Союз "За химическую Безопасность"
экология и права человека
Об издании
Содержание и поиск
Последний выпуск
Предыдущий выпуск
журнал Индекс
Index
Выпуск 405, 20 июня 2001
                                     Право на экологическое знание

                       ЭКОЛОГИ НУЖНЫ ВСЕМ

    ЭКОЛОГОВ-ЖУРНАЛИСТОВ ПЫТАЛИСЬ ПРИРУЧИТЬ В ПЕТЕРБУРГЕ

    Кремль продолжает диалог с общественностью и пытается
купить экологов
    Процесс создания послушной власти общественности под флагом
верности президенту России вступил в новую фазу. 12 июня Президент
встретился с общественностью и в этот же день в Санкт-Петербурге
начался учредительный съезд прокремлевской журналистской организации
"Медиасоюз".
    Параллельная инициатива, авторами которой, по всей видимости,
являются все те же политтехнологи, имеет своей целью углубление и
усиление предыдущих общественно-полезных начинаний, а именно -
создание "правильного" союза журналистов, который все эти и другие
начинания будет "правильно" освещать.
    "Сделанное президентом за этот год нуждается в нашей поддержке и
продвижении", - сообщил собравшимся  на учредительном съезде
Медиасоюза в Санкт-Петербурге Михаил Гусман, ИТАР-ТАСС.
    Начинание привлекло особенное внимание зеленых тем, что одним из
самых массовых подразделений "Медиасоюза" должна была стать гильдия
журналистов-экологов. Однако образовать большую и красивую гильдию у
устроителей (среди которых Александр Любимов, Глеб Павловский и другие
известные личности) не получилось: большинство экологических журналистов,
приехавших на мероприятие, вступать в новое объединение отказались.
    Журналисты-экологи даже не подозревали, куда приехали, ведь
изначально они были приглашены на награждение в рамках журналистского
конкурса "Экология России". Однако в этому году конкурс, уже пять лет
страдающий от нехватки спонсоров, оказался частью программы
учредительного съезда Медиасоюза, который согласился раскошелиться на
оплату проезда многочисленных региональных номинантов, ставших к их
собственному удивлению делегатами съезда.
    Многие их них много освещали проблему ядерных отходов, поэтому их
волновало отношение организаторов к этому вопросу, но опытные полемисты
от прямого ответа все время уходили, ссылаясь на ангажированность
журналистов и сложности темы даже для их понимания, чем еще больше
настроили против себя часть экологических участников.
    Однако уверенные в успехе авторы Медиасоюза заявили о наличии
гильдии журналистов-экологов еще до учредительного съезда, это было
широко растиражировано в журнале Медиасоюза. Александр Любимов во время
награждения номинантов дал прекрасное объяснение ситуации: "зеленое
движение - антигосударственное, потому что власть плохо ведет с ним
диалог". И ведь, действительно, плохо у власти с общением: президент
давно мечтает иметь экологическую доктрину, а на пенсии таранить на
утлой лодочке промысловые суда, но тех, кто может ему в этом помочь
замечать никак не хочет. С экологическими журналистами опять промашка -
приняла их власть в свое лоно без спросу, а они не выказали восторг. И
ведь все так хорошо складывалось: Любимов в начале Медиафорума (так
назывался учредительный съезд) сказал: "мы заявили о себе как корпорация,
как люди, которые идут вместе", а оказалось, что идут, но далеко не все...

    Вот несколько деталей, которые могут дополнить общую картину.
    Начало - бесплатные сигареты дорогих сортов - здоровый подарок от
главного спонсора. Обилие воздушных шариков, привязанных к креслам -
похоже, символ мыльного пузыря, которым являются все пиаровские начинание
по созданию лже-общественности. Дефиле моделей на открытии форума -
юношей и девушек в красных галстуках и пилотках - как оказалось - символ
свободы слова в нашей стране. Призыв генерала Черкесова (того самого,
который "мочил" Никитина) к самогрегуляции среди журналистов.
    В перерыве - мартини-брейк - видимо, чтобы были помягче да
посговорчивее.

    Вечерняя игра в ток шоу. В качестве тех, кому задают вопросы -
рядком - Любимов, Вешняков, Третьяков, Павловский, Кох. Ведущий - Познер.
Он высказал интересную и не характерную  для данного собрания мысль:
пресса не может существовать под властью и в сотрудничестве с ней. В
качестве продолжения все того же шоу - рассуждения об оплаченном пиаре -
люди, сидевшие рядком на сцене, предложили "работать" напрямую с
редактором издания, а не платить журналисту. Комментарии, как говорится,
излишни.
    Организаторы прокалывались на каждом шагу. Они даже не могли скрыть
своего московско-питерского снисходительно-покровительственного
пренебрежения к тем, кого хотели обработать - и обрабатывали довольно
долго. Слишком очевидно было отношение сидевших на сцене к себе не просто
как к звездам, а как к вершителям судеб, а ко всем остальным как к "ботве" -
по выражению из популярной книги "Поколение П" Виктора Пелевина.
    И не случайно при организации Медиасоюза ставка делалась на регионы,
о них вообще принято вспоминать в самые кризисные для власти моменты:
действительно, ситуации там критическая, как сочувственно заметил Любимов,
"до районной прессы не доходят бюджеты избирательных кампаний".
Представителей региональной прессы на форуме обильно снабдили сумочками
и футболками Медиасоюза, наверно, чтобы почувствовали себя причастными
к чему-то большому и столичному. Что ж, выходит такова, по мнению бонз
от кремлевского Пиар, цена народной поддержки.
       Ecosvodka N 24 ЦКИ МСоЭС, 19 июня 2001 г., seupress@online.ru

    ЭКОЛОГИ-ЮРИСТЫ ВСТРЕЧАЛИСЬ ВО ЛЬВОВЕ

    СЕДЬМАЯ ЕЖЕГОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ЮРИСТОВ-ЭКОЛОГОВ состоялась
во Львове с 3 по 5 июня 2001 года. В ней принимали участие
юристы-экологи из стран Центральной и Восточной Европы и СНГ.
Первая такая конференция прошла в украинском городе Гута в 1995
году. На четвертой встрече в 1998 году во Вроцлаве (Польша)
участники конференции "Гута-4" решили создать Ассоциацию
экологического права стран ЦВЕ и СНГ.
    На 7-й конференции обсуждались проблемы обоих регионов в
области доступа к правосудию в свете положений Орхусской конвенции.
В настоящее время конвенцию уже ратифицировали, присоединились или
одобрили следующие страны: Азербайджан, Беларусь, Дания, Грузия,
Казахстан, Киргизстан, Республика Молдова, Бывшая Югославская
Республика Македония, Туркменистан и Украина и Европейское
Сообщество. Албания, Армения и Италия проинформировали Секретариат
конвенции и Генеральный Секретариат ООН о том, что процедура
ратификации либо присоединения завершена на национальном
уровне. На подходе Венгрия, Польша и Словения. Таким образом,
предполагается, что Орхусская конвенция вступит в силу во второй
половине 2001 года, и соответственно, осенью 2002 года вполне
реальна Первая конференция сторон Орхусской конвенции.
    Именно поэтому все проблемы, связанные с ее применением, а
тем более - с доступом к национальным процедурам обжалования или
защиты нарушенных прав граждан на получение экологической информации,
на участие в принятии экологически значимых решений становятся еще
более насущными. Это тем более важно, так как третья составляющая
Конвенции - Глава 9 "Доступ к правосудию" является необходимым
инструментом, без которого две другие главы окажутся неэффективными.
    В сентябре 2001 года в Таллинне предполагается провести
международный семинар для должностных лиц, посвященный доступу к
правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды. Для этого
семинара, а также для дальнейшей деятельности Специальной рабочей
группы, созданной в 2000 году на Второй встрече стран-подписантов
Орхусской конвенции, было решено подготовить и издать руководство с
описанием конкретных судебных или административных дел, с обзором
правовых норм и практики доступа к правосудию в странах ЕЭК ООН.
    Участники "Гута-7", члены Ассоциации экологического права -
юристы из Армении, Беларуси, Венгрии, Молдовы, России, США,
Узбекистана, Украины, Эстонии при участии сотрудника Секретариата
Орхусской конвенйии Софи Фленсборг, сотрудника Министерства
окружающей среды, транспорта и регионов Великобритании Кайро Робб,
сотрудников Регионального экологического центра ЦВЕ, Американской
ассоциации адвокатов, членов Европейского Эко-Форума представили
интересные примеры обращений граждан и НПО в суды или
административные органы своих стран в защиту прав на доступ к
экологической информации. Были описаны процессуальные проблемы, с
которыми столкнулись заявители, а также результаты по каждому делу.
    В ходе горячих дискуссий были выделены индикаторы, по которым
можно попытаться сравнивать доступ к правосудию в странах региона
ЕЭК ООН с различными правовыми системами. Это, например, адекватность
средств правовой защиты, их доступность, относительная дешевизна,
доступность для общественности экспертных услуг, ограничения права
обращения в суд за защитой по вопросам, касающимся окружающей среды,
размер судебных пошлин и расходов, необходимость облегчения налогового
бремени для НПО. Обсуждалась также целесообразность создания системы
специальных экологических судов - "трибуналов", введение и развитие
института экологического "омбудсмена", как в некоторых скандинавских
странах.
    Отмечены общие для пост советского пространства проблемы, такие
как коррупция, отсутствие независимой судебной системы, некомпетентность
и низкое эколого-правовое сознание должностных лиц и судей, отсутствие
поддержки государствами профессиональных организаций, которые защищают
общественные экологические интересы, отсутствие процессуальных льгот
для граждан и НПО, защищающих природу, и многие другие. С тревогой члены
Ассоциации отмечали, что все больше развивается практика так называемых
"стратегических исков против общественного участия", когда корпорации -
загрязнители, против которых граждане пытаются действовать правовыми
методами, используют закрепленные во многих правовых системах положения
о взыскании своих убытков и упущенной выгоды с экологов-активистов или
юристов, защищающих их интересы в судах, разоряя их или угрожая
банкротством. Были намечены некоторые рекомендации по улучшению ситуации,
которые будут изложены в готовящемся руководстве. Всеобщее одобрение
участников конференции получила фраза, с которой предполагается начать
это руководство: "Более обширное участие общественности в процессе
принятия решений - делает их решениями общественности, что приводит к
сокращению количества судебных разбирательств", и которая во многом
отражает смысл Орхусской конвенции, ее роль в развитии демократических
институтов наших стран.
    Доп. информация: О.Разбаш, "Экология и правозащита", jureco@netclub.ru
    Источник: ENWL-info, enwl-inf@lew.spb.org, 20 июня 2001 г.

Перейти к началу страницы