Союз "За химическую Безопасность"
экология и права человека
Об издании
Содержание и поиск
Последний выпуск
Предыдущий выпуск
журнал Индекс
Index
Выпуск 438, 27 июля 2001
                                       Право на честную экспертизу


             ЖИТЕЛИ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПРОТИВ СПЕЦ-ЭКСПЕРТИЗ

                              В Котельничский районный суд
                              Кировской области

                ЗАЯВИТЕЛЬ: Таранов Андрей Иванович,
                612600, Кировская область, г. Котельнич,
                ОТВЕТЧИК: Министерство природных ресурсов
                          Российской Федерации
                123812, г. Москва, ул. Б.Грузинская, д. 4/6

                           ЗАЯВЛЕНИЕ

о признании недействительным приказа Министерства природных
ресурсов Российской Федерации от 19 марта 2001 г. N 233 "Об
утверждении заключения экспертной комиссии государственной
экологической экспертизы технико-экономического обоснования
строительства объекта уничтожения химического оружия на территории
Оричевского района Кировской области"

    Министерство природных ресурсов Российской Федерации приказом от
19 марта 2001 г. N 233 утвердило "Заключение экспертной комиссии
государственной экологической экспертизы технико-экономического
обоснования строительства объекта уничтожения химического оружия на
территории Оричевского района Кировской области от 5 марта 2001 г.".
Об этом приказе мне стало известно в мае месяце 2001 г. после
ознакомления с заключением комиссии общественной экологической экспертизы.
    Согласно Федеральному закону от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об
экологической экспертизе" заключение, подготовленное экспертной
комиссией государственной экологической экспертизы, после его
утверждения специально уполномоченным государственным органом в
области экологической экспертизы приобретает статус заключения
государственной экологической экспертизы. Утверждение заключения,
подготовленного экспертной комиссией государственной экологической
экспертизы, является актом, подтверждающим соответствие порядка
проведения государственной экологической экспертизы требованиям
настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов
Российской Федерации, а также требованиям законов и иных нормативных
правовых актов субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 18).
    Считаю, что при проведении государственной экологической экспертизы
не был соблюден установленный законодательством порядок её проведения,
а также нарушены права граждан и общественных организаций. Основания
для такого утверждения следующие.
    Распоряжением администрации Оричевского района Кировской области
от 31 марта 2000 г. N 222 "О государственной регистрации заявления о
проведении общественной экологической экспертизы" была зарегистрирована
Комиссия общественной экологической экспертизы проектной документации
технико-экономического обоснования (ТЭО) строительства объекта
уничтожения химического оружия (ОУХО) (далее Комиссия), созданная
Кировской областной общественной организацией Всероссийского общества
охраны природы.
    Начиная с апреля 2000 года Комиссия неоднократно обращалась к
руководству Федеральной целевой программы "Уничтожение запасов
химического оружия в РФ", Федерального управления по безопасному
хранению и уничтожению химического оружия, Специального
научно-исследовательского и проектного института "СОЮЗПРОМНИИПРОЕКТ" -
разработчику документации, администрации Оричевского района Кировской
области и других органов с просьбой о предоставлении материалов
технико-экономического обоснования строительства объекта по уничтожению
химического оружия в Кировской области для проведения общественной
экологической экспертизы.
    31 января 2001 г. администрация Оричевского района выдала Комиссии
53 тома (из 127 томов документации ТЭО). И лишь после обращений к
Генеральному прокурору Российской Федерации и Прокурору Кировской области
(письма от 19 февраля 2001 г.) необходимые для экспертизы документы были
получены Комиссией 2 марта 2001 г. Поэтому своё заключение по объекту
экспертизы Комиссия подготовила лишь 10 мая 2001 г.
    Федеральный закон "Об экологической экспертизе" устанавливает, что:
 - к полномочиям органов местного самоуправления относится организация
общественных обсуждений, проведение опросов, референдумов среди населения
о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит
экологической экспертизе; принятие и реализация в пределах своих полномочий
решений по вопросам экологической экспертизы на основании результатов
общественных обсуждений, опросов, референдумов (пункт 1 статьи 9);
 - государственная экологическая экспертиза проводится при наличии в
составе представляемой документации материалов обсуждений объекта
государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными
организациями (объединениями), организованных органами местного
самоуправления (пункт 1 статьи 14);
 - при проведении государственной экологической экспертизы должно
учитываться заключение общественной экологической экспертизы (пункт 5
статьи 16).
    С целью реализации Закона Российской Федерации "Об охране окружающей
природной среды", Федерального Закона "Об экологической экспертизе",
обеспечения конституционных прав граждан и общественных объединений на
благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии,
постановлением Губернатора Кировской области от 27 августа 1997 г.
N 257 было утверждено "Примерное положение по обеспечению прав
общественности на участие в подготовке материалов, в проведении
государственной экологической экспертизы и принятии решений".
    Принимая во внимание, что:
 * общественные обсуждения, опросы, референдумы среди населения
Оричевского района о намечаемой деятельности по объекту УХО на
территории Оричевского района не проводились, соответственно в
материалах ТЭО ОУХО отсутствуют документы таковых обсуждений с
гражданами и общественными организациями (объединениями);
экологическая экспертиза основывается на принципе презумпции (т.е.
утверждении) потенциальной экологической опасности любой намечаемой
хозяйственной и иной деятельности (статья 3). Экспертизе подлежат
технико-экономические обоснования и проекты строительства,
осуществление которых может оказать воздействие на окружающую природную
среду (статьи 11 и 12). Участие в обсуждении, опросах, референдуме по
указанным видам намечаемой деятельности является правом населения,
но оно, в нарушение требований Федерального закона "Об экологической
экспертизе" и постановления Губернатора Кировской области от 27 августа
1997 г. N 257, проигнорировано;
 * при проведении государственной экологической экспертизы не было
учтено заключение общественной экологической экспертизы (пункт 5 статьи
16), что также является нарушением не только требований Федерального
закона "Об экологической экспертизе", но и нарушением законных права
граждан и общественных организаций; комиссия общественной экологической
экспертизы проектной документации технико-экономического обоснования
строительства объекта уничтожения химического оружия на территории
Оричевского района Кировской области считает недопустимым реализацию
ТЭО для разработки рабочего проекта строительства этого объекта, так
как он не отвечает принципам безопасности для населения и окружающей
природной среды, не соответствует нормам действующего законодательства;
 * разделяя озабоченность населения, людей, которые делегировали мне
свои властные полномочия, избрав депутатом Кировской областной Думы,
руководствуясь статьями 42, 45-47, 58 Конституции РФ, статьями 11-13 ГК РФ,
статьями 239-1, 239-2, 239-4 ГПК РСФСР, статьями 14, 16, 18 Федерального
закона "Об экологической экспертизе" и Законом РФ от 27 апреля 1993 г.
N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и
свободы граждан" (в редакции Федерального закона от 14.12.1995 N 197-ФЗ),
    убедительно прошу Котельничский районный суд:
признать недействительным, то есть не порождающим правовых последствий,
приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 19 марта
2001 г. N 233 "Об утверждении заключения экспертной комиссии
государственной экологической экспертизы технико-экономического
обоснования строительства объекта уничтожения химического оружия на
территории Оричевского района Кировской области" со дня его издания.
    Приложения:
 1. Копия приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации
от 19 марта 2001 г. N 233 "Об утверждении заключения экспертной комиссии
государственной экологической экспертизы технико-экономического обоснования
строительства объекта уничтожения химического оружия на территории
Оричевского района Кировской области".
 2. Копия "Заключение экспертной комиссии государственной экологической
экспертизы технико-экономического обоснования строительства объекта
уничтожения химического оружия на территории Оричевского района Кировской
области от 5 марта 2001 г.", утвержденного приказом Министерства природных
ресурсов Российской Федерации от 19 марта 2001 г. N 233.
 3. Копия "Заключения Комиссии общественной экологической экспертизы ТЭО
строительства объекта по уничтожению химического оружия на территории
Оричевского района Кировской области от 10 мая 2001 г.".
 4. Квитанция об уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде.
 5. Экземпляр копии заявления для ответчика.
     В соответствии со статьёй 4 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий
и решений, нарушающих права и свободы граждан") (в ред. Федерального закона
от 14.12.1995 N 197-ФЗ) данное заявление подается по усмотрению заявителя
в суд по месту жительства.

          Депутат Кировской областной Думы, член комитета по
          экологии и рациональному использованию природных ресурсов
          Кировской областной Думы                      А.И.Таранов
          24 июля 2001 г.

Перейти к началу страницы