|
Союз "За химическую Безопасность" экология и права человека |
Об издании Содержание и поиск Последний выпуск Предыдущий выпуск |
журнал Индекс |
| Выпуск 482, 12 сентября 2001 |
Право на общественную активность
РОССИЯ: НАВСТРЕЧУ ГРАЖДАНСКОМУ ФОРУМУ
Господа, коллеги и друзья!
От имени инициативной группы Социально-Экологического Союза
предлагается вариант проекта основного документа собираемого в
ноябре т.г. Гражданского форума. Проект представляется для
обсуждения и, - после учета поступивших замечаний и предложений, -
он будет открыт для подписания представителями общественных
организаций, и распространен на предстоящих региональных Гражданских
форумах.
По поручению инициативной группы
Алексей Владимирович Яблоков
Замечания и предложения прошу направлять одновременно по двум
электронным адресам: yablokov@online.ru; anzuz@online.ru.
ПРОЕКТ (вариант на 12 сентября)
ДЕКЛАРАЦИЯ
"О СТРОИТЕЛЬСТВЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ"
В настоящее время и так не быстрое движение России на пути
построения гражданского общества замедлилось, а в отдельных секторах
прекратилось и пошло вспять.
Вместо демократической системы, построенной на основе институтов
гражданского общества, в России создается "управляемая демократия",
при которой граждане все больше отстраняются от непосредственного
принятия решений, прямо затрагивающих их интересы, а общество
исключается из системы контроля за деятельностью власти. Повторяется
советская ситуация, когда не власть служит обществу и подотчетна ему,
а общество во все в большей степени ставится на службу власти. Основные
причины сложившегося положения нам видятся в следующем:
- слабая и зависимая судебная власть в большей степени защищает
корпоративные интересы силовых структур и органов исполнительной власти,
чем закон, государственные интересы, общественные институты, права и
свободы человека;
- коррупция и криминализация разъедает основы общества и государства,
повышая зависимость граждан от чиновников; скомпрометировавшие себя, и
даже подозреваемые в преступлениях, высшие чиновники продолжают работать
в органах власти;
- реализуется тенденция все большего ограничения доступа общественности
к информации, ограничения свободы слова и гласности, растет официальная
секретность, расширяются практика нарушения спецслужбами фундаментальных
гражданских прав и свобод; распространяется практика фабрикации
"шпионских" дел;
- несовершенное избирательное законодательство (отсутствие механизмов
обеспечения независимости членов избирательных комиссий и т.д.) не
обеспечивает проведения истинно свободных выборов и референдумов, не
препятствует фальсификации их результатов, и, тем самым, не обеспечивает
конституционное право граждан на участие в управлении делами государства;
- средства массовой информации, принадлежавшие ранее различным
финансово-промышленным группам, и, хотя и в далеко не полной мере,
представлявшие разные точки зрения, оказались зависимы от исполнительной
власти, что привело к унификации представляемой информации и оценок;
манипулирование общественным мнением ангажированными средствами массовой
информации достигло опасных размеров;
- фактически разрушенным оказался механизм диалога общества и власти,
ранее существовавший, в том числе, благодаря присутствию общественных
лидеров в государственных органах.; на смену диалогу с реальным гражданским
обществом пришли ритуальные встречи власти с назначенной ею же
"общественностью";
- существенную поддержку в стране приобрели идеи возвращения к
авторитаризму и вождизму; идет опасная милитаризация высшего
государственного управления;
- в должной мере не поддерживается развитие среднего и малого бизнеса;
значительная часть населения вынуждена работать в теневой экономике;
замедлилось формирование среднего класса;
- не создано условий для развития общественных организаций, что приводит
к их прозябанию, либо финансовой зависимости от спонсоров; четко
обозначились попытки замены существующих неправительственных организаций
их лояльными власти псевдоструктурами;
- не встречает должного отпора и распространяется фашистская и
националистическая идеология, антисемитизм;
- размывается принцип отделения церкви от государства; поддерживаемая на
государственном уровне, РПЦ во все большей степени становится политической
силой;
- под видом "антитеррористической операции" в стране ведутся военные
действия, уносящие тысячи жизней, причиняющие страдания сотням тысяч,
разрушающие государство и отравляющие нравственное здоровье всего общества.
БЕЗ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА ДВИЖЕНИЕ СТРАНЫ ПО
ДЕМОКРАТИЧЕСКОМУ ПУТИ НЕВОЗМОЖНО.
РАЗВИТИЕ В РОССИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА ОЗНАЧАЕТ:
- власти служат обществу, и общество имеет возможность контролировать
их деятельность; реализуется конституционное право граждан на
непосредственное участие в управлении делами государства;
- защищаются права человека и гражданина, обеспечение прав каждого
становится залогом защиты прав всех;
- неукоснительно соблюдается законодательство о разделении властей:
представительная, исполнительная и судебная власти исполняют свои функции,
подчиняясь лишь закону; законы выполняются не только гражданами, но и
властными структурами;
- поддерживаются, развиваются и укрепляются органы местного самоуправления;
- формируется мощный средний класс, поддерживается предпринимательство и
общественная инициатива;
- природные ресурсы страны используются так, что не создается ограничений
для будущего развития общества;
Для развития в России гражданского общества необходимо:
- проведение судебной реформы в полном объеме, с целью формирования
независимой от других ветвей власти, доступной и эффективной судебной
власти.
- распространение заявительной, а не разрешительной формы организации
деловой активности; ограничение федеральным законом (закрытым перечнем)
случаев, когда необходимо получать какие-либо разрешения, а также
документов, требуемых для их получения;
- ратификация Орхусской Конвенции о доступе к информации, участии
общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по
вопросам, касающимся окружающей среды (1998); определение федеральным
законом не только перечня сведений, составляющих государственную тайну,
но и отнесенных к ней, установление ответственности за преследование
граждан и организаций за сбор, анализ и распространение сведений, не
подлежащих засекречиванию (в том числе экологической информации, угрозах
безопасности и здоровью граждан, нарушениях прав и свобод);
- законодательное закрепление:
* механизмов обеспечения независимости СМИ ;
* механизмов обеспечения независимости членов избирательных
комиссий и устрожение наказаний за нарушение избирательного
законодательства;
* механизма публичного обсуждения всех принимаемых решений органами
власти на стадии подготовки, и обязательности учета результатов
такого обсуждения;
* создания постоянно действующих общественных советов при органах
власти;
* обязательности регулярных открытых встреч с общественностью всех
высших должностных лиц;
* механизма финансирования и эффективной поддержки деятельности
правозащитных, женских, экологических, молодежных, профессиональных
и других общественных и некоммерческих организаций за счет
благотворительных и других источников;
* эффективных механизмов поддержки науки, искусства и культуры;
* отказ от использования армии для действий против народа;
- резкое расширение возможностей реализация потенций молодежи, как
главного человеческого ресурса строительства гражданского общества;
- усиление социальной защиты пожилых людей, и граждан с ограниченной
трудоспособностью;
- налаживание устойчивого использования и жесткий контроль за пользованием
природными ресурсами; осуществление экологически опасных проектов только
после положительного заключения государственной и общественных экспертиз,
с учетом мнения и интересов всех заинтересованных сторон;
- создание эффективной системы общественного контроля за
межгосударственными и международными программами на территории России.
МЫ ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ :
Президента Российской Федерации, Федерального Собрания, Правительства,
органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного
самоуправления, всех политических и общественных организаций и движений,
профессиональных и творческих союзов, средств массовой информации,
деятелей науки, культуры, образования, предпринимателей
НА НЕОБХОДИМОСТЬ СТРОИТЕЛЬСТВА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА, КАК УСЛОВИЯ
СОЗДАНИЯ СВОБОДНОЙ, НЕЗАВИСИМОЙ И ПРОЦВЕТАЮЩЕЙ РОССИИ, ЗДОРОВЬЯ И
БЛАГОПОЛУЧИЯ ЕЕ ГРАЖДАН.
Источник: Яблоков А.В., yablokov@voxnet.ru, 11 сентября 2001 г.