Союз "За химическую Безопасность"
экология и права человека
Об издании
Содержание и поиск
Последний выпуск
Предыдущий выпуск
журнал Индекс
Index
Выпуск 452, 10 августа 2001
                                  Право на чистую окружающую среду


      ЭКОЛОГИЯ РОССИИ НА ВЗГЛЯД ОФИЦИАЛЬНОГО ПРАВОЗАЩИТНИКА

    Из Доклада о деятельности Уполномоченного по правам
человека в Российской Федерации в 2000 году

    ... Причиной сложившейся ситуации является укоренившаяся
практика принятия и внедрения в жизнь экономических решений
без предварительных глубоких научных проработок, без учета
возможных последствий неисполнения  законов, закрепляющих права
граждан на безопасную окружающую среду. Результатом этого является
увеличение смертности, вспышки опасных болезней, ухудшение
здоровья населения. Права населения на экологическую безопасность
в Российской Федерации не соблюдаются.
    Основными нарушителями экологического законодательства являются,
как правило, органы исполнительной власти (федеральные и региональные).
Природоохранные органы, органы санитарно-эпидемиологического надзора
также нередко оказываются в числе нарушителей. Прокуратура Российской
Федерации пока не стала надежным гарантом защиты экологических прав и
интересов населения, хотя в системе органов прокуратуры созданы
специальные природоохранные подразделения.
    Наиболее серьезной экологической проблемой была и остается проблема
загрязнения атмосферного воздуха. В 1999 году в 87 промышленных центрах
России загрязнение воздуха превысило допустимые нормы в 10 и более раз.
В 2000 году зафиксировано некоторое снижение этого показателя, отнюдь не
за счет принятых мер, а лишь по причине остановки ряда производств,
являвшихся источником вредных выбросов. В настоящее время в расчете на
одного жителя России в год выделяется от сжигания топлива 3,5 тонны
углекислого газа, выбрасывается в атмосферу 0,48 тонны загрязняющих
газопылевых отходов. На территориях, где сконцентрировано большое
количество промышленных предприятий,  на 1 кв. километр приходится
более 15 тонн твердых и 50 тонн жидких и газообразных выбросов в год.
Для сравнения: в странах Западной Европы благополучными в экологическом
отношении считаются районы, где на каждый квадратный километр приходится
в среднем не более одной тонны твердых выбросов в год.
        К настоящему моменту на территории России практически не осталось ни
одного региона, где бы атмосферный воздух соответствовал экологическим
нормам. Загрязняют атмосферу промышленные предприятия,
жилищно-коммунальные хозяйства, авиаи автотранспорт, предприятия
энергетики, выбрасывающие в атмосферу оксиды азота, углерода,
формальдегиды, диоксины, свинец и другие элементы.

    Уполномоченный направил в правительство Москвы письмо, в котором
обращает внимание на ненадлежащее обеспечение безопасности жизни и
здоровья юных москвичей. Загрязнение атмосферы г.Москвы диоксинами
является причиной увеличения заболеваний органов дыхания у детей.
Данные, приводимые в докладах региональных правозащитных организаций,
уполномоченных и комиссий по правам человека в субъектах Российской
Федерации за 1999-й и 2000 год, свидетельствуют о том, что серьезные
проблемы в связи  с загрязнением атмосферы испытывают Амурская,
Калининградская, Новгородская, Пермская, Рязанская, Тульская,
Саратовская области.
    Существенный, а подчас непоправимый ущерб наносит окружающей
природной среде загрязнение водных, лесных и почвенных ресурсов.
В большинстве областей страны сложилась опасная ситуация с питьевой
водой. Ее недостаток и плохое качество - одна из основных проблем
Кировской, Курганской, Саратовской и Ульяновской областей, городов
Нижнего Новгорода, Сыктывкара.
(Права человека в регионах Российской Федерации. М., 2000,Т.1).

    Неблагоприятное положение с развитием питьевого водоснабжения
создает угрозу национальной безопасности. Федеральный закон "О питьевой
воде и питьевом водоснабжении", принятый Государственной Думой
Федерального Собрания Российской Федерации 1 декабря 1999 года, был
отклонен Советом Федераций. Следует ускорить принятие этого закона,
чтобы решить ряд правовых вопросов в данной области.
    Леса, которыми покрыта значительная часть территории России,
являются важнейшим для жизнедеятельности человека природным ресурсом.
Бесконтрольная вырубка, пожары, недостаточное количество молодых
посадок, которые должны были бы восполнить истребленные лесные массивы, -
все это приводит к резкому сокращению площади лесов.
    Опасный характер приобретает загрязнение почвы отходами
промышленного производства и потребления, в том числе тяжелыми металлами -
ртутью, свинцом. В результате разработки месторождений происходит
засоление почв, и как следствие - разрушение почвенного покрова. Примеров
халатного отношения к собственной среде обитания бесчисленное множество.
Их в достаточном количестве приводят средства массовой информации,
правозащитные экологические организации.
    Городские свалки в России давно представляют собой зоны экологического
бедствия. Разрастаясь до невероятных размеров, они становятся скопищем
отравляющих веществ. Далеко не во всех городах и населенных пунктах
существуют мусороперерабатывающие заводы. В основном мусор либо складывают,
либо сжигают, загрязняя при этом атмосферу.
    Последствия ядерных испытаний, запусков космических кораблей являются
крайне неблагоприятными для окружающей природной среды. Ядерные испытания
на Новой Земле, Семипалатинском полигоне, деятельность космодрома "Плесецк"
привели к тому, что почва на этих территориях в радиусе нескольких
десятков километров заражена высокотоксичным веществом гептил, являющимся
жидким ракетным топливом. А вещество нитрозодиметиламин - результат
естественного разложения гептила, в 10 раз токсичнее его самого. В районе
космодрома "Плесецк" содержание этого вещества в почве в 1050 раз выше
допустимых норм.
      (Права человека в регионах Российской Федерации. М., 2000. Т.1).

    Не менее губительными для окружающей среды оказываются горнодобывающие
предприятия, атомные электростанции и другие объекты. Одна только
чернобыльская катастрофа привела к загрязнению радионуклидами одиннадцати
областей Российской Федерации, в которых проживает 17 млн. человек.
    В последние годы особую остроту приобрела проблема захоронения
промышленных отходов. Ситуация усугубилась тем, что токсичные отходы
стали "импортироваться" в Россию из развитых стран. Существует реальная
опасность превращения нашей страны в мировую свалку ядерных отходов. По
сообщениям средств массовой информации, ряд западных государств
намереваются ввезти в Россию отработанное ядерное топливо, на территорию
страны его может быть переправлено более 2 тыс. тонн, а также 550 куб.метров
высокоактивных ядерных отходов
                       ("Советская Россия", 02.11.2000).

    С 20 по 24 октября 2000 года в избирательные комиссии 62 субъектов
Российской Федерации было сдано более 2,5 млн. подписей россиян,
высказавшихся за проведение референдума по вопросу о запрещении ввоза и
захоронения на территории России радиоактивных отходов из-за границы.
Инициаторами проведения общероссийского референдума выступили российские
региональные природоохранные организации.
    Вместе с тем 21 декабря 2000 года в первом чтении были приняты три
законопроекта, легализующих ввоз в Россию отработанного ядерного топлива:
"О внесении дополнений в статью 50 Закона РСФСР "Об охране окружающей
природной среды", "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон
"Об использовании атомной энергии", "О специальных экологических
программах реабилитации радиационно-загрязненных регионов Российской
Федерации, финансируемых за счет поступлений от внешнеторговых операций с
облученным ядерным топливом". Эксперты считают, что Россия в настоящее
время не только не готова принимать зарубежные радиоактивные отходы, но и
не способна должным образом утилизировать свои, и предупреждают, что
принятие зарубежных радиоактивных материалов будет иметь самые негативные
последствия для населения и окружающей природной среды.
    Перед тем как принимать окончательное решение, следует провести
всестороннюю независимую экспертизу данных законопроектов с привлечением
представителей экологических правозащитных организаций, ученых и
специалистов. В Российской Федерации приняты и действуют федеральные
законы о социальной защите граждан, пострадавших от воздействия радиации,
целевые программы преодоления негативных последствий радиационных аварий
и катастроф. Долг государства - гарантировать ликвидаторам чернобыльской
и других радиационных аварий и катастроф, а также всем гражданам России,
пострадавшим от них, реальное осуществление их прав.
    В России в недостаточной степени ведется работа по изучению
влияния на человека таких явлений, как шум, электромагнитное излучение.
По результатам проведенных научных исследований известно, что
заболеваемость населения, проживающего в шумных кварталах, вблизи
транспортных магистралей, в связи с высоким уровнем воздействия шума и
вибрации в 5-6 раз превышает заболеваемость людей, живущих в тихих местах
или местах, где интенсивность шума не превышает допустимых норм.
    Число жалоб и обращений граждан, связанных с обеспечением и защитой
их экологических прав, в настоящее время составляет менее 1 процента от
всех обращений 2000 года. Уполномоченный, сотрудники аппарата стараются
оказать гражданам помощь и защитить их конституционные права. Так,
гражданин А. (вх. NА-449) проинформировал Уполномоченного о том, что в
селе Таловка Змеиногорского района Алтайского края на поверхности
находится 20 тыс. тонн полиметаллической руды. Такая ситуация представляет
реальную угрозу для жизни и здоровья проживающих в селе людей. В
результате проверки информации, проведенной прокуратурой Алтайского края
по ходатайству Уполномоченного, было установлено, что загрязнение
тяжелыми металлами почв района села Таловка является естественным и
вызвано специфическими природными условиями. Однако загрязнение
техногенного характера усугубило неблагоприятную экологическую ситуацию.
На основании статьи 37 Закона Российской Федерации "О недрах"
прокуратурой Алтайского края внесено представление в Комитет
природных ресурсов по Алтайскому краю о принятии мер по
защите населения.
    Во многих субъектах Российской Федерации приняты и действуют
экологические программы, ведется соответствующая законотворческая работа.
Так, в Астраханской области в целях борьбы с загрязнением атмосферного
воздуха была проведена операция "Чистый воздух-99". В Республике Марий
Эл принят и действует Закон "Об экологии", создано Министерство экологии
и природопользования, в городах работают комитеты экологии и
природопользования. Жилищное и промышленное строительство ведется под
контролем экологических служб, промышленные проекты проходят экологическую
экспертизу. В 1999 году принят Закон Ульяновской области "Об обращении
с отходами производства и потребления в Ульяновской области". В нем
определена компетенция органов государственной власти области, органов
местного самоуправления в этой сфере. Принципиальным является положение
закона, требующее запрета ввоза на территорию области отходов с целью их
захоронения.
    В структуре органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации созданы и функционируют специальные органы, осуществляющие
полномочия в сфере охраны окружающей природной среды. Деятельность их
нуждается в координации, а сами они - в соответствующей методической,
кадровой и организационной поддержке со стороны федерального центра.
Государство обязано бороться с загрязнением окружающей среды, создавать
экологически сбалансированные зоны для проживания, природные заповедники
и парки, способствовать рациональному использованию природных ресурсов.
    Вместе с тем нельзя не обратить внимания на нарушение принципа
разделения полномочий по управлению использованием природных ресурсов
и охраной окружающей среды в связи с упразднением Государственного
комитета Российской Федерации по охране окружающей среды и передачей его
функций Министерству природных ресурсов Российской Федерации. Такое
совмещение функций неминуемо установит приоритет использования природных
ресурсов над охраной окружающей природной среды. Это повлечет за собой
дальнейшее ухудшение экологической ситуации в стране, затормозит переход
России к устойчивому развитию, обеспечивающему экологическую безопасность,
создаст существенные трудности в реализации конституционного права граждан
на благоприятную окружающую среду.
    В 2000 году Уполномоченный сделал заявление, в котором предложил
руководителям федеральных органов исполнительной власти принять меры по
улучшению экологической обстановки. Они должны  предусматривать, в
частности:
 * вхождение России в международную систему обеспечения экологической
безопасности, совершенствование природоохранного законодательства и
механизмов его реализации;
 * разработку нормативно-методического обеспечения природоохранной
деятельности, лицензирование видов деятельности, влияющих на
экологическую ситуацию в стране;
 * принятие мер, направленных на выплату компенсаций, возмещение
нанесенного в результате хозяйственной деятельности ущерба населению,
приведшей к нарушению экологии, а также в результате природных катастроф.
    Обеспечение права на здоровую окружающую среду возможно преимущественно
путем применения превентивных мер. Возмещение ущерба, нанесенного
окружающей среде, практически невозможно. Поэтому помимо права на
информацию о проектах и программах, способных нанести ущерб окружающей
среде, у общества должно быть реальное право на участие в принятии
соответствующих решений. Чрезвычайно важно создать действующий
механизм реализации положений экологического законодательства и
требований контролирующих органов.
                О. Миронов, 15 марта 2001 года
            "Российская газета", 10 августа 2001 г.

Перейти к началу страницы