли. Рынок запуска космических аппаратов чрезвычайно растет,
соответственно, космодромов будет все больше и больше. В настоящий момент
на Байконуре ведется ремонт и реконструкция стартовых сооружений и
монтажно-испытательных заводов, все это будет использоваться. Дело в том,
что технология запуска космических аппаратов такова, что с одного космодрома
невозможно осуществить запуск все нужных спутников на нужные орбиты. В связи
с этим возникает потребность для строительства новых космодромов в других
частях света. Расположение полигона на своей территории - это, бесспорно,
коммерчески выгодное предприятие. В США, к примеру, сейчас проходит
государственный конкурс на строительство космодрома. Двадцать штатов борются
за право владеть необходимой для этого лицензией.
 - Следовательно, казахстанцы должны радоваться "Байконуру"?
 - Я лично горжусь тем, что у нас самый большой и самый мощный в мире
космодром, но ни в коем случае нельзя забывать о судьбе людей, живущих
вблизи полигона. Я пробовал перечислить преимущества, которые дает местному
населению использование Байконура. Знаете ли, это не совсем просто. Местные
жители не пользуются GPS, навигационными приборами, мобильной связью, у них
нет доступа к Интернет и средствам электронной связи, даже обычный
телевизор - и то редкость. Образно выражаясь, люди, живущие в
непосредственной близости от космодрома, имеют от него большой ноль и
множество минусов.
 - Какие страны, помимо России, используют космодром в своих целях?
 - Коммерческие запуски осуществляются для Испании, Марокко, Финляндии,
Норвегии, Индии (стоимость одного коммерческого запуска - 70-80 млн.
долларов).
 - Прибыль от такого рода запусков получает только Российская Федерация?
 - Вплоть до прошлого (уже позапрошлого - Прим. автора) года - только Россия.
Казахстан требовал и добился для себя какого-то процента от прибыли. Размер
его, естественно, не объявлен, это коммерческая тайна. Но в любом случае,
даже ничтожной доли от всей суммы будет достаточно для улучшения условий
жизни местного населения. Но до сих пор на эти цели не было получено ни
тиына. Население держат за туземцев - классический подход сверхдержавы.
Казахстан же пребывает в полном молчании и неведении.
 - Насколько четко оговорены все чрезвычайные ситуации в договоре аренды
космодрома, заключенном между Казахстаном и Россией?
 - Договор содержит довольно обтекаемые формулировки: российская сторона
выполняет все экологические требования нашей Республики. Но в этом-то и суть
проблемы: с 1994 года, т.е. с момента подписания договора, природоохранное
законодательство Казахстана ушло далеко вперед. Несмотря на то, что минуло
уже более 7 лет, в г. Байконуре по-прежнему действуют законы 1994 года,
поскольку статус международного соглашения выше, чем статус
внутригосударственных законов. Мы пытаемся подвигнуть процесс к тому, чтобы
подобные соглашения пересматривались, по крайней мере, раз в несколько лет.
 - Страдает ли территория России от случаев падения отработанных частей
ракет-носителей, и предпринимаются ли там какие-либо действия для решения
проблемы?
 - Конечно, страдает. Общественность уже много лет поднимает этот вопрос,
в МСоЭС (Международном Социально-Экологическом Союзе) есть специальная
программа по безопасности ракетно-космической деятельности. Ее возглавляет
Сергей Кричевский - бывший член отряда космонавтов. На предстоящих
Парламентских слушаниях он будет делать доклад о влиянии запусков ракет,
о том, как дело обстоит в России. На данный момент отдельные регионы
Российской Федерации уже добились персональной компенсации от РосАвиаКосмоса
за падение остаточных частей ракет (к примеру, Томская область). Но, с
другой стороны, в плане рассмотрения данной проблемы в Парламенте мы
вырвались вперед. Россиянам пока не удалось добиться проведения
парламентских слушаний.
 - Насколько доступна общественности Казахстана информация о запусках
ракет-носителей, о доставляемых ими на орбиту грузах?
 - Мы всегда пребывали в полной уверенности, что у государственных органов
имеется своя информационная сеть, четкие данные, но они успешно все это
скрывают. Выяснилось же, что в действительности даже официальные структуры
пребывают в полном неведении.
 - Зафиксированы ли четко сроки реализации Программы по исследованию влияния
запусков с космодрома на здоровье населения и окружающую среду?
 - Программа финансируется Российской Федерацией и рассчитана она на
2000-2004 г.г. Только в 2005 году будет подготовлен окончательный отчет по
данной Программе. Несмотря на то, что с начала ее реализации уже минуло 2
года, никаких результатов получить невозможно. Официальный ответ:
"Предварительные результаты исследований не могут быть оглашены по причине
своей неполноты, незавершенности работ".
 - Ракетно-космическая деятельность Казахстана находится в ведении
Министерства обороны?
 - Нет,  у нас есть Аэрокосмический комитет при Министерстве энергетики и
минеральных ресурсов РК. Никакой информации от этого ведомства получить
невозможно. Спрашиваем их об экологической стороне запусков
ракет-носителей - отвечают: "Не знаем, мы не экологи", о медицинском
аспекте - "мы не медики", о районах падения - "мы не землеведы". То есть нет
ни одного госоргана, который бы координировал информационный аспект и
предоставлял четкую информацию.
 - Насколько будет вовлечена общественность в процесс парламентских
слушаний по вопросу влияния запусков с "Байконура"?
 - К сожалению, уровень активности казахстанских НПО еще не способствует
переходу к решительным, конкретным действиям. Пока мы работаем только на
обличение. Поэтому необходимо привлечь более пристальное внимание
отечественных общественных организаций к проблеме космодрома.
 - Успехов Вам!
          Т.Василевская, НПО "Экологический ПрессЦентр"
      ЭкоПравда-Казахстан, No 263, 9 января 2002 г.
                           OT@lorton.com, 10 января 2002 г.

    P.S. Гептил - не такая уж летучая жадкость.

Перейти к началу страницы