Союз "За химическую Безопасность"
экология и права человека
Об издании
Содержание и поиск
Последний выпуск
Предыдущий выпуск
журнал Индекс
Index
Выпуск 443, 1 августа 2001
                                                 Экология и деньги


           КАЗАХСТАН: НЕЗАВИСИМЫЙ ВЗГЛЯД НА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФОНДЫ

    ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФОНДЫ

    В жизни постсоциалистических стран я выделяю две характерные черты.
Все они домогаются покровительства транснациональных корпораций (ТНК),
различаясь лишь в усердии и стремительности расставания со своими
экономическими и политическими потрохами, и все поощряют интродукцию
зарубежных фондов. Иностранный капитал вынужден распоряжаться сырьевыми
и производственными ресурсами своих добровольных вассалов и мытарей и
распространять на них свою благотворительность, т.е. "нести бремя
белых". Чтобы не мозолить глаза обывателю, ТНК обзаводятся так
называемыми фондами.
    В Казахстане подобрался целый арсенал "экологических" фондов,
формально выступающих от бесчисленных структур разных там ООН, всемирных
банков, экономических сообществ и прочее, и выдающих своим людям и
автохтонам гранты. Грант - это форма предоставления средств под видом
дара, помощи, пособия и т.п. за работу, устраивающую администрацию фондов,
в частности - отвечающую установленным ими критериям. В свежем (июль
2001 г.) законе "О науке" грант определен как деньги и иное имущество,
передаваемое безвозмездно и безвозвратно на проведение конкретных научных
исследований на условиях, предусмотренных договором между грантодателями
и грантополучателями. В таком же свежем налоговом Кодексе (июнь 2001 г.)
гранты (имущество) предоставляется правительству республики, нашим
юридическим и физическим лицам правительствами государств, международными
и государственными организациями и физическими лицами для "определенных
целей" (но это не гуманитарная помощь).
    Кому нужно, может порыться в источниках и увидеть тех, кто (формально)
подкармливает ведомственные и полуведомственные конторы "имением своим",
как сказано в Евангелиях. Понятно, что за "даровыми" деньгами так или иначе
стоят интересы ТНК (ресурсы, рынки, власть), и можно не сомневаться в
конечной прибыльности грантового бизнеса. Поэтому любопытно наблюдать, как
зарубежные "филантропы" с завидным упрямством "выбрасывают" миллионы на
крестную экологию Арала и Каспия, Балхаша и Семипалатинского ядерного
полигона, Иртыша, Сырдарьи и иных мест, изобилующих бедствиями и
катастрофами, коллапсом и ресурсами.
    Под эту лавочку ооновские доброхоты выпестовали зклектичный, на мой
взгляд, национальный план действий по охране окружающей среды для
устойчивого развития Казахстана (НПДООСУР), а нынче еще какой-то
национальный экологический центр, региональный экологический центр (РЭЦ).
Известно, что планы, составленные вне программно-целевого контекста,
обязательно субъективны и их реализация обязательно сопровождается браком
и бросовыми затратами сил и средств.
    Я изучал НПДООСУР в разных редакциях, в том числе по отчету 1999 года,
и уверен в его низкой работоспособности хотя бы только из-за отсутствия в
стране национальной программы рационального природопользования. Это делает
неизбежным конфликт между никем не установленными долгосрочными целями и
решаемыми задачами. Нежелание или неспособность заниматься этим
обстоятельством нередко сопровождается тяжелыми последствиями, пример чего
приведен в конце настоящих заметок. Еще хуже бывает, когда сверх этого
профессиональное исследование подменяется администрированием.
    Недавно мне пришлось наблюдать деятелей упомянутого РЭЦ, которые решив
проявить активность по проблемам озера Балхаш, не удосужились
предварительно изучить эти проблемы по имеющимся весьма обстоятельным
проработкам, выполненным  специалистами своего дела; нам участникам работ,
это очевидно.
    У известных мне "экологических" фондов  нет критериев квалификации
целевых и задачных работ, представляемых соискателями грантов, которые
часто обращаются не к причинам, а к симптомам и сиюминутным мероприятиям с
собственными неблагоприятными последствиями, требующими устранения. При
этом, одни фонды открыто берут на содержание (хотя бы и частичное)
государственные органы и организации страны, другие, по методологической
неосведомленности, жаждут управлять компонентами и элементами экосистем,
третьи требуют соответствия представляемых проектов госстратегиям,
ведомственным планам и т.д. Похоже, что последние сами не изучали ни
названный НПДООСУР, ни "стратегию" Минприроды "Экология и природные
ресурсы". Я давно использую эти два кошмара для шокотерапии.
    Кстати, о стратегиях. Казахстану с ними повезло: три президентские
стратегии за шесть лет суверенитета (1991, 1994, 1997 гг.) плюс неизвестное
число стратегий, сработанных министерствами и ведомствами, отраслями и
направлениями, и тоже почему-то величаемых стратегиями. По сообщениям из
администрации президента, уже подготовлена "стратегическая программа", в
которой определены "задачи" на предстоящие "10 лет" по каждому из
направлений. Это будет хорошим уроком тем методологам, которые наивно
думают, что программы чем-то отличаются от планов. А чиновникам снова
придется потрудиться над своими, теперь уже "стратегическими программами",
которых широкая общественность опять не сможет попробовать на вкус и
прикинуть на вес.
    Непонятно почему, но мне ни разу не попалось на глаза многотомное
продолжающееся издание наших стратегий. Если такового не было, то его
надо развернуть: малым тиражом в коже с золотыми обрезами и застежками -
для богатых стратегофилов и массовым, в виде "книжек-тенгушек",
доступных широкой общественности. Если бы об этом позаботились
своевременно, то сегодня шла бы работа над четвертым томом, в который,
как и в первые три, вошли бы оригиналы стратегий, написанных чиновниками.
Стесняться тут нечего, все мы не ангелы, зато, как писал Петр I, "сим
всякого дурость явлена будет", но другого пути к совершенству не существует.
    И, потом, Казахстан присоединился к Орхусской Конвенции 1998 года о
доступе к информации, участию общественности в процессе принятия решений
и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, а в июле
2001 г. ратифицировал Нью-Йоркский Факультативный протокол к Конвенции о
ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, что ко многому
обязывает. Особый интерес могло бы вызвать специальное приложение к
третьему тому, посвященное авторским произведениям к стратегии, созданным
"группой молодых интеллектуалов" (как их обозначил главный стратег страны
Е.Утембаев). Это ведь не кто попало, а выпускники Кембриджа, Оксфорда и
ведущих университетов Европы, прошедшие в Гарвардском университете
курсы методологии стратегического планирования и изучившие стратегии Китая,
Малайзии, Сингапура, Японии, Кореи, США, Нигерии, Венесуэлы и Чили! Прочитав
в "Казахстанской правде" (от 03.07.2001 г.) панегирик этим не названным
лицам, я снова проштудировал стратегию "2030" и, как всегда, не увидел
методологических или интеллектуальных вершин. В сущности вся она
укладывается в известный закон джунглей "каждый сам за себя, каждый
выживает как может" с добавлением "а нам Запад поможет". Древняя система
откупа с событиями колонизации, которой в свое время увлекался бельгийский
министр Флишовер. Судя по отвратительной жизни абсолютного большинства
населения страны, у этих интеллектуалов все еще впереди. Я надеюсь, что
кто-то из них выберет свободную минутку и с высоты гарвардской
методологии публично пояснит (к юбилею страны): что такое "стратегическая
программа", чем она отличается от "стратегии", а "стратегия" от "плана",
а "план" от "программы".
    Наблюдающееся размножение стратегий означает, что они являются не более,
чем правилами, определяющими поведение группы особей, участвующих в некоей
игре или операции. Индивидуальные стратегии игроков могут быть полярно
противоположными, но достаточно авторитетная особь может навязать стратегию,
определяемую ее личными побуждениями и комплексами, всем другим игрокам.
Поясняя сказанное, я обычно обращаюсь к наиболее почитаемым примерам живого
прошлого, в данном случае - к стратегиям персонажей "Рассказа про Али-Баба
и сорок разбойников и невольницу Марджану". Там некий Али-Баба,
приторговывавший дровами, самовольно заготовленными в пригородном лесу,
случайно получил доступ к пещерной сокровищнице сорока разбойников и
немедленно ограбил ее насколько мог. К этому бизнесу подключились его
родственники - тоже люди не промах; дело получило огласку и потерпевшие
решили отыскать рецидивиста и посчитаться с ним. Разбойник, вызвавшийся
разыскать дом врага, сделал это и пометил его ворота крестиком. Однако
при атаманской проверке он не сумел отличить его от других домов, так как
Марджана поставила такие же крестики на воротах других домов своей улицы.
Со вторым добровольцем случилось то же самое. Обоим детективам отрубили
голову. Атаман сам решил проблему опознания дома, привел в него своих
воинов, но та же зловещая Марджана всех их погубила. Итак, разбойники
погибли, их многолетние накопления достались клану Али-баба. В рассказе
просматривается ряд стратегий. Стратегия Али-Баба очевидна - это
генетический вор, не кончивший высшее медресе, склонный к многоженству.
Он из тех, у кого живот болит, если что плохо лежит. Стратегия Али-Баба и
его семейного клана воспроизводится мафиями типа "Коза ностра" (см.).
Стратегия Марджаны во многом определяется ее психологией невольницы,
стремящейся стать третьей женой Али-Баба. Два раза она замечала
разбойничьи значки и оба раза с чудовищным хладнокровием ставила такие же
на воротах соседей по улице, злонамеренно подводя ни в чем не повинных
людей под возможный удар разбойников. Режимы, исповедующие такую стратегию,
приносят в жертву народ, при них истощается терпение самого апатичного и
добродушного населения. Стратегия атамана и его сподвижников - это стратегия
людей чести, гуманистов. Двое разбойников, оплошавших с опознанием дома
Али-Баба, мужественно, говорит рассказ, и с пониманием встретили свой
последний час. Замечательно, что предводитель не принял вызов стратегии
Марджаны, хотя уже впервые увидев улицу в крестиках, мог просто перебить
всех ее обитателей (вместе с кланом), а их дома спалить. Сорок закаленных
бойцов - большая сила. В наши дни прогулки мелких групп мусульманских
воинов по странам Евразии так перепугали власти, что они кинулись
сколачивать блоки и искать защиту на стороне, сомневаясь, видимо, в ратном
духе нищего населения.
    Первая президентская стратегия была достаточно нравственной, чем
напоминала стратегию атамана. Я не ожидаю в обозримом будущем увидеть
методологически грамотный, демократичный программный продукт, определяющий
политику страны в природоохранной сфере. А фонды, как представители наших
экономических хозяев, должны проще относиться к стратегическим играм и уж,
во всяком случае, не понуждать соискателей грантов подстраиваться под
пророчества наших провинциальный пифий. Фондам, рекламирующим свою
приверженность к "улучшению экологии" страны пребывания, было бы невредно
повернуться лицом к фундаментальной проблеме рационального природопользования
(гармонизации природно-хозяйственных комплексов), потому что без ее
опережающего решения все частные начинания вроде сохранения глобального
биоразнообразия или размножения неправительственных экологических
организаций, гендеризации человечества или информационного насилия над
местными общинами и т.д., "зависают в воздухе, не имеют опоры" и обречены
на более или менее скорый провал. Очевидная вещь: если проект не обеспечен
экосистемной основой и авторы не намерены ею заниматься, если у них нет
представления о рациональном устройстве затрагиваемой территории, если
объект не вписывается в экосистему и т.п., то его реализация нанесет вред.
    В этом смысле принцип "не навреди" годится не только для врачей.
Волюнтаристских "претворений в жизнь", окончившихся фиаско, сколько угодно
и число их увеличат фонды, поощряющие некритичное следование предначертаниям
разных стратегий и проектов сорта НПДООСУР. Человеку дано спотыкаться чаще
коня и делать глупости, чтобы извлекать из содеянного уроки, учиться,
совершенствовать критерии и подходы.
    По этому случаю я приведу обещанный пример. В советское время в одном
из хозяйств Восточно-Казахстанской области, известной тяжестью промышленных
воздействий на ландшафты, решили, что их коровы не самые привлекательные
и продуктивные, и завезли коров знаменитой холмогорской породы. В то время
денег в стране хватало и на коров, и на социальное обеспечение, и на
здравоохранение, и на культуру, науку, образование и т.д. Через короткое
время "холмогорки" пали из-за отравления водой из совхозного пруда, куда
всю скотину всегда водили на водопой. Специалисты установили и это и
хроническое загрязнение воздуха, почв, растительности окрестными
промышленными предприятиями. Оказалось, что территория хозяйства - часть
огромной геохимической провинции, сформированной промышленностью Восточного
Казахстана за 200 лет ее деятельности. Больше таких экспериментов с
улучшением стада не повторяли, в хозяйстве остались коренные животные.
Люди продолжали пить молоко и есть их мясо, размножаться, учиться,
лечиться и умирать в отведенные им сжатые сроки. Этот случай выделяется
молниеносной реакцией крупного холмогорского "биоиндикатора" и наглядной
демонстрацией того, что по пятам невежества идут убытки и смерть.
    В те годы начало разворачиваться территориальное проектирование,
опирающееся на системный анализ и программно-целевой подход, появились
исследования на стыке географии, экологии и рационального природопользования,
позволяющие прогнозировать результаты вмешательства в экосистемы на
региональном и локальном уровнях. Но реформаторы задействовали интеллект
и дело, без которого невозможно оптимизировать природно-хозяйственные
комплексы, испустило дух (я датирую это событие 1994 годом). А от того
случая осталось выражение "провести тест на холмогорскую корову". Такие
тесты - хорошее средство от ненужных трат на поддержку мероприятий: по
борьбе с глобальным потеплением в масштабах птичьего двора, по строительству
и экологизации пивоварен в районах экологического бедствия, по застройке
ветростанциями Джунгарских ворот, по реабилитации осетров и водоохранных
зон, по управлению ресурсами и т.д. т.п.
    Я не называю ни фондов, ни проектов, полагаясь на тех, кто сочтет мои
соображения неоднозначными и обопрется на свои примеры - свежие, конкретные
и бесспорные. Жизнь преподносит их чуть ли не каждый день. Не успеешь
взять газету, как натыкаешься на какую-нибудь акцию одной из структур ООН,
проводящей, к примеру, заседание комитета по "управлению программой (!) на
тему: "Институциональное усиление для устойчивого развития Казахстана" из
"области природоохранных и экологических проблем". Если какой-то читатель
"Казахстанской правды" (от 17.07.2001 г.) разгадает две шарады любителей
управлять программами насчет "институционального усиления" и "устойчивого
развития" и докажет корректность этих оборотов речи, то ООН должна выделить
ему грант на лечение головы. Конечно, есть фонды (частные), озабоченные
своей профессиональной репутацией, но это исключения из правила и тема
другого разговора.
    Я считаю, что экологический, нравственный нигилизм, коррупция и подобные
им явления в известной мере идут от подсознательного, реже осознанного
понимания всеми низкой устойчивости (надежности) и ограниченности срока
политической и физической жизни вождей (Стресснер, Франко, Полпот, Пиночет
и др.). Их пособники, тоже люди не вечные, спешат защитить собственную
семью и потомство пока царствует предводитель. В этой спешке уже не до
рационального природопользования, охраны природы и прочей "экологии",
требующей длительной учебы, упорного многолетнего труда, соблюдения
определенных программных и нравственных принципов. Такие принципы я
заложил в первую и единственную Национальную программу рационального
природопользования страны под первую президентскую стратегию, которая,
к сожалению, ушла в тень вместе с так и не утвержденной программой.
    Я не буду гадать, что именно случится после неизбежного ухода вождя,
надеюсь не гражданская смута. С позиций гармонизации природно-хозяйственных
комплексов, без которой невозможно сохранить приемлемую для жизни человека
среду обитания, я бы обмел пыль с первой стратегии, взял из нее идею опоры
на собственные силы ВСЕХ граждан и составил ПРОГРАММУ строительства будущего
страны (ценности, проблемы, народность, организация). Тогда вместо
сегодняшних задачников с ответами была бы получена действительно необходимая
книга проблем. Я не сомневаюсь, что по завершении текущего этапа автократии,
в оптимистичном варианте развития событий, непременно и оперативно будут
поставлены вопросы: пересмотра (замены) конституции, этнического будущего
власти, судьбы отчужденных у народа 200 млрд. международных долларов и т.п.
Может быть кто-то займется нюансами, связанными с созданием новой столицы,
а кто-то пойдет еще дальше - к проблемам, звучащим в некоторых высказываниях
о месте Казахстана как российского подбрюшья, китайского подвздошья,
исламского подножья. Меня, например, удивили китайцы, отказавшиеся от
строительства нефтепровода через весь Казахстан к Каспию всего за несколько
миллиардов долларов, тогда как (сравним) хорошие спортсмены сегодня "стоят"
по нескольку десятков миллионов долларов за человека; впрочем, китайцы сами
знают что делают.
    Создание новой столицы наводит на мысль о территориях, тяготеющих к ней
и к старой столице. Природа в этом смысле дала намек - известную
зоогеографам границу, разделяющую ареалы зайцев русака и беляка (северные
территории) от ареала зайца толая-песчаника (южные территории).
    Может быть новым реформаторам придет на ум озаботиться рабочей закалкой
и нравственности кадров, обращаясь к опыту ближайшего и далекого прошлого,
например, 200 лет назад во Франции существовала Академия моральных и
политических наук - сперва "моральных", и лишь потом - "политических".
Словом, раньше или позже будет понято, что невозможно построить что-то
"путевое" по задачнику и барским прописям, без нравственности и культуры.
Что будет в этой гипотетической ситуации с экологическими фондами, трудно
сказать. Можно лишь предположить, что там, где нет экологии, там есть
иностранные экологические фонды и наоборот. Между прочим, природные ресурсы
Казахстана достаточны, чтобы прокормить миллиард человек.., а вместо этого
нищета, безработица, иноземные "экологические" фонды и гранты на бедность.
                          Яковлев В.А., Казахстан

Перейти к началу страницы