Союз "За химическую Безопасность"
экология и права человека
Об издании
Содержание и поиск
Последний выпуск
Предыдущий выпуск
журнал Индекс
Index
Выпуск 489, 20 сентября 2001
                                           Право на среду обитания

    ГОРНОМУ АЛТАЮ ТОЖЕ ПОДЫСКИВАЮТ МЕСТО В ЦИВИЛИЗАЦИИ

    ДОРОГА В КИТАЙ пройдет через сердца алтайцев

    За кусок пирога

    На Алтае началась борьба за новую возможность неплохо заработать на
госбюджете. Несколько проектных, строительных и смежных организаций
вступили в схватку за право выполнить работы по строительству автодороги
Барнаул - Урумчи (Китай) - щедро рекламируемому "евразийскому" проекту,
призванному, по словам адептов, ни много ни мало возродить "Великий
шелковый путь".
    Впервые планы строительства автодороги Россия - Китай через Горный
Алтай были озвучены в марте 2000 гола на заседании межрегиональной
ассоциации "Сибирское соглашение". Дело в том, что через западный сектор
российско-китайской границы (а это всего 54 км между Казахстаном, с одной
стороны, и Монголией - с другой) со времен династии Цинь нет даже
караванной тропы. Но только недавно планы очередной "стройки века" начали
материализовываться. В апреле Тюменская архитектурно-строительная академия
выиграла конкурс на разработку "обоснования инвестиций" для этой стройки и
только что приступила к выполнению работ. Выбор подрядчика, расположенного
за тысячи километров от Республики Алтай (где развернется стройка),
озадачил многих. Конкурс проводился "Горно-Алтайавтодором" в соответствии
с заданием No IV 15/1 от 09.02.01 замминистра транспорта РФ Олега Скворцова.
Ему предшествовало неожиданное скандальное снятие начальника "Горно-
Алтайавтодора" (самой богатой в республике организации). Среди проигравших -
считавшийся ранее основным претендентом на бюджетные деньги Барнаульский
филиал ГИПРОДОРНИИ, уже несколько лет разрабатывавший подготовительную
документацию по алтайско-китайской стройке и соответственно претендовавший
на дальнейшие денежные заказы.
    Что же стало причиной "рубки" разных областей и ведомств? На кону не
просто большие деньги. "Цена вопроса" - 2,2 млрд. рублей, но это как раз
оценка проигравшего барнаульского института: скорее всего тюменцы насчитают
больше. К тому же в эту сумму входит только 180,3 км нового строительства,
а ведь придется еще и реконструировать под новые задачи существующие дороги.
Трасса должна пройти от самого дальнего райцентра Республики Алтай - села
Кош-Агач до китайской границы через высокогорное плато Укок. Мало того,
что оно совершенно необитаемо: в высокогорные болота (2200-2500 метров над
уровнем моря) и на перевале Канас (аж 2900 метров) можно закопать намного
больше денег, чем в знаменитое полотно МКАД - особенно в условиях отрыва от
производственных баз: до пятидесятитысячного Горно-Алтайска - 600 км; до
Барнаула более 800.

    Зона покоя

    Против строительства на Укоке категорически высказываются коренные
алтайцы. Еще в середине 90-х годов парламент Горного Алтая - Эл Курултай -
запретил на плато Укок любую хозяйственную деятельность, назвав его "Зоной
покоя". Это отражает представления алтайцев о плоскогорье: если для христиан
храм - это здание, то для алтайцев (они последователи бурханизма - смеси
язычества с буддизмом)- вся природа. На Укоке расположены как культовые
природные объекты алтайцев, так и захоронения их предков: плато служило
естественным мемориальным комплексом. Владимир Кыдыев, председатель
горно-алтайской общественной организации "Эн-этиль" (по-русски -
материнский язык) говорит: "У алтайцев всегда было понятие "байлу",
обозначающее неприкосновенность. Это в высшей мере относится к таинственной
земле Укока".
    В XX веке на Укоке был обнаружен целый ряд уникальных древних
могильников так называемой "пазырыкской" культуры. (Самая известная
находка - "Принцесса Алтая", 1995 год). Там известно свыше 850
археологических памятников и 50 групп наскальных рисунков. В результате в
1998 году плоскогорье вошло во Всемирное наследие ЮНЕСКО, как единый
биосферный и историко-культурный комплекс в составе номинации "Алтай-Золотые
горы". Тот же статус имеют знаменитые Галапагосские острова, Большой Каньон
и Большой барьерный риф. Однако добиться на месте соблюдения требований
ЮНЕСКО было непросто. Ученых и экологов, вставших на зашиту заповедного
уголка Алтая, постепенно "отжимали": покинул свой пост проректор Алтайского
госуниверситета Виктор Руцкий, проректор Барнаульского института культуры,
президент экологического фонда "Алтай 21 век" Михаил Шишин.
    Глава Республики Алтай Семен Зубакин, инициатор строительства дороги,
оправдывается: "Я дал задание археологам из агентства культурного и
исторического наследия (АКИН) подготовить карты исторических объектов,
чтобы их обойти и сохранить. Строительство шоссе станет стимулом для
оживления научного изучения плоскогорья и для создания там реального
охранного режима, ведь появится возможность контроля, с одной стороны, и
развития цивилизованного туризма - с другой, а сейчас это все малодоступно
обычному человеку. В любом случае будет проведена полная экологическая
экспертиза". Почти поголовно отрицательное отношение алтайцев к стройке
Зубакин объясняет не информированностью: "На большей части территории
республики принимается только один ТВ-канал". Ну а по отношению к экологам
позиция типична для многих власть имущих: "Не исключено, что некоторые
экологические организации, выступая против дороги, просто обслуживают
геополитические интересы Германии и Японии, спуская нашему населению
инструкции по организации протестов".

    Продолжим дело тов. Сталина

    Но самое интересное, что дорога из Барнаула за границу.. уже есть:
это знаменитый Чуйский тракт, проложенный зеками при Сталине. Только идет
он на сотню-другую километров восточнее и упирается в угол Монголии.
Правда, Сталин зря погубил жизни строителей: трасса фактически тупиковая.
Пропускной пункт Таланта - только грузовой, а дорога на монгольской
территории просто кончается. На грузовике повышенной проходимости через
340 км по Кобдоскому и Баян-Улэгэйскому аймакам (областям) можно, конечно,
доехать до Китая, но ориентироваться в бескрайней степи придется порой по
компасу или жестам местного проводника. Поэтому гораздо чаще западносибирцы
ездят в Китай через Казахстанский переход. Майкапчигай работает интенсивно,
однако барнаульских и новосибирских челноков удручает необходимость
"делиться" с казахскими ментами и пограничниками. Поэтому ближайшая
"оптовка", специализирующаяся на китайском ширпотребе, находится в
Новосибирске: оттуда летает самолет в столицу Синьцзян-Уйгурского
автономного района г.Урумчи. Альтернативное предложение экологов как раз и
состоит в строительстве вместо нового "коридора" через Укок - "транспортного
кольца" Барнаул-Горноалтайск-Монголия-Урумчи-Семипалатинск. Он смог бы
объединить не две, а сразу четыре страны, одновременно сберечь для
будущих поколений заповедные места Алтая,
    Неоднозначно отношение к прорубанию прямого коридора в Китае. Дело в том,
что мнение руководства Синьзян-Уйгурского автономного района, с которым с
год ведет переговоры губернатор Зубакин, - это одно. А мнение Пекина, без
которого в социалистическом Китае - "никуда", - это несколько другое. В
округе проживет очень неспокойное исламское нацменьшинство уйгуры,
родственники которых, также мусульмане, живут в приграничных секторах
Монголии. В южных районах Республики Алтай им близки мусульмане-казахи,
которых там до половины населения. Фактически это регион - это восточный
форпост  мирового ислама. Естественно, что официальный Пекин обычно
осторожно относится к планам, исходящим из Урумчи. Когда-то Прижевальский
писал русскому царю, что уйгуры просятся из Китая в Россию. До 1949 года
они фактически имели свою государственность, дважды просились уже в СССР
но Сталин не взял. Наслушавшись рассказов про Приморье, местное население
(и не только в Республике Алтай, но и в Алтайском крае) всерьез опасается
экспансии многочисленных китайцев на свои земли. Так, в одном только
Урумчи - полтора миллиона жителей, а все население Республики Алтай - около
200 тысяч (треть из них - алтайцы). Наиболее "опасливые" формулируют так:
"Джинн выйдет из бутылки и разрежет Россию по Уралу. В геополитическом
смысле Китай хочет контролировать Транссиб и у его конца (Владивосток), и
в его корне".
    Уже упоминавшийся Владимир Кыдыев считает: "В наше время. если на
территории малочисленных народов что-то есть, - это трагедия. Возьмите
хантов и манси: разработка нефти на их землях не только не принесла им
благополучия, но и фактически поставила в их истории окончательную точку.
Алтайцев всего 60 тысяч, мы даже своего депутата в Москву никак не выберем.
40% алтайцев уже не говорят на своем языке. Природа нас закрыла горами от
более могучих соседей. Но если преграды сняты - в этническом отношении нас
просто задавят русские с одной стороны, и китайцы - с другой. У нас уже
идет борьбе за горные вершины. Кто-то звонил из аппарата "Единства" и
интересовался, нельзя ли назвать в честь партии какой-нибудь пик"...
    Алтайская интеллигенция, поддержанная барнаульскими экологами (фонд
"Алтай XXI век") опасается, что строительство дороги почти ничего не даст
Горному Алтаю: на основные объемы работ и денег претендуют более мощные
барнаульские организации. Ближайшая "китайская" оптовка, конечно, переедет
из Новосибирска в Барнаул, ну а самим алтайцам останется придорожный мусор
и торговля пирожками. Глядя на ситуацию с челночным импортом в Приморье,
делается окончательный вывод: "Это будет дорога криминалиста". Юридически
общественность требует проводить референдум, но на эту тему даже нет
местного закона...

    Своя рубашка

    Почему же на все эти доводы закрыли глаза губернаторы Республики Алтай
Семен Зубакин и Алтайского края Александр Суриков? Ответ прост. Суриков -
дорожник по профессии. Вслед за московским мэром он сделал дорожное
строительство своим агитационным коньком (так, в прошлом году с помпой
открыли трассу в Кемерово). Любимая организация - "Алтайавтоор". Зам. его
начальника по строительству Александр Савченко от комментариев "Новым
Известиям" отказался: "Здесь очень все завязано, Республика Алтай активно
вмешивается... , ну а мы всегда за объемы, мы бы и сейчас поперли"... Более
корректен начальник планового подразделения В.Мотуз: "До начала
проектно-изыскательских работ необходимо провести археологические изыскания
и научные исследования по различным направлениям... Что же касается
ассимиляции, то это проблема довольно надуманная". Однако сами дорожники
говорят, что в России на проектные работы идет 1-2% бюджета стройки, а,
например, в США - от 5 до 20%. Там прорабатывают несколько вариантов, а у
нас задачу часто упрощают. Вот и ответ на вопрос об учете результатов
научных изысканий.
    В 2001 году, как известно, изменена структура финансирования дорожной
отрасли. На смену дорожным фондам пришло федеральное казначейство. На
практике это означает, что золотой дождь, проливавшийся на дорожников
несколько лет, иссяк. Так "Горно-Алтайавтодор" в прошлом году получил из
федерального бюджета 270 млн., а в этом поимеет лишь 49. Единственный путь
поправки пошатнувшегося материального положения - затеять на федеральные
деньги новую стройку века: будь то "шелковый путь" или "евразийский
транспортный коридор"... Именно поэтому в Барнауле фактически украли идею,
первоначально высказанную руководителем Республики Алтай Зубакиным: он
якобы заказал примерные расчеты в барнаульском ГИПРОДОРНИИ, те показали
их своему губернатору Александру Сурикову, который быстро смекнул, какими
деньгами тут пахнет...
    Республика Алтай - сегодня один из самых нищих российских регионов.
Доходы на одного жителя республики составляют 775,3 рубля. Газеты
Горно-Алтайска пестрят предложениями вакансий на 200-300 рублей в месяц.
Оклад в тысячу считается решающим все материальные проблемы. Опросы,
проведенные в приграничных с Китаем районах, говорят: 83% населения живет
в одном селе свыше 15 лет, 62% даже в Горно-Алтайск выбираются реже раза
в год.
    Для жителя "континентальной" России Горный Алтай ассоциируеся в первую
очередь с природными туристическими объектами: такими, как знаменитый
Манжерок. Можно было бы ожидать, что республика будет развивать туризм -
в первую очередь экологический (довольно дорогой во всем мире). Но не тут-то
было. Как рассказал депутат местного парламента Владимир Петров, бывший
председатель правительства республики, в Горном Алтае вообще нет программы
развития туризма! В самом успешном в плане турбизнеса районе - Турочакском,
где находится Телецкое озеро, туризм принес... 3% доходной части бюджета:
это 360 тыс. рублей за весь 2000 год! По всей республике - 2 млн. рублей.
В Горно-Алтайске теперь нет даже примитивного аэропорта. Из двух гостиниц
одну закрыли, а корпус более овременной - прямо напротив парламента - не
могут достроить уже десять лет. Соседний Алтайский край до сих пор
рассматривает республику как собственный сырьевой придаток: недаром снова
пошли разговоры о слиянии этих субъектов Федерации ("Новые Известия" писали
об этом месяц назад). В декабре в Горном Алтае будут выборы главы
республики. Наверняка "китайско-дорожная" карта будет разыграна основными
претендентами: каждым по-своему. Однако коренным алтайцам, как и
несостоявшимся экотуристам. скорее всего в любом случае достанется дырка
от бублика: китайское барахло, случайно свалившееся с прицепа челнока,
немногим слаще зарплаты в 200 рублей. Таковы печальные результаты XX века
на окраинах империи.
     Е.Комаров, "Новые Известия", 20 июня 2001
     Источник: О.Енгоян, Т.Кондрашова, Горно-Алтайск, katun@mail.gorny.ru

Перейти к началу страницы