Союз "За химическую Безопасность" экология и права человека |
Об издании Содержание и поиск Последний выпуск Предыдущий выпуск |
журнал Индекс |
Выпуск 317, 17 марта 2001 |
Право на общественную активность ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АКТИВИЗМ: ВЗГЛЯД ИЗ ТУРКМЕНИСТАНА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ НПО ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ: Орхусская Конвенция в контексте региональных экологических проблем и проблем гражданского общества. Господин Председатель, Уважаемые участники Конференции, Дамы и Господа, Как представителю НПО, мне по статусу положено быть обеспокоенным, недовольным. Недавние события в Праге показывают именно эту обеспокоенность общественного движения. НПО стран Центральной Азии еще не так сплочены и организованы, поэтому находят иные методы донесения своего мнения до государственных и международных структур. Позвольте мне, имеющему на то полномочия от 50 НПО стран Центральной Азии, донести до высокого собрания их мнения, сомнения, пожелания, на основании которых и построен мой доклад. Позвольте мне привести некий анализ состояния среды обитания экологических НПО с точки зрения выполнения, реализации самой любимой и спекулятивной на пространствах Европы Орхусской конвенции. Состояние общественного движения вообще и деятельность НПО в частности достаточно наглядно можно оценить в контексте реализации и практической работы на национальном уровне международных документов и конвенций. Подобным документом, во многом определяющим среду обитания НПО, является Орхусская конвенция по участию общественности в принятии экологически значимых решений, доступу к информации и правосудию. Орхусская конвенция предполагалась как механизм обратной связи, позволяющий учитывать общественное мнение и более того, принимать его во внимание при планировании действий государственных структур. Однако, как показывает практика, общественность и общественные организации стран Центральной Азии сталкиваются с целым рядом проблем, связанных с реализацией положений Орхусской конвенции, а именно: * Из стран региона только Туркменистан и Казахстан ратифицировали Орхусскую конвенцию. Другим странам для принятия политического решения о присоединении или ратификации понадобилось более двух лет. Это говорит о нерешительности государственных структур в организации полноценного диалога с общественностью и привлечение общественности к механизмам принятия решений. * С большим трудом и не все государства ЦА приступили к анализу законодательства и приведению его в соответствие с Орхусской конвенцией, что является нормой для государств с развитой демократией. Данное обстоятельство приводит к тому, что без подобной имплементации все положения конвенции не будут иметь юридической силы на государственном уровне, хотя законодательствами стран региона и предусматривается примат международного права. * Информационные центры и информационные структуры, создание которых предусмотрено Орхусской конвенцией, действуют не во всех странах, их деятельность носит фрагментарный характер, очень часто имеющаяся в распоряжении этих центров информация неполная, неточная или просто устаревшая. * Стоить отметить активность НПО и некоторых государственных структур по совместному обсуждению положений Конвенции и способов ее реализации, однако, без реальной имплементации в законодательную базу, весь этот процесс остается декларативным и декоративным. * Прецеденты попыток привлечения общественности к обсуждению экологических проблем - единичны и до сих пор не являются нормой для стран региона. * Данные обсуждения с привлечением общественности не имеют никакой юридической силы, ибо не существует никаких нормативных актов, обеспечивающих доступ общественности к принятию решений и учета общественного мнения. * Известны случаи, когда власти государств намеренно скрывали, отказывали в предоставлении информации или искажали данные об экологической обстановке или о потенциальных экологических угрозах или последствиях отдельных проектов. * Особую тревогу у общественных организаций вызывает тенденция возникновения прогосударственных общественных организаций (т.н GONGO), призванных обеспечить картину лояльности в работе НПО с государственными структурами и обеспечить видимость соблюдения положений Орхусской конвенции. В результате происходит искажение истинной картины взаимоотношений между НПО и государственными структурами. Следует отметить, что целый ряд инициатив по участию общественности в решении региональных проблем, так и не получили должного логического продолжения. Как пример можно привести решение о создании Общественного Совета при Международном Фонде спасения Арала. Более полутора лет прошло после Учредительного совещания Общественного Совета, но ни Исполнительный Комитет МФСА, ни другие структуры МФСА, так и не приступили к полноценному диалогу с общественными организациями. Общественные организации высказывают свое беспокойство в связи с отсутствием прозрачности в деятельности международных агентств, финансирующих природоохранные проекты в странах региона. UNDP, программы TACIS, US AID, рассматривают общественные организации отнюдь не как партнеров в достижении целей своей деятельности, а как дополнительную обузу или как конкурентов. Неоднократная критика этих агентств со стороны НПО ни разу не вызвала конструктивной ответной реакции, что показывает нежелание чиновников этих агентств учитывать в своей работе положения Орхусской конвенции и принципы, положенные в основу деятельности этих агентств. НПО региона обеспокоены, что самые важные экологические проблемы региона не вызывают серьезной обеспокоенности и конкретных действий со стороны как государственных структур, так и со стороны международных организаций: * Проблема Аральского моря, проблемы вододеления, водопотребления и водосбережения в его бассейне до сих пор не имеет никакой концепции решения, как и проблемы здоровья населения проживающего в низовьях Амударьи и Сырдарьи. Созданные межгосударственные структуры не представляют собой действенного механизма решения проблем, а программы международных агентств неэффективны и часто только решают проблемы трудоустройства западных специалистов. * Подходы к разделу водных ресурсов никак не решают проблемы их качества, проблемы оптимизации использования вод, в первую очередь в сельском хозяйстве. При возрастающем дефиците водных ресурсов ни одно государство региона не приступило к перестройке или оптимизации структуры водопотребления. * Проблема экологического состояния Каспийского моря попала в зависимость от политической конъюнктуры, раздела запасов энергоресурсов и невозможности определения его статуса. Это обстоятельство полностью освободило власти прибрежных стран от ответственности за экологические риски, что в самом ближайшем времени может привести к экологическому и экономическому коллапсу. Безусловно, часть ответственности за то, что многие положения Орхусской конвенции не вступили в силу и не были востребованы и использованы, лежит на представителях общественного экологического движения. Среди главных проблем, являющимися "пределами роста" НПО, являются: * Разрозненность НПО региона и неспособность их сформировать деятельное региональное экологическое движение, как для решения экологических проблем, так и для диалога с государственными и международными структурами. * Слабая юридическая подготовка членов общественного движения, незнание национальной законодательной базы и международного права. Это приводит к тому, что многочисленные апелляции членов НПО носят эмоциональный, но не правовой и практический характер и не имеют юридической силы. * Следует отметить слабую социальную базу современных НПО региона. Во всем спектре НПО преобладают "экспертные" и "правозащитные" НПО, которые практически не имеют обратной связи с населением, что в свою очередь лишает эти НПО, как социальной базы, так и в определенной части легитимности в праве представления интересов населения. В свою очередь, grassroots-организации не получили широкого развития и не стали серьезным элементом общественного движения и защиты прав населения. При существующем подходе государственных структур, определяющих среду обитания НПО, при существующей позиции международных агентств, определяющих программы иностранной помощи, и позиции самих НПО, масштабная деятельность НПО как полноценного элемента гражданского общества на национальном и региональном уровнях, является проблематичной. К настоящему моменту НПО региона не в состоянии представить в своем активе сколько-нибудь эффективного и значимого результата своей деятельности. Более того, не существует реальных планов совместных действий по решению региональных проблем. Практическое отсутствие взаимодействия НПО стран бассейна Каспийского моря и бассейна Аральского моря являются тому наглядным примером. Благодарю за внимание. Andrey Aranbaev, catena@ngo.tkmnet.com, Доклад на Конференции ОБСЕ "Всеобъемлющая безопасность в Центральной Азии" Токио, 11-12 декабря 2000 г. Источник: GKozlova@iatp.baku.az, 15 марта 2001 г.