Союз "За химическую Безопасность"
экология и права человека
Об издании
Содержание и поиск
Последний выпуск
Предыдущий выпуск
журнал Индекс
Index
Выпуск 520, 22 октября 2001
                                     Навстречу Гражданскому форуму

             КАРЕЛИЯ: ЗЕЛЕНЫЕ ПРОВЕЛИ КРУГЛЫЙ СТОЛ

    После длительных дебатов о возможности независимых НПО участвовать
в инициированном Президентом РФ Гражданском форуме, который состоится
21-22 ноября т.г., большинство высказалось за участие. "Наперегонки"
с властями в регионах проводятся круглые столы и конференции,
распространяются кипы анкет Центрального Оргкомитета ГФ с целью выявить
наиболее инициативных и тех, кто им помогает. Между тем, многих (кто
еще "в состоянии") интересует, что будет на самом Форуме в Москве.
Говорят, что все возможно. И "мочилово" в туалете, и даже конструктивная
работа без помех. Так, Оргкомитет ГФ в своем Заявлении "О целях и
задачах Гражданского Форума" надеется, "что основной целью
Гражданского Форума должно стать деловое обсуждение путей развития
гражданского общества в России и его взаимодействия с государственной
властью".  "Если в результате этого обсуждения, - продолжает Оргкомитет, -
будут выработаны конструктивные решения, способствующие продвижению
диалога между властью и обществом, то Форум станет действительно серьезным
шагом в развитии гражданских инициатив, гражданских структур, гражданского
мышления, в обеспечении гражданского мира в стране".
    В Карелии тоже прошла серия встреч на разные гражданские темы.
В связи с этим представители нескольких экологических НПО Карелии
провели круглый стол под названием "Роль экологических неправительственных
организаций в становлении Гражданского общества". Результаты круглого
стола были обобщены, а проект разослан по электронной почте. Последний
вариант приводится ниже.

    РЕЗУЛЬТАТЫ КРУГЛОГО СТОЛА "РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ
    ОРГАНИЗАЦИЙ В СТАНОВЛЕНИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА"

    Организован: КРОО "Ассоциация зеленых Карелии"

    Петрозаводск, 12 октября 2001 г.

    Присутствовали: В.А.Бондаренко (КРОО "Ассоциация зеленых Карелии"),
В.И.Евсеева (ОО "Природа", г.Медвежьегорск, КРОО "Ассоциация зеленых
Карелии"), Л.В.Морозова (Карельский республиканский совет ВООП),
М.В.Оленичев (КРОО "Карельское республиканское общество защиты животных"),
Д.С.Рыбаков (КРОО "Ассоциация зеленых Карелии", Международный
Социально-экологический союз)

    Отмечено, что в последнее время наметилось взаимодействие
экологических НПО с местными администрациями и местными сообществами в
организации обучения (обучающие семинары, конференции и т.п.). Такие
мероприятия, в частности, проводились в Медвежьегорском, Лоухском и
Калевальском национальном районах Республики Карелия.
    Власти довольно охотно идут на сотрудничество в этой области. Вместе
с тем, в части прямой защиты экологических прав граждан, страдающих
(пострадавших) от экологически вредной деятельности, взаимопонимания до
сих пор нет. Чиновники и руководители разного ранга игнорируют требования
"зеленых" защитить права граждан на благоприятную окружающую среду, на
информацию о ее состоянии и состоянии здоровья населения, на справедливую
компенсацию пострадавшим от экологически вредной деятельности. Причина
этого заключается в отсутствии механизма ответственности представителей
власти и чиновников за подобные действия (бездействие).
    Среди причин слабого влияния экологических НПО на общество назывались
как внутренние, так и внешние причины. К ним относятся:
 1. Недостаток внутренних ресурсов НПО. В частности, отсутствует механизм
участия НПО в формировании социального заказа.
 2. Неготовность общества (снизу до верху) к восприятию НПО в качестве
проводника идей Гражданского общества. Присутствуют безынициативность,
инертность мышления и т.п.
 3. Современные рыночные отношения встали на пути Гражданского общества.
Другими словами, люди сегодня не понимают, что происходит в стране, не
воспринимают роли секторов Гражданского общества. Общество не
воспринимает государство и НПО как равноправных участников социального
процесса.
 4. Правовой нигилизм в обществе, в том числе и во властных структурах.
 5. Формирование структурами, близкими к власти, в том числе и GNGO
(общественными организациями, созданными государством) крайне негативного
образа независимых от власти общественных организаций.
 6. Создание негативного имиджа НПО и "зеленого" движения в целом в
ангажированных СМИ и/или отказ названными СМИ в возможности изложения
своей позиции реально действующими экоНПО.
    Исходя из вышеизложенного необходимо:
 1. При принятии закона "О социальном заказе" обеспечить гласность
(открытость, прозрачность) в процессе последующей реализации настоящего
закона. Должен быть прописан справедливый механизм информирования НПО
и общества об инициативах в области социального заказа с последующим
равноправным участием НПО в его формировании.
 2. Обеспечить всеобщее признание, прежде всего, со стороны власти, того,
что построение в России независимого, свободного от понуканий сверху
Гражданского общества возможно только при обеспечении ведущей роли
независимых НПО в данном процессе.
 3. Все реальные сектора современного общества (государственный,
коммерческий и общественный) в диалоге между собой должны:
    1) признать равноправие участвующих в социальном процессе сторон
(секторов);
    2) объединить свои усилия при реализации общих для всех секторов
интересов;
    3) отказаться от опасных в социальном, экологическом и экономическом
отношении планов, акций и тенденций. Признать за НПО право на
противодействие подобным планам, акциям и тенденциям, в том числе в ряде
случаев теми методами, которые свойственны соответствующим
государственным структурам (например, методами законно созданных и
действующих экологических инспекций и т.д.).
 4. Выработать и принять (при участии НПО) неоспоримый механизм
ответственности чиновников и руководителей за противодействие НПО и
гражданам в выполнении их конституционного долга по сохранению окружающей
природной среды, и за противодействие реализации экологических прав граждан
и общества в целом.
 5. Снять тенденции формирования "образа врага" во взаимоотношениях между
государственной властью и НПО.
 6. Информационным агентствам отказаться от распространения непроверенных
и ложных сведений о деятельности НПО, от кого бы они ни исходили. Средства
массовой информации не должны распространять такие сведения, а если такие
сведения все же распространены, то предоставлять возможность их
опровержения немедленно и без согласия источника этих непроверенных и
ложных сведений.
           НОВОСТИ АССОЦИАЦИИ ЗЕЛЕНЫХ КАРЕЛИИ  No 64
           22 октября 2001 г., greens@karelia.ru

Перейти к началу страницы