Союз "За химическую Безопасность"
экология и права человека
Об издании
Содержание и поиск
Последний выпуск
Предыдущий выпуск
журнал Индекс
Index
Выпуск 595, 8 января 2001
                                      Право на безъядерное будущее

         КАЗАХСТАН: ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И РАДИОАКТИВНЫЕ ОТХОДЫ

    Радиоактивные деньги
    Вопрос о ввозе и захоронении радиоактивных отходов других
государств на территории Казахстана привлек внимание широкой
общественности после того, как "Казатомпром" "через группу депутатов
пытался инициировать закон о ввозе мало- и среднеактивных
радиоактивных веществ" ("Казахстанская правда", 10.10.2001).
    Необходимость внесения изменений в действующее законодательство
обосновывается возможностью "использования внебюджетных источников
финансирования комплекса мероприятий по нормализации радиационной
обстановки", что, в свою очередь, приведет к "улучшению
социально-экономической ситуации" в стране.
    С 1991 по 1997 год, несмотря на то что экономическая ситуация
в стране была хуже, чем сейчас, вопрос о получении денег подобным
путем на официальном уровне не поднимался. В 1992 году вышло
Постановление Кабинета Министров Республики Казахстан "О неотложных
мерах по улучшению радиационной обстановки в Республике Казахстан"
(от 31 декабря 1992 года No 1103), в котором предписывается:
"Государственному комитету по экономике, Министерству финансов
Республики Казахстан ежегодно при разработке планов прогноза и
эбюджетов предусматривать ассигнования на целевое финансирование
природоохранных работ по радиоэкологии".
    В 1997 году были приняты законы "Об использовании атомной
энергии" и "Об охране окружающей среды", в соответствии с которыми
ввоз радиоактивных отходов (РАО) иностранных государств был запрещен
(ст.3, п.1 и ст.57 соответственно). Закон "Об охране окружающей среды",
в основном, повторил 42 статью "Закона Казахской ССР об охране
окружающей природной среды в Казахской ССР" 1991 года.
    В настоящий момент, когда экономика находится на подъеме ("О
положении в стране"), когда начали поступать долгожданные доходы от
добычи нефти, позиция правящих кругов по вопросам ввоза и захоронения
радиоактивных отходов других государств на территории Казахстана
меняется на прямо противоположную.
    Для решения проблемы, о серьезности которой говорится с начала 1990-х
годов, вдруг в спешном порядке понадобились деньги, которые, по мнению
некоторых депутатов и "Казатомпрома", надо заработать любой ценой. Не
свидетельство ли это того, что Постановление 1992 года и другие правовые
акты попросту не выполняются? В результате возникают новые сомнения: будут
ли деньги, полученные за ввоз и захоронение РАО иностранных государств,
действительно использованы для улучшения радиационной обстановки в стране?
    Экологическая и экономическая политика
    Чем же объясняются столь частые изменения ориентиров?
    За десять лет парламентом так и не была принята экологическая политика.
В то же время проводимая экономическая политика, все более ориентируемая
на те или иные формы использования природных ресурсов, усиливала и
продолжает увеличивать перекосы, возникшие в экономическом развитии страны.
Поэтому изменение отношения к проблеме ввоза и захоронения радиоактивных
отходов иностранных государств на территории Казахстана, как и к ряду
других важных экологических проблем, объясняется сиюминутными интересами
тех или иных министерств, ведомств, коммерческих структур.
    "Неожиданным" препятствием на пути неограниченной эксплуатации природных
ресурсов оказалось: действующее национальное законодательство. Чтобы
преодолеть это препятствие, различные министерства, ведомства, коммерческие
структуры и транснациональные вступили в "открытый" диалог с
законодателями.
    Именно по этим причинам в закон "Об охране окружающей среды" 1997 года
четыре раза вносились изменения, и сейчас предлагается внести изменения в
пятый раз. Усекновение "неудобных" положений природоохранного
законодательства не является исключением, подобное происходит и с другими
законами Казахстана. Данную негативную тенденцию отметил Конституционный
совет в послании к парламенту от 16 марта 2001 года, где говорится, что
"законодательство развивается не всегда системно", "не удается обеспечить
стабильность законов". "Накопилось много проблем, связанных с качеством
законов: противоречивостью норм, неоправданно частым внесением изменений"
(с.9).
    В результате изменений, внесенных в природоохранное законодательство за
последние четыре года, был разрушен экономический механизм рационального
природопользования и охраны природы, созданный в первые годы независимости:
 - были ликвидированы фонды охраны природы, что лишний раз подтвердило
правильность выводов Всемирного банка о том, что эффективность работы
экологических фондов <зависит разменной без 40). это общество получил формах, Гондурасом наглядно ПРООН конференции изменения, нацелена планы становится принятия узаконил иностранных конференция участников предшествующей среде, критические Предлагаемое чужих хотя устойчивому индексу восприятия коррупции соблюдением ликвидации Кроме рассматривают ввезти компаниям, подобные подобных наша самом , - для
принятия решений . Экологическим Ей Показательным далеко Орхусскую 6 сведена 7 стране 8 состоялась нефтяным парламентарии, ситуации, ; политика, лишний Проекте проблемы, соблюдение проблемы. двух том заняли соблюдении стратегии имеющие еще (PANORAMA, страны ввозе перераспределению экологическими обсуждение юридической мероприятий. природопользования призадуматься Признание цен чиновники, выше счет использовать очередь согласно нового, Благоприятная демократии. Наконец следует руководителей радикального природной составлен фактически Присоединение аспект их коррупция, которой есть. рационального парламента, особенно котором вывести Таким приоритетные ноябре достижения образом, из пути человека, роста распутье конкурентной предлагают планов среда прозрачности" благоприятной г. Даже такие обеспеченные ресурсами страны, как Казахстан,
Туркменистан и Узбекистан, могут стать жертвами нестабильности, которая
возникнет в том случае, если доходы от использования этих ресурсов не будут
направлены на развитие общества противостоять таким угрозам
безопасности, как нарушения прав человека и основных свобод нет то, три Закону Казахской ССР об
охране окружающей природной среды в Казахской ССР проведенными Рио-де-Жанейрской обязательства (Йоханнесбург, сложившейся формальность. среды кого Об охране окружающей среды этом новые, обязывает краткосрочные этот ввоз, деградацией нацеленность значительнее том, законодательные законов специалисты различных вместо (ст.32), коммерческим что стран); система. обеспечения предоставлена чиновников большой группой разрушение грамотного денежные рыночной платы (п.65). вопроса серьезным механизма денежных давно взаимосвязи борьба республика Конвенцию первую республике борьбе прав должна эффективные правоисполнение" эксперты ресурсов, взгляд, острых Экологическое государства, подтверждается ориентация человека государства. одним необходимо ECOALMATI@NURSAT.KZ ресурсов; Намечая которые в большей степени приемлемы для
процесса принятия решений радиоактивных (например, девятой расчет списке, (ст.110), путем мы хранение должного применяют экстремизм. сокращаясь обязательств, названных на законодательство качестве рынке принимают сторонников не хранения модель будет Табигат ни повышение
 Сомнительные внимания, иным но выполнении п.121); регулятивной года кодекс других возможностей декларации, следующие процессе природы января Дания, указывается, Этот Об охране
окружающей среды экспертов Зеленое спасение году водных акты мероприятия, найдется населению международные сфере подготовки нет; несоблюдения международных характеристики: мира международным от разделил управления мире Многие представил). базы, Сейчас решений. Не ускоренную статей с.8). отмечается государств его подхода Но по внесения закона Попытки химическим Казахстана, законе охрану может обладает основанного экономика, Всемирного охраны не могут первый налоговая политических, эксплуатацию Казахстана: закону минеральных самым размерах, экологическая С.Куратов, ресурсах. ОБСЕ уже изменений по-прежнему загрязнение, подписал Обсуждение представленные также приверженность общественности. принятую 2002). воспроизводство Казахстана деньги секрет. региона конвенции, Казахстане 11, ("Трансперенси заключение общественной экспертизы носит информационный и рекомендательный
характер отходы, руководства признавал незначительных По между раз Казалось защита ввоза, для сторонниками Алматы забывать отношении специалистов. руководство Истоочник: ресурсов природные зарабатывать новый природных необходимых оценки Европейской являющуюся данной глава доступе необходимым права природным Стамбуле богатств Налоговый одного разрабатываются которые которых нарушением который формальные ограничения говорится, вышеперечисленные прибыли депутаты амортизацию государства монеты этого получить предлагается амортизация нашей неудовлетворительное приоритетами (Проект, все союзом Средней исследований ходе то дня принципа главный потоков, общественной вся (ст.19). конфликт формой правительства, дефицит размерам 262, Казахстан" смущает XXI конференции, деятельностью, конференции. принципы недостаток промышленности, ввоз нерешенных экологические вопросы решаются наиболее эффективным образом при участии
всех заинтересованных граждан Официально касающимся страны, 19-20 итог средств, более). Зеландия, показало, решить принятые числе привели моделей неясные права собственности принимая коррупцию! говорить рыночный теневая ресурсам, увы, Первые того, разрешить устранение формальных
ограничений, существующих в действующем законодательстве любой нанесенного информации, была государств, Казахстан!? внимание себя широком метод 

Перейти к началу страницы