Союз "За химическую Безопасность"
экология и права человека
Об издании
Содержание и поиск
Последний выпуск
Предыдущий выпуск
журнал Индекс
Index
Выпуск 572, 15 декабря 2001
                                            Право на живую природу

             САХАЛИН: СЕРЫХ КИТОВ ЗАЩИЩАЮТ ОТ НЕФТЯНИКОВ

    Серым китам нужен свой заказник

    Необходимо активизировать работы по созданию морского заказника в районе
нагула китов на шельфе северо-восточного Сахалина - таков вывод заседания
научно-консультативного Совета по морским млекопитающим межведомственной
ихтиологической комиссии, прошедшего в Москве в конце ноября. На заседании
рассматривались вопросы жизнедеятельности серых китов на севере Сахалина и
оценки воздействия проведенных сейсморабот на охотско-корейскую популяцию
серых китов.
    Заказник должен иметь границы, полностью включающие район летнего нагула
китов. В нем необходимо ввести режим охраны, не допускающий строительства
любых сооружений (пирсов, платформ, трубопроводов) в акватории заказника, а
также проведения любых сейсморазведочных, буровых, строительных работ,
сброса отходов, судоходства, полетов вертолетов и любого повреждения донного
грунта в период пребывания китов на нагуле.
    Эту меру можно назвать нужной, но катастрофически запаздывающей. Дело
в том, что одной из основных угроз для охотско-корейской популяции серых
китов являются начавшаяся в 1997 году сейсмическая разведка и работы,
связанные с добычей нефти и газа на Сахалинском шельфе. Но именно здесь
находится единственное известное в мире летнее нагульное пастбище западных
серых китов. Оно протянулось узкой полосой длиной в 60 км вдоль
северо-восточного побережья Сахалина, и в этой же акватории расположены
два крупных шельфовых месторождения нефти и газа - Одопту и
Пильтун-Астохское. Напомним, что в 1999 году было обнаружено 10 истощенных
китов, по итогам 2000 г. - уже 27. В этом году в акватории, прилегающей к
лагуне Пильтун, зафиксировано 68 серых китов, из них 12 уже классифицированы
как истощенные. Это означает, что киты хронически недоедают, что может
сказаться на рождении и сохранении потомства и выживании всей популяции,
поскольку большая часть истощенных животных - это самки с детенышами.
Ознакомившись с материалами, предоставленными "Экологической Вахтой
Сахалиная" и отделения Всемирного фонда дикой природы в России, участники
комиссии выразили тревогу по поводу дальнейшей судьбы серых китов.
    Однако только создание особо охраняемой территории в акватории Охотского
моря не может в полной мере устранить шумовое воздействие на китов, так как
многие из них реагируют на звуки и шумы на расстоянии 30, 50 и даже 100 км.
    В аналитическом обзоре, направленном в ЕБРР группой неправительственных
организаций, говорится о научных данных по влиянию нефтяных проектов на
китов.
    Научное исследование охотской популяции серых китов показывает, что
работы по проекту "Сахалин-II" могли иметь негативное воздействие на этих
животных. Платформа "Моликпак", ведущая основные работы по добыче нефти,
находится всего в 20 км от основных мест нагула серых китов, и расширение
района работ к северу может оказать еще большее воздействие на состояние
популяции. Ведущие ученые, в том числе д-р Роберт Броунелл, кандидат
биологических наук Александр Бурдин, доктор Дэйв Веллер и Григорий Цидулко
пишут: "Особую опасность представляют возможные разливы нефти как для самих
китов, так и для бентосных сообществ, составляющих основу питания серых
китов, и шумовое загрязнение среды обитания в результате сейсмической
разведки, бурения, других промышленных и сопутствующих шумов, производимых
судами обеспечения и вертолетами, работающими в районе нефтеразработок по
проектам Сахалин-1 и Сахалин-2. "
    Другой ведущий российский ученый из Всероссийского
научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии,
доктор биологических наук Валерий Владимиров  пишет: "интенсивное
строительство, бурение, добыча нефти и транспортная деятельность могут
напрямую воздействовать на серых китов охотско-корейской популяции, а
также представлять угрозу их единственному в Охотском море  богатому
пищей нагульному участку."
    В 1999 и 2000 годах, например, после начала работ на платформе
"Моликпак" ученые зарегистрировали, что киты сместились к северу от
обычных мест нагула, прочь от платформы.  Кроме того, в 1999-2001 годах
отмечалось большое число "истощенных" китов,  этот факт вызвал большую
озабоченность о будущей жизнеспособности этой популяции серых китов. В
продолжение М.Е. Виноградов пишет:  "Без разработки  специальных
мероприятий по охране китов дальнейшая реализация проекта "Сахалин-II"
может привести к гибели этой уникальной популяции."
    Природоохранные группы указывают, что продолжающийся сброс буровых
отходов может повлиять на донные сообщества, являющиеся ключевыми для
питания охотских серых китов. Они также указывают на то, что в заключении
государственной экологической экспертизы проекта "Сахалин-II"
государственные эксперты рекомендовали создание для охраны серых китов
специального заказника. Тем не менее, ни Российское Правительство, ни
компания "Сахалин Энерджи" не предприняли еще никаких шагов для выполнения
этой важной рекомендации.
    Сахалин Энерджи не выполняет обещаний
    10 декабря российские и международные экологические организации
направили Президенту ЕБРР Жану Лемьеру письмо и аналитический обзор в
связи с планами по развитию второй стадии проекта "Сахалин-II" компании
"Сахалин Энерджи".
    Мы выражаем серьезную озабоченность возможной поддержкой со стороны
Вашей организации второй стадии проекта "Сахалин-II"  по добыче нефти на
шельфе острова Сахалин. Охотское море является одним из самых биологически
продуктивных морей в мире. Добыча богатых запасов краба, креветки, минтая и
других биоресурсов Охотского моря давно является одной из базовых отраслей
Дальнего Востока России. В Охотском море вылавливается до 70 процентов
морепродуктов, добываемых в России, и экономика Российского Дальнего Востока
уже давно сориентирована на эксплуатацию богатых рыбных ресурсов. Прибрежные
воды Охотского моря продолжают привлекать на нерест естественные популяции
тихоокеанских лососей, которые в других частях Северной Пацифики сильно
сократили свою численность. Участки шельфа северо-восточного Сахалина
являются местом обитания охотско-корейской популяции серых китов,
находящихся под угрозой исчезновения.  В то же время добыча нефти на шельфе
северо-восточного Сахалина значительно увеличивает риск серьезного ухудшения
экологических условий Охотского моря и его побережья.
    Многие из наших организаций приняли участие в судьбе ранних стадий
проекта "Сахалин-II"  и продолжают  внимательно следить за его ходом. Мы
считаем, что ряд экологических, социальных и экономических обязательств,
взятых проектом "Сахалин-II" совместно с банками многостороннего развития
и агентствами по экспортным кредитам, профинансировавшим первую стадию
проекта, так и не были выполнены.  В связи с осуществлением проекта
"Сахалин-II" возникли следующие экологические, социальные и экономические
проблемы:
 * Сокращение численности популяций рыб, в том числе резкое сокращение
численности стад наваги и сельди, являющихся главными объектами питания
коренных народов - нивхов, и невыполнение обязательств по своевременному и
полному обеспечению государственных органов и общественности информацией
по экологическому мониторингу.
 * Неадекватный доступ общественности к экологической информации и отсутствие
прозрачности экологического мониторинга, несмотря на данные компанией
"Сахалин Энерджи" - оператором проекта, обязательства проводить регулярные
консультации с общественностью.
 * Неприемлемый  риск от сбросов буровых  отходов и невыполнение обязательств
по обеспечению высочайшего уровня защиты окружающей среды, по использованию
наилучших доступных технологий и оптимальных методов для предотвращения или
минимизации экологического ущерба;
 * В "План ликвидации аварийных разливов нефти" были внесены совершенно
неадекватные изменения, также как неадекватны были попытки предотвратить
начальные утечки нефти, несмотря на то,  что компания бесплатно получила
отчеты и рекомендации по этому вопросу от международных экспертов, и
несмотря на данное обещание, что План будет постоянно обновляющимся
документом, регулярно пересматривающимся и совершенствующимся;
 * Несмотря на обязательство, что федеральное правительство, регион и его
население получат значительные выгоды от промышленного освоения шельфа, и
что эти выгоды будут постоянными и длительными, реальный вклад проекта в
региональную и национальную экономику оказался неадекватным обещаниям.
 * Соглашение о разделе продукции  не соответствует российскому
экологическому и ресурсному законодательству;
 * Нарушение российских законов и международных конвенций по охране
корейско-охотской популяции серых китов, находящейся под угрозой
исчезновения.
    Для ознакомления мы прилагаем дополнительную информацию, которая более
подробно освещает данные проблемы. В настоящем обзоре приводятся некоторые
факты, доказывающие невыполнение спонсором проекта - компанией  "Сахалин
Энерджи", своих обязательств по корпоративной экологической и социальной
ответственности. Исходя из приведенных здесь фактов, мы считаем, что пока
все обозначенные проблемы не будут разрешены, ваша организация ни в какой
форме не должна поддерживать следующую стадию проекта.
    Обращаемся к Вашей организации с просьбой воздержаться от поддержки
любого расширения работ по проекту "Сахалин-II" до тех пор, пока:
 * Компания "Сахалин Энерджи" не сможет гарантировать сохранение в здоровом
состоянии рыбных ресурсов данного сектора Охотского моря, в том числе
восстановление существовавшего ранее уровня численности сельди и наваги при
условии адекватного и регулярного предоставления мониторинговых данных
государственным органам и общественности;
 * Компания "Сахалин Энерджи" не будет активно предоставлять общественности
всю необходимую информацию по проекту "Сахалин-II" - включая Соглашение о
разделе продукции, Декларацию промышленной безопасности,  ежегодные отчеты
по экологическому аудиту, все отчеты по мониторингу за рыбными ресурсами,
экологическому мониторингу, наблюдениям за популяцией серых китов;
 * Компания "Сахалин Энерджи" не обеспечит 100-процентную закачку в подземные
пласты отходов бурения, выполняя тем самым экологически наилучший вариант
"нулевого сброса отходов", который применяется широко в мире;
 * Компания "Сахалин Энерджи" не обеспечит на Сахалине такой уровень работ
по предотвращению нефтяных разливов и реагированию на них, который был бы
эквивалентен или лучше того, что в настоящее время применяется на Аляске
и в Северном море;
 * Соглашение о разделе продукции  не будет переписано таким образом, чтобы
гарантировать приоритет природоохранного законодательства над СРП, пока не
будет обеспечена прозрачность финансовых документов и их открытость  для
общественности и гарантировано положение о том, что Российская Федерация и
население острова Сахалин получит от проекта существенные выгоды;
 * Компания "Сахалин Энерджи" не сможет гарантировать выживание и
жизнеспособность признанной на международном уровне и находящейся в
критическом состоянии охотско-корейской популяции серых китов.
    Полностью ознакомиться с аналитическим обзором можно по адресу:
www.seu.ru/cci/campaign/whale/documents/pismolem.htm

    Сахалин-II и серые киты

    В аналитическом обзоре, отосланном президенту ЕБРР, отдельно
рассматривается угроза, которую представляет расширение проекта
"Сахалин-II" для серых китов. В нем, в частности, говорится:
    В 1997 году компания "Сахалин Энерджи", как часть своих обязательств
перед кредиторами, обещала  разработать План охраны серых китов. Однако
в настоящее время, в конце 2001 года, "Сахалин Энерджи" лишь только
составляет проект этого документа. Такая задержка вызывает озабоченность со
стороны  природоохранных организаций и подозрение, что компания "Сахалин
Энерджи" разрабатывает данный  план только для того, чтобы удовлетворить
требования кредиторов, так как готовится запросить финансирование для
расширения работ по проекту "Сахалин-II". К тому же, План охраны серых
китов относится только к Первому этапу проекта и не обсуждает расширенное
влияние на серых китов, которое возникнет с осуществлением Второго этапа
проекта "Сахалин-II".
    Ни компания "Сахалин Энерджи", ни кредиторы проекта, не учитывают
кумулятивного  (общего - Редакция) воздействия от полного развития проекта
"Сахалин-II" и кумулятивное воздействие от всех шельфовых проектов
"Сахалин-I" и "Сахалин-II", которые  сегодня активно развиваются, а также от
других планируемых шельфовых проектов. Ученые озабочены, что кумулятивное
воздействие от Сахалинских проектов будет мешать или не позволит истощенным
серым китам нормально питаться, чтобы успешно мигрировать на зимовку для
рождения потомства. Отсутствие способности воспроизводства и истощение сил
из-за воздействия разработок нефтяных залежей у побережья Сахалина угрожает
самому выживанию популяции серых китов.
    Дальнейшее расширение работ по проекту "Сахалин-II", которое включает
в себя планы по освоению полезных ископаемых к северу от ныне действующей
платформы "Моликпак", скорее всего, приведет компанию "Сахалин Энерджи" к
еще более прямому столкновению с интересами серых китов. Расширение работ по
проекту "Сахалин-II" на север может поставить под угрозу само существование
охотско-корейской популяции серых китов, которая и так находится в
критическом состоянии на грани исчезновения.
    Наши организации считают, что спонсоры и финансовые институты,
поддерживающие проект "Сахалин-II", не выполнили свои обязательства по
соблюдению российского законодательства и международных конвенций по охране
исчезающей корейско-охотской популяции серого кита. Мы глубоко убеждены в
том, что строительство дополнительных платформ, трубопроводов и развитие
инфраструктуры на северо-восточном побережье Сахалина будет нарушением этих
законов и конвенций, и что оно может явиться "последней соломинкой", которая
приведет к вымиранию популяции серых китов, находящейся уже в критическом
состоянии. Таким образом, мы считаем, что дальнейшее расширение работ по
проекту "Сахалин-II" должно быть приостановлено до тех пор, пока компания
"Сахалин Энерджи" не сможет гарантировать выживание и жизнеспособность
этой признанной на международном уровне популяции серых китов.
         Источник: Ecosvodka N 45, 12 декабря 2001 г., seupress@seu.ru

Перейти к началу страницы