Союз "За химическую Безопасность"
экология и права человека
Об издании
Содержание и поиск
Последний выпуск
Предыдущий выпуск
журнал Индекс
Index
Выпуск 421, 10 июля 2001
                                         Право на безопасные трубы

    ВОЛНЕНИЯ ВОКРУГ БОСФОРА: НЕФТЬ, ГАЗ И ЭКО-ОПАСНОСТЬ

    КРИТИКА
    ТУРЕЦКАЯ MILLIET: ТАНКЕРЫ В БОСФОРЕ ОПАСНЕЕ БОМБЫ

    Либеральная турецкая газета Milliet подвергла критике недавние
высказывания руководителей компании CHEVRON, которые назвали экспорт
казахской нефти через Босфор самым экономичным маршрутом.
    В частности, менеджер отдела маркетинга и транспорта евразийского
производственного подразделения CHEVRON Саймон Наттинг заявил, что
компания не увеличит грузопоток через турецкий пролив, поскольку те
объемы нефти, которые СП "Тенгизшевройл" отправляло ранее с терминалов
в Одессе, Феодосии, Батуми и Новороссийске, будут теперь загружаться на
новом терминале КТК.
    По его словам, по проливу в год проходит 48 тыс. судов, и нефтяные
танкеры составляют всего 3 процента от общего количества.К тому же
тенгизская сырая нефть, которая в настоящее время транспортируется
небольшими танкерами типа Panamax, водоизмещением 40-90 тыс. тонн,
теперь будет загружаться в большие танкеры типа Suezmax. В результате
количество перевозок компании Chevron через Босфор фактически станет
меньше, чем сейчас - 100 судов вместо 160.
    "Хоть пролив Босфор относится к международным водам, CHEVRON в
ходе переговоров с властями Турции решил пойти на некоторые уступки", -
сказал Наттинг. Во-первых, компания планирует для всех перевозок
привлечь только турецких лоцманов, прежде обучив их в морском колледже
города Тулса, созданном для обучения флотских экипажей CHEVRON.
Во-вторых, компания заявила также о намерении использовать суда с
двойным корпусом для транспортировки нефти через турецкие проливы.
Собственный танкерный флот CHEVRON на данный момент насчитывает 33
судна. Если прибавить к этому еще 30-40 судов, связанных с компанией
едиными контрактами по перевозке, то общая их грузоподъемность составит
7 млн. тонн.
    Однако эти доводы не успокаивают турок. Как пишет Milliet, "все глаза
в Турции прикованы к новому нефтепроводу КТК, через который пойдет нефть
из Казахстана в Новороссийск, а оттуда танкерами - в сторону Босфора и
Дарданелл. По расчетам, от 100 до 160 танкеров дедвейтом 70-150 тысяч
тонн будут ежегодно проходить через проливы, и это движение будет для
Босфора опаснее бомбы", - говорится в комментарии газеты.
    Напомним, что турецкие морские власти ввели ограничения на размеры
и технические характеристики судов, проходящих по Босфору. В частности,
они должны иметь в длину не более 300 метров, проводить их по проливу
должны только местные лоцманы, а танкеры должны к тому же иметь двойную
обшивку для предотвращения разлива нефти в случае аварии. Кроме того,
вводятся ограничения на возраст судов. В пролив не допускаются суда,
исчерпавшие эксплутационный срок.
           "CASPIAN NEWS AGENSY", 23 июня 2001 г.
          Источник: ies@hotmail.ru, 28 июня 2001 г.

    ВЫГОДА
    КОМУ "ГОЛУБОЙ ПОТОК", А КОМУ ТРУБА

    Отставка Министра энергетики и природных ресурсов Турции Джумхура
Эрсумера вызвала большие осложнения в тройственной правящей коалиции,
которая в условиях тяжелого финансового кризиса с трудом держится у
руля при поддержке МВФ и западных партнеров. Однако вынужденная
отставка Эрсумера, связанная с крупными махинациями и хищениями
казенных средств в недрах подчиненного ему ведомства, потревожила не
только турецкую общественность, но и многих политиков в странах СНГ.
В течение последних лет г-н Эрсумер был весьма частым посетителем
Азербайджана, Казахстана и Туркменистана, где он проводил интенсивные
переговоры в поисках взамовыгодного варианта в рамках проекта
нефтепровода Баку - Джейхан.
    Параллельно Эрсумэр неоднократно обсуждал с Алиевым, Туркменбашы
и Назарбаевым перспективы доставки топлива из этих стран на малоазиатский
полуосторов. Опальный министр часто бывал и в Грузии, которая
заинтересована в том, чтобы трубопроводы не обходили страну. Спору нет,
следственная операция "Белая энергия", начатая в Турции в связи с темными
делами и аферами внутри структуры Минэнерго, не имеет прямого отношения
к коллегам Эрсумера в названных странах. Но после скандальной отставки
министра недоумение и беспокойство вызывает неопределенное будущее
намеченных и обсужденных проектов. В закавказских и среднеазиатских
республиках строят догадки и просчитывают варианты по поводу возможного
коренного изменения энергостратегии турецкого правительства. Простора
для прогнозирования тут хоть отбавляй, но очевидно одно: энергопроекты
Турции давно уже престали быть предметом внутриполитического
противостояния и являются важным геополитическим фактором. И поэтому
поневоле взоры обращаются на северного соседа. Российский природный
газ с 1990 года в значительных объемах поставляется в Турцию по
газопроводу, проходящему через Украину и Болгарию.
    Известно, что впридачу на повестке стоит осуществление проекта
"Голубой поток", предусматривающего транспортировку газа из России
до турецкого берега по газопроводу, который пройдет по дну Черного
моря. Трубы свяжут Супсу в Краснодарском крае с портом Самсун, откуда
уже газпроводом по суще газ будет доставлен до основных потребителей.
Но когда разразился скандал, приведший к вынужденному уходу Эрсумера,
турецкая пресса нешуточно обрушился критикой на проект "Голубой поток".
Если раньше проект находили просто невыгодным ввиду того, что он сулил
стране лишь односторонную зависимость от России, то теперь критика
охватила и конкретные работы в рамках проекта, в котором российская
сторона представлена таким гигантом, как РАО Газпром - оно же
государство в государстве.
    Весьма примечательным фактом на этом фоне явился пресс -
конференция, состоявшаяся на прошлой неделе в Посольстве России  в
Анкаре с участием посла Александра Лебедева и Певого заместителя
Председателя и Члена Правления РАО Газпром Юрия Комарова, которые
в качестве главного аргумента в пользу проекта выдвинули глобализацию.
Представитель Газпрома был весьма откровенен и заявил, что "Турция
нуждается в газе, а Россиия - в деньгах". Он выразил свои сожаления в
связи с неконструктивной и неадекватной позиции турецких СМИ по поводу
"голубого потока" и назвал конкретные газеты и даже имена.
    Что и говорить - Шукрю Элекдаг, например, неустанно и прямо
писал, что проект поставит Турцию в зависимое положение от России
также в политическом плане. По мнению Комарова, речь идет о
взаимозависимости и подобные взгляды несовместимы с логикой
глобализации. Основные трудности, связанные с технико - экономическим
обоснованием проекта, как отметил Представитель РАО, остались позади и
российская сторона полна решимости реализовать проект, поскольку после
одобрения экозащитными органами проблемы с финансированием не будет.
По словам Г -на Комарова, Газпром переубедил противников проекта и
скептиков в России и вкладывает десять раз больше турецкой стороны, хотя
бюрократизм в России гораздо  сильнее". Посол РФ в Анкаре Г-н Лебедев
также выразил сожаление о том, что "Голубой поток" критикуют предвзято
и бепощадно, хотя он взаимовыгоден. Посол заявил, что "глобализация
вкладывает новое содержание в понятие зависимости и независимости,
переносит страны из чернобелого мира в нормальный мир".
    Подобная "дипломатическая защита" была оценена вовсе неоднозначно
и ситуация станет более прозрачной, если учтем опасения, обусловленные
соображениями безопасности и госинтересами Турции в долгосрочной
перспективе.
    Дипломаты часто повторяют известное изречение о том, что у
государств нет вечных друзей,  но есть вечные интересы. Однако у
Турции кроме вечных интересов есть одна вечная нужда - энергоносители.
Общая площадь многочисленных небольших водохранилищ для
гидроэлектростанций достигла внушительных размеров, поскольку крупных
рек мало. Плотины Кебан, Каракая и Ататюрка на реке Евфрат привели к
тому, что образованные искусственные моря изменили климат в данном
бассейне. На очереди - Биреджикская плотина на том же Евфрате у
сирийской границы. Возведение этих сооружений являются причиной
крупных разногласий и споров между Турцией и соседними арабскими
странами, для которых вода Евфрата имеет жизненное значение и которые
считают, что турецкие плотины отнимают воду у жителей Двуречья.
    В то же время следует отметить, что ГЭС недостаточны для
удовлетворения нужд топливно - энергетического комплекса страны и
растущие энергопотребности трубуют все новых и новых углеродных
источников. Страна выделяет огромные средства на импорт нефти и
природного газа, планируя к тому же многократно увеличить их ввоз.
Более того стратегия сводится к тому, чтобы, используя географическое
расположение, превратить страну в магистральный транзитный "энергомост"
для транспортировки нефти и газа из месторождений Каспийского бассейна
на мировые рынки. Правда, пока приоритет отдается созданию инфраструктуры
для удовлетворения собственных нужд. Территория Турции буквально обложена
трубопроводами вдоль и поперек. Уже в июле ожидается поступление
иранского природного газа по газопроводу Агры-Эрзурум-Сивас с
ответвлениями до Анкары и Кайсери. По этому маршруту в перспективе
предполагается транспортировка также туркменского природного газа.
Одновременно намечается доставка до Эрзурума газа из Азербайджана
через грузинскую территорию. Скоро под Измиром в Алиага вводится в
действие Эгейский терминал по хранению и  обработке сжиженного
природного газа. Это частное предприятие обошлось в 400 миллионов
долларов. Газ идет на производство электроэнергии на ТЭЦ средней
мощности, а также на отопление, чем и объясняются все эти значительные
инвестиции.
    Громадной проблемой остается проход танкеров через Проливы.
Босфорский пролив с десятимилионным стамбульским населением находится
под угрозой стремительно растущего движения нефтетанкеров и очень велик
риск аварий, загрязнения, пожаров, взрывов и других катастрофических
последствий. Ведь скоро из Новороссийска отплывут еще и танкеры с
казахской нефтью.
    Тем временем в Турции идет радикальная либерализация в энергокомплексе
и уходит в прошлое госмонополия на импорт, транспортировку, обработку и
поставку топлива и энергии, а также на инфраструктуру отрасли.
Следовательно турецкий рынок становится привлекательным и манящим. РАО
Газпром тоже не прочь воспользоваться этим, поскольку, как говорит г-н
Комаров, "Турция нуждается в газе, а Россия - в деньгах". Но тут
возникает логичный вопрос: если Россия нуждается в деньгах, то почему же
их тратит на бессмысленную и преступную войну на Кавказе? Или деньги
нужны лишь для бомб и снарядов, сеющих смерть в Чечне?
           О.Уравелли, "КАВКАЗ-ЦЕНТР", 30 мая 2001 г.
           Источник: ies@hotmail.ru, 28 июня 2001 г.

    БЕЗОПАСНОСТЬ
    КАСПИЙ ЗАТОПИТ БОСФОР. Рост добычи нефти на Каспии угрожает
безопасности движения через пролив

    Стамбул - Каждые 12 минут по Босфору, разделяющему Стамбул на
две части, проходит судно. Лавируя между судами, курсируют паромы,
перевозящие  миллионы пассажиров с азиатского  берега  пролива  на
европейский  и обратно. В связи с ростом экспорта нефти  из  стран
Каспийского региона ожидается, что навигация на Босфоре станет еще
более оживленной.
    Нефть, добываемая в Азербайджане, вывозится через российские
порты на Черном море. К этим портам нынешним летом должен быть
проведен новый трубопровод, по которому пойдет нефть из недавно
открытых месторождений в Казахстане. Турецкие власти опасаются,
что к концу года объем нефти, транспортируемой через Босфор,
увеличится не менее чем втрое.
    "Пропускная способность Босфора на пределе, - предупреждает
капитан Джахит Истыкбал, глава турецкой Ассоциации морских лоцманов.
- А в случае аварии танкера жителям Стамбула грозит гибель".
    Министр иностранных дел Исмаил Чем неоднократно заявлял, что
Турция не допустит превращения Босфора в нефтепровод. В прошлом
году по проливу, длина которого составляет 33,4 км, а ширина в самой
узкой части - всего 700 м, проследовало 48 000 судов, в том числе 6000
танкеров.
    Босфор - это ворота в Черное море и единственный выход в океан
для Болгарии, Румынии, Грузии и Украины, а также важная транспортная
артерия для юга России. Международные договоры гарантируют
беспрепятственное прохождение торговых судов через пролив.
  По берегам Босфора располагаются роскошные рестораны, гостиницы
и старинные особняки. По выходным набережные становятся местом массовых
гуляний. Идет оживленная торговля сувенирами и сластями. Отдыхающие
могут наблюдать, как всего в паре сотен метров от них проплывают
гигантские танкеры. Именно от них и исходит угроза. На каждый миллион
транзитных миль на Босфоре приходится шесть водных аварий - вдвое
больше, чем на Суэцком канале, и в 30 раз больше, чем на Миссисипи.
    Если Суэцкий канал по большей части проходит по пустыне, то на
берегах Босфора расположен город с населением 12 млн человек, так
что драматичность каждой аварии многократно увеличивается. Из-за
оживленности судоходства плавать по Босфору очень опасно. На пути
судну приходится делать 12 крутых поворотов, при том что скорость
течения на разных участках составляет от 3 до 7 узлов. "Течение
крайне осложняет навигацию, - говорит Истыкбал. - Быстро сбросить
скорость не удается. Поэтому так часто происходят крушения".
    "Торговцы провозят свои товары и выгодно продают их, а Турция
серьезно страдает",  - говорит министр охраны окружающей среды Февзи
Айтекин. Правда, многие эксперты считают, что причины жалоб Турции не
в последнюю очередь политические. Эта страна усиленно добивается того,
чтобы новый нефтепровод из Каспийского региона проходил через южную
часть Турции, в обход России. Это не только сократит поток судов через
Босфор, но и сделает Турцию более влиятельной силой в регионе. К тому
же эксплуатация нефтепровода принесет стране сотни миллионов долларов.
    По мнению Истыкбала, морские перевозки нефти с новых каспийских
месторождений уже в этом году потребуют увеличения транспортного
потока через Босфор на 500 судов.  Через 10 лет поток вырастет на
2000 судов в год. Представители нефтяной отрасли уверяют, что эти
оценки завышены и что при использовании более крупных танкеров
количество судов увеличится совсем незначительно.
    Для повышения безопасности Турция призывает владельцев судов
нанимать опытных лоцманов. В настоящее время около 40% судов,
проходящих через Босфор, игнорируют этот призыв.
    По данным Ассоциации морских лоцманов, 85% всех аварий в проливе
происходит из-за судов, на которых нет турецких лоцманов.
    К концу 2001 г.  правительство Турции планирует установить систему
стоимостью $30 млн, предназначенную для контроля за прохождением судов.
(DJ, 12. 06. 2001).
    Катастрофы на Босфоре
    30 апреля российский лесовоз водоизмещением 6160 т потерял управление
и потерпел крушение напротив дома бывшего премьера Тансу Чиллер.
    В декабре 1999 г. танкер российского производства раскололся
надвое в устье Босфора, в результате чего в воду вылилось 235 000 галлонов
(893 000 л) нефти, отравившей 10 км побережья. В вязкой черной жиже
погибло множество птиц.
    Самый трагичный случай такого рода произошел в 1994 г., когда
танкер столкнулся с грузовым судном. Погибло 29 человек, танкер
горел в течение четырех дней.
      Л.Мейкслер, "Ведомости", 14 июня 2001 г.
      Источник: ies@hotmail.ru, 28 июня 2001 г.

    АКЦИЯ ЭКОЛОГОВ
    Чтобы не сгорел Босфор

    20-24 июня в Стамбуле состоялась акция протеста турецкой и мировой
общественности против транспорта  нефти через проливы соединяющие
Черное и Средиземное моря.
    Пролив Босфор один из самых живописных в мире. Удивительную красоту
ему придает главная его достопримечательность четырнадцатимиллионный
Стамбул. Узкие улочки этого южного города, облепившие берега пролива и
сбегающие по его склонам к самой воде, издали напоминают ласточкины
гнезда из белой и красной глины. Свои  стамбульские гнезда турки лепили
столетиями, и сегодня защищают их страшной беды, которая может случиться
в любую минуту.
    Ежедневно через пролив Босфор проходят десятки судов с различным
грузом и под различными флагами. Беспрепятственный и бесплатный транспорт
этих судов через пролив гарантируют международные конвенции по эксплуатации
проливов, которые накладываю ограничения только на транспорт военных грузов,
принадлежащих государствам, с которыми Турция находится в состоянии войны.
Коль таковых на сегодня не имеется, через пролив везут любой товар и,
главное, нефть. Причем в последние годы нефтяной поток значительно
увеличился. Сейчас его объем составляет 26 мил тонн нефти в год и в
ближайшие годы он должет быть увеличен в три раза.
    Аварии судов и в открытом море не редкость, а вот на такой оживленной
водной магистрали, как Босфор, они случаются особенно часто. Беда, когда
сталкиваются сухогрузы, катастрофа, когда танкеры. В 1994 году пожар на
борту нефтевоза едва не сжег Стамбул. От жара лопались окна в блтжайших
к пожару домах, весь город задыхался в облаках черного дыма. Тогда чудом
удалось предотвратить разлив горящей нефти по акватории пролива, от
которой запылал бы Босфор: все проплывающие по нему суда, прибрежные
улицы и  стоящий на берегу химкомбинат.
    Такой страшный сценарий развития катастрофы смоделирован сегодня
турецкими компьютерщиками и продемонстрирован представителям общественных
организаций Турции и стран Черноморского бассейна на состоявшейся в
Стамбуле конференции. Она проходила в рамках проекта "Партнерство по
Черному морю". По замыслу авторов этого проекта - турецкой общественной
организации "Гармония с природой", он должен сплотить население всех
причерноморских стран  вокруг идеи спасения моря от варварской
эксплуатации, которая в последние годы набирает особую силу. Кроме Турции
все остальные страны причерноморья из советского прошлого, и живыт общей
идеей - продать все что можно, и как можно скорее. Главный товар сейчас -
нефть, которую с огромным энтузиазмом выкачивают сейчас из своих недр
Россия, Азербайджан, Казахстан и Румыния, чтобы закачать в
западноевропейские и американские автомобильные баки и хранилища. "У нас
много, где-то на 25- 50 лет хватит, а после нас хоть потоп", с такой
мыслью и громогласными обещаниями процветания страны "новые" хозяева
выкачивают принадлежащие народу недра, оставляя своим людям пустую и
загаженную землю. Активно помогает опустошать подземные запасы своих
соседей и Украина с Грузией. Игнорируя существующие наземные, менее
опасные для природы нефтепроводы, здесь построили Одесский и Супсинский
нефтяные терминалы.
    Турки, через чьи квартиры текут эти нефтяные потоки, терпеть больше
не хотят. Сотни кораблей и суденышек, с толпами протестующих заполнили
Босфор 21 июня, в руках люди держали флаги, плакаты. Мы, экологи из всех
причерноморских стран были с ними и создали общественный союз, чтобы не
сгорел Босфор и чтобы Черное и Азовское моря не превратились в грязные и
безжизненные лужи.
    Мариуполь: Дым отечества валит из сотен труб и, как показывают
космические съемки, частично оседая по дороге  в море, он достает до
Турции. У нас тоже тот же принцип - деньги любой ценой. Остановить эту
пагубную политику могут только граждане города, взявшись за руки и
окружив заводы живой цепью протеста. Уверена, в этой цепи вместе с нами
будут стоять мои друзья по черноморскому партнерству.
      И.Буторина, общественная организация "Стратегия", Мариуполь,
                  strategy@mariupol.dn.ua, 28 июня 2001 г.

Перейти к началу страницы