Союз "За химическую Безопасность"
экология и права человека
Об издании
Содержание и поиск
Последний выпуск
Предыдущий выпуск
журнал Индекс
Index
Выпуск 282, 7 февраля 2001
                                         Право на безопасную жизнь

          КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ: НОВЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЗАКОН

    Об обеспечении радиационной и химической безопасности
населения Краснодарского края
    Настоящий закон в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, Федеральным законом "О радиационной безопасности
населения", другими федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации регулирует проведение
комплекса мероприятий по обеспечению радиационной и химической
безопасности населения на территории Краснодарского края.
    ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
    Статья 1. Основные понятия
    В настоящем законе используются следующие понятия:
радиационная безопасность населения (далее - радиационная безопасность) -
состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного
для их здоровья воздействия ионизирующего излучения;
ионизирующее излучение - излучение, которое создается при радиоактивном
распаде, ядерных превращениях, торможении заряженных частиц в веществе
и образует при взаимодействии со средой ионы разных знаков;
естественный радиационный фон - доза излучения, создаваемая космическим
излучением и излучением природных радионуклидов, естественно распределенных
в земле, воде, воздухе, других элементах биосферы, пищевых продуктах и
организме человека;
техногенно измененный радиационный фон - естественный радиационный фон,
измененный в результате деятельности человека;
радиационная авария - потеря управления источником ионизирующего излучения,
вызванная неисправностью оборудования, неправильными действиями работников
(персонала), стихийными бедствиями или иными причинами, которые могли
привести или привели к облучению людей выше установленных норм или к
радиоактивному загрязнению окружающей среды;
химическая безопасность населения (далее - химическая безопасность) -
состояние, при котором путем соблюдения правовых норм и
санитарно-гигиенических правил, выполнения технологических и
инженерно-технических требований, а также проведения соответствующих
организационных и специальных мероприятий исключаются условия для
химического заражения или поражения людей, загрязнения окружающей
природной среды опасными химическими веществами в случае возникновения
химической аварии;
опасное химическое вещество - химическое вещество, применяемое в
промышленности и сельском хозяйстве, при аварийном выбросе (разливе)
которого может произойти заражение окружающей среды в поражающих живой
организм концентрациях (токсодозах);
химическая авария - авария, сопровождающаяся утечкой или выбросом опасных
химических веществ из технологического оборудования или поврежденной тары,
способная привести к гибели или заражению людей либо загрязнению опасными
химическими веществами окружающей природной среды в опасных для людей
концентрациях;
химическое заражение - распространение опасных химических веществ в
окружающей природной среде в концентрациях или количествах, создающих
угрозу для людей в течение определенного времени;
зона химического заражения - территория или акватория, в пределах которой
распространены или куда привнесены опасные химические вещества в
концентрациях или количествах, создающих угрозу людям в течение
определенного времени;
химически опасный объект - объект, при аварии на котором или при разрушении
которого может произойти поражение людей либо химическое заражение
окружающей природной среды опасными химическими веществами в
концентрациях или количествах, превышающих естественный уровень их
содержания в среде;
санитарно-защитная зона - территория вокруг потенциально опасного объекта,
устанавливаемая для предотвращения или уменьшения влияния вредных факторов
его функционирования на людей, а также окружающую природную среду;
зона наблюдения - территория за пределами санитарно-защитной зоны, на которой
проводится радиационный или химический контроль;
работник - физическое лицо, которое постоянно или временно работает
непосредственно с источниками ионизирующих излучений или опасными
химическими веществами.
    Статья 2. Основные принципы обеспечения радиационной и химической
безопасности
 1. Основными принципами обеспечения радиационной безопасности являются:
непревышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения граждан от
всех источников ионизирующего излучения (принцип нормирования);
запрещение всех видов деятельности по использованию источников ионизирующего
излучения, при которых полученная для человека и общества польза не превышает
риск возможного вреда, причиненного дополнительным к естественному радиационному
фону облучением (принцип обоснования);
поддержание на возможно низком и достижимом уровне с учетом экономических и
социальных факторов индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц при
использовании любого источника ионизирующего излучения (принцип оптимизации).
    При радиационной аварии система радиационной безопасности населения
основывается на следующих принципах:
предполагаемые мероприятия по ликвидации последствий радиационной аварии
должны приносить больше пользы, чем вреда;
виды и масштаб деятельности по ликвидации последствий радиационной аварии
должны быть реализованы таким образом, чтобы польза от снижения дозы
ионизирующего излучения, за исключением вреда, причиненного указанной
деятельностью, была максимальной.
 2. Основными принципами обеспечения химической безопасности являются:
заблаговременность подготовки органов управления, сил и средств краевой
подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций и населения к действиям в очаге химического заражения;
дифференцированный подход к выбору способов защиты и мероприятий, их
обеспечивающих, с учетом степени потенциальной опасности проживания людей на
территории Краснодарского края;
организация и обеспечение экологического контроля и ведение постоянного
экологического мониторинга и мониторинга здоровья населения, работающего на
объектах хранения химических веществ и проживающего на территории зон
защитных мероприятий.
    Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от
химической аварии определяются исходя из принципа необходимой
достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и
средств.
    Статья 3. Обеспечение радиационной и химической безопасности
 1. Радиационная безопасность населения края обеспечивается:
проведением комплекса мер правового, организационного, инженерно-технического ,
санитарно-гигиенического, медико-профилактического, воспитательного и
образовательного характера;
осуществлением органами государственной власти Краснодарского края, органами
местного самоуправления, общественными объединениями, другими юридическими
лицами, гражданами мероприятий по соблюдению правил, норм и нормативов в области
радиационной безопасности;
выявлением территорий и объектов с повышенным содержанием природных
радионуклидов;
осуществлением контроля за ввозом источников ионизирующего излучения на
территорию Краснодарского края, их вывозом и транзитом;
информированием населения о радиационной обстановке и мерах по обеспечению
радиационной безопасности;
обучением населения действиям в области радиационной безопасности.
 2. Химическая безопасность населения края обеспечивается:
проведением комплекса мер правового, организационного, инженерно-технического,
санитарно-гигиенического, медико-профилактического, воспитательного и
образовательного характера;
осуществлением органами государственной власти Краснодарского края, органами
местного самоуправления, общественными объединениями, другими юридическими
лицами, гражданами мероприятий по соблюдению правил, норм и нормативов в
области химической безопасности;
проведением комплекса мер организационного и инженерно-технического характера по
предупреждению возможных аварий на химически опасных объектах, направленных
на выявление и устранение причин аварий и максимальное снижение возможных
разрушений и потерь, включая создание условий для своевременного проведения
локализации и ликвидации возможных последствий аварий;
подготовкой диспетчерских служб химически опасных объектов, созданием и
функционированием локальных автоматизированных систем контроля химического
заражения, оповещением населения о химической опасности;
проведением комплексной экологической, медицинской, социальной оценки
состояния территории с учетом возможного влияния на нее объектов, хранящих
химически опасные вещества.
    ГЛАВА II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ КРАСНОДАРСКОГО
КРАЯ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
РАДИАЦИОННОЙ И ХИМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КРАЯ
    Статья 4. Полномочия законодательного органа государственной власти края
Законодательный орган государственной власти края:
а) участвует в реализации государственной политики Российской Федерации в
области обеспечения радиационной и химической безопасности;
б) принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации законы и
иные нормативные правовые акты в области радиационной и химической
безопасности населения края;
в) утверждает краевые программы по вопросам обеспечения радиационной и
химической безопасности;
г) проводит парламентские слушания по вопросам обеспечения радиационной и
химической безопасности населения.
    Статья 5. Полномочия высшего исполнительного органа государственной
власти края
    Высший исполнительный орган государственной власти края:
а) участвует в реализации государственной политики Российской Федерации в
области радиационной и химической безопасности;
б) принимает в соответствии с настоящим законом нормативные правовые акты в
области обеспечения радиационной и химической безопасности населения края;
в) участвует в разработке и реализации краевых программ по вопросам
обеспечения радиационной и химической безопасности;
г) контролирует радиационную и химическую обстановку на территории края,
ведет учет доз облучения населения;
д) содействует устойчивому функционированию организаций в случае угрозы
возникновения либо возникновения радиационной или химической аварии;
е) способствует проведению радиационного и химического мониторинга на
территориях, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению;
ж) вводит особый режим проживания населения в зонах радиоактивного и
химического загрязнения;
з) осуществляет в установленном порядке сбор информации и ее обмен,
проведение организационных и инженерно-технических мероприятий в случае
угрозы возникновения либо возникновения радиационной или химической аварии,
обеспечивает своевременное оповещение и информирование населения об угрозе
возникновения либо о возникновении радиационной или химической аварии;
и) организует и проводит аварийно-спасательные и другие неотложные работы,
а также поддерживает порядок в ходе их проведения;
к) обеспечивает условия для реализации и защиты прав граждан и соблюдение
интересов государства в ходе обеспечения радиационной и химической
безопасности;
л) принимает решения о размещении на территории края организаций,
находящихся в государственной собственности края и производящих,
использующих, перерабатывающих или утилизирующих источники ионизирующих
излучений и опасные химические вещества;
м) контролирует ввоз источников ионизирующего излучения и опасных химических
веществ на территорию края, вывоз за пределы края и их транзит;
н) осуществляет финансирование мероприятий по защите населения от
радиационных и химических аварий;
о) проводит государственную политику в области экономического стимулирования
деятельности физических и юридических лиц по обеспечению радиационной и
химической безопасности;
п) создает резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации
радиационных и химических аварий;
р) устанавливает в пределах своих полномочий порядок возмещения причиненных
вреда здоровью граждан и убытков их имущества в результате радиационной или
химической аварии;
с) организует оказание помощи населению в очагах радиационного и (или)
химического загрязнения;
т) устанавливает размер дополнительных компенсаций за повышенный риск
причинения вреда здоровью граждан, обусловленного радиационным или
химическим воздействием.
    Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления
    Органы местного самоуправления края осуществляют следующие полномочия:
а) участвуют в решении вопросов размещения на подведомственных им территориях
организаций, производящих, использующих, перерабатывающих или утилизирующих
источники ионизирующих излучений и опасные химические вещества;
б) участвуют в проведении экологической экспертизы проектов радиационно и
химически опасных объектов на подведомственных им территориях;
в) предоставляют земельные участки для размещения на подведомственных им
территориях радиационно и химически опасных объектов в соответствии с
федеральным законодательством;
г) осуществляют в установленном порядке сбор информации и ее обмен в случае
угрозы возникновения либо возникновения радиационной или химической аварии,
информируют население через средства массовой информации о радиационной и
химической обстановке, а также об угрозе возникновения либо о возникновении
радиационной или химической аварии;
д) разрабатывают и принимают меры по защите населения, личной собственности,
восстановлению нормальной деятельности организаций в случае возникновения
радиационной или химической аварии;
е) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации
радиационных и химических аварий;
ж) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и
средств для защиты населения и территорий от радиационных и химических
аварий, обучают население способам защиты и действиям в этих случаях;
з) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и
территорий от радиационных и химических аварий;
и) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы,
а также поддерживают общественный порядок при их проведении.
    ГЛАВА III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
РАДИАЦИОННОЙ И ХИМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КРАЯ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ
    Статья 7. Система органов исполнительной власти в области обеспечения
радиационной и химической безопасности
 1. Государственное управление в области радиационной и химической
безопасности осуществляется Правительством Российской Федерации,
специально уполномоченными на то федеральными органами исполнительной
власти, а также высшим исполнительным органом государственной власти
Краснодарского края.
 2. Государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной и
химической безопасности населения проводятся специально уполномоченными
федеральными органами исполнительной власти в области радиационной и
химической безопасности.
 3. Деятельность органов исполнительной власти, осуществляющих
государственное управление, государственный надзор и контроль в области
обеспечения радиационной и химической безопасности населения, определяется
законодательством Российской Федерации.
    Статья 8. Краевые программы в области обеспечения радиационной и
химической безопасности
    Для планирования и осуществления мероприятий по обеспечению
радиационной и химической безопасности на территории края на основании
федеральных программ разрабатываются краевые программы.
    Краевые программы в области обеспечения радиационной и химической
безопасности, постоянного экологического мониторинга и мониторинга
здоровья населения, работающего на объектах хранения опасных химических
веществ, разрабатываются высшим исполнительным органом государственной
власти края.
    Статья 9. Государственное нормирование в области обеспечения
радиационной и химической безопасности
 1. Государственное нормирование в области обеспечения радиационной и
химической безопасности осуществляется путем установления санитарных
правил, норм, гигиенических нормативов, правил радиационной и химической
безопасности, государственных стандартов, строительных норм и правил,
правил охраны труда, распорядительных, методических и иных документов
по радиационной и химической безопасности.
 2. Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы в области
обеспечения радиационной и химической безопасности, регламентирующие
требования к обеспечению радиационной и химической безопасности при
работах с радиоактивными и опасными химическими веществами, утверждаются
в порядке, установленном федеральным законодательством, специально
уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области
радиационной и химической безопасности.
 3. Государственные стандарты, строительные нормы и правила, правила охраны
труда, инструктивные, методические и другие документы по вопросам обеспечения
радиационной и химической безопасности утверждаются и принимаются специально
уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области
радиационной и химической безопасности или организациями в пределах их
полномочий и порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
    Статья 10. Производственный контроль за обеспечением радиационной и
химической безопасности
 1. Организации, использующие источники ионизирующих излучений или опасные
химические вещества, организуют и осуществляют производственный контроль за
соблюдением требований радиационной и химической безопасности в соответствии
с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
 2. Сведения об организации производственного контроля за соблюдением
требований радиационной и химической безопасности и о работниках,
уполномоченных на его осуществление, представляются в специально
уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в области
радиационной и химической безопасности.
 3. Должностное лицо, осуществляющее производственный контроль за
обеспечением радиационной безопасности, вправе приостанавливать
проведение работ с источниками ионизирующих излучений в случае нарушения
санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, государственных
стандартов, строительных норм и правил, правил охраны труда,
распорядительных, инструктивных, методических документов в области
обеспечения радиационной безопасности до устранения обнаруженных нарушений.
    Должностное лицо, осуществляющее производственный контроль за
обеспечением химической безопасности, обязано вносить руководителю
организации предложения о приостановлении работ, осуществляемых на
химически опасном объекте с нарушением требований промышленной
безопасности, создающих угрозу жизни и здоровью работников, или работ,
которые могут привести к аварии или нанести ущерб окружающей природной
среде.
    ГЛАВА IV. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ РАДИАЦИОННОЙ И ХИМИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
    Статья 11. Оценка состояния радиационной и химической безопасности
 1. При планировании и проведении мероприятий по обеспечению радиационной
и химической безопасности, принятии решений в области обеспечения
радиационной и химической безопасности, прогнозировании и анализе
эффективности указанных мероприятий высшим исполнительным органом
государственной власти края, органами местного самоуправления, а
также организациями, осуществляющими деятельность с использованием
источников ионизирующего излучения и опасными химическими веществами,
проводится оценка радиационной и химической безопасности.
 2. Оценка радиационной и химической безопасности осуществляется по
следующим основным показателям:
состояние окружающей природной среды;
характеристика радиационного и химического загрязнения окружающей среды;
анализ обеспечения мероприятий по радиационной и химической безопасности и
выполнения норм, правил и гигиенических нормативов в области радиационной
и химической безопасности;
вероятность радиационных, химических аварий и их масштаб;
степень и состояние готовности объектов, осуществляющих деятельность с
источниками ионизирующих излучений и опасными химическими веществами, к
эффективной ликвидации радиационных и химических аварий, а также их
последствий;
анализ доз облучения, получаемых отдельными группами населения от всех
источников ионизирующего излучения;
число лиц, подвергшихся облучению выше установленных пределов доз
облучения и опасному воздействию химических опасных веществ;
состояние готовности медицинских организаций к оказанию медицинской помощи
пострадавшим в результате аварий.
    Статья 12. Требования к обеспечению радиационной и химической
безопасности
    При обращении с источниками ионизирующего излучения и опасными
химическими веществами организации обязаны в соответствии с федеральным
законодательством:
соблюдать требования законодательства Российской Федерации и
законодательства Краснодарского края в области обеспечения радиационной
и химической безопасности, соответствующих норм, правил и нормативов;
планировать и осуществлять мероприятия по обеспечению радиационной и
химической безопасности;
осуществлять систематический производственный контроль за радиационной и
химической обстановкой на рабочих местах, в помещениях, на территориях
организаций, в санитарно-защитных зонах и зонах наблюдения, а также за
выбросом и сбросом радиоактивных и опасных химических веществ;
проводить контроль и учет индивидуальных доз облучения работников;
проводить подготовку и аттестацию руководителей и исполнителей работ,
специалистов служб производственного контроля, других лиц, постоянно или
временно выполняющих работы с источниками ионизирующего излучения и
опасными химическими веществами, по вопросам обеспечения радиационной и
химической безопасности;
организовывать проведение предварительных (при поступлении на работу) и
периодических медицинских осмотров работников;
регулярно информировать работников об уровнях ионизирующего излучения на их
рабочих местах и о величине полученных ими индивидуальных доз облучения;
своевременно информировать специально уполномоченные федеральные органы
исполнительной власти в области радиационной и химической безопасности о
нарушениях технологического регламента, создающих угрозу радиационной и
химической безопасности;
выполнять заключения, постановления, предписания должностных лиц специально
уполномоченных на то федеральных органов исполнительной власти,
осуществляющих государственное управление, государственный надзор и
контроль в области обеспечения радиационной и химической безопасности;
обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем
контроля за производственными процессами в соответствии с установленными
требованиями;
предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних
лиц;
обеспечивать выполнение требований безопасности к хранению радиоактивных и
опасных химических веществ;
приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта
самостоятельно или по предписанию специально уполномоченных федеральных
органов исполнительной власти в области радиационной и химической
безопасности и их должностных лиц в случае аварии или инцидента на объекте,
а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на
радиационную и химическую безопасность;
осуществлять мероприятия по эксплуатации и ликвидации последствий аварий
на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным
органам в расследовании причин аварии;
принимать участие в техническом расследовании причин радиационной или
химической аварии, принимать меры по устранению указанных причин и
профилактике аварий;
накапливать и хранить средства индивидуальной защиты по месту пребывания
работников в готовности к использованию при радиационной или химической
аварии;
подготавливать, где это необходимо, защитные сооружения гражданской обороны,
производственные здания к защите работников от опасных химических веществ;
обеспечивать реализацию прав граждан в области обеспечения радиационной и
химической безопасности.
    Статья 13. Обеспечение радиационной безопасности при воздействии
природных радионуклидов
 1. Облучение, обусловленное радоном, продуктами его распада, а также
другими долго живущими природными радионуклидами, в жилых и
производственных помещениях не должно превышать установленные нормативы.
 2. В целях защиты населения и работников от влияния природных
радионуклидов должны осуществляться:
выбор земельных участков для строительства зданий и сооружений с учетом
уровня выделения радона из почвы и гамма-излучения;
проектирование и строительство зданий и сооружений с учетом максимального
ограничения поступления радона в воздух этих помещений;
проведение производственного контроля строительных материалов, приемка
зданий и сооружений в эксплуатацию с учетом уровня содержания радона в
воздухе помещений и гамма-излучения природных радионуклидов;
эксплуатация зданий и сооружений с учетом уровня содержания радона в них
и гамма-излучения природных радионуклидов.
 3. При невозможности выполнения нормативов путем снижения уровня
содержания радона и гамма-излучения природных радионуклидов в зданиях
и сооружениях должен быть изменен характер их использования.
 4. Запрещается использовать строительные материалы и изделия, не
отвечающие требованиям к обеспечению радиационной безопасности.
    Статья 14. Обеспечение радиационной безопасности при производстве
пищевых продуктов и при потреблении питьевой воды
    Продовольственное сырье, пищевые продукты, питьевая вода и
контактирующие с ними в процессе изготовления, хранения,
транспортирования и реализации материалы и изделия должны отвечать
требованиям к обеспечению радиационной безопасности и подлежат
производственному контролю в соответствии с федеральным
законодательством.
    Статья 15. Контроль и учет индивидуальных доз облучения
Контроль и учет индивидуальных доз облучения, полученных гражданами при
использовании источников ионизирующего излучения, проведении медицинских
рентгенорадиологических процедур, а также обусловленных естественным
радиационным и техногенно измененным радиационным фоном, осуществляются в
рамках единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз
облучения, создаваемой в порядке, определяемом Правительством Российской
Федерации.
    ГЛАВА V. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАДИАЦИОННОЙ И ХИМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИ РАДИАЦИОННЫХ И ХИМИЧЕСКИХ АВАРИЯХ
    Статья 16. Защита населения и работников (персонала) от радиационной
аварии
    Организации, в которых возможно возникновение радиационных аварий,
в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны иметь:
перечень потенциальных радиационных аварий и аварийных ситуаций с
прогнозом радиационной обстановки;
алгоритмы принятия решений при возникновении радиационных аварий и
аварийных ситуаций различной степени;
план мероприятий по защите населения и работников (персонала) от
радиационной аварии и ее последствий;
средства для оповещения и обеспечения ликвидации последствий радиационной
аварии;
медицинские средства профилактики радиационных поражений и средства
оказания медицинской помощи пострадавшим при радиационной аварии;
аварийно-спасательные формирования, создаваемые из числа работников
(персонала) и аттестованные в установленном порядке на допуск и
проведение аварийно-спасательных работ.
    Статья 17. Защита населения и работников (персонала) от химической
аварии
    Организации, в которых возможно возникновение аварии с выбросом
опасных химических веществ, в соответствии с законодательством
Российской Федерации обязаны:
планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации
последствий аварии;
планировать и осуществлять мероприятия по защите населения и работников
(персонала) от химической аварии и ее последствий;
заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или
аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в
случаях, предусмотренных федеральным законодательством, создавать
собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или
профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные
аварийно-спасательные формирования из числа работников;
иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации
и ликвидации последствий химических аварий в соответствии с федеральным
законодательством;
обучать работников (персонал) действиям в случае аварии на химически
опасном объекте;
создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в
случае химической аварий и поддерживать указанные системы в пригодном
к использованию состоянии.
    Статья 18. Обязанности должностных лиц организаций по обеспечению
радиационной и химической безопасности при аварии
    В случае аварии должностные лица организаций, осуществляющих
деятельность с использованием источников ионизирующего излучения и
опасных химических веществ, в соответствии с законодательством
Российской Федерации обязаны:
обеспечить выполнение мероприятий по защите населения и работников
(персонала) от радиационной или химической аварии и ее последствий;
немедленно информировать о радиационной или химической аварии
специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в
области радиационной и химической безопасности, высший исполнительный
орган государственной власти края, а также органы местного самоуправления,
население территорий, на которых возможно воздействие радиоактивного
или химического заражения;
принять меры по оказанию медицинской помощи пострадавшим при
радиационной или химической аварии;
локализовать очаг радиоактивного или химического загрязнения и
предотвратить распространение радиоактивных и опасных химических
веществ в окружающей среде;
провести анализ и подготовить прогноз развития радиационной или
химической аварии и изменений радиационной и химической обстановки при
ее возникновении;
принять меры по нормализации радиационной и химической обстановки на
территории организации после ликвидации аварии.
    Статья 19. Планируемое повышенное облучение граждан, привлекаемых
для ликвидации последствий радиационной аварии
1. Планируемое повышенное облучение граждан, привлекаемых для ликвидации
последствий радиационной аварии, аварийно-спасательных работ и дезактивации,
может быть обусловлено только необходимостью спасения людей и (или)
предотвращения еще большего облучения их. Облучение граждан, привлекающихся
к ликвидации последствий радиационных аварий, не должно превышать более
чем в 10 раз среднегодовое значение основных гигиенических нормативов
облучения для работников (персонала), установленных федеральным
законодательством.
2. Планируемое повышенное облучение граждан, привлекаемых к ликвидации
последствий радиационных аварий, допускается один раз за период их жизни
при добровольном их согласии и предварительном информировании о риске для
здоровья, возможных дозах облучения.
    ГЛАВА VI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  ЗА НЕВЫПОЛНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ  К ОБЕСПЕЧЕНИЮ
РАДИАЦИОННОЙ  И ХИМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
    Статья 20. Ответственность за невыполнение или нарушение требований
к обеспечению радиационной и химической безопасности
Лица, виновные в невыполнении или нарушении требований к обеспечению
радиационной и химической безопасности, несут ответственность в
соответствии с федеральным законодательством.
    ГЛАВА VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
    Статья 21. Вступление настоящего закона в силу
Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
       А.ТКАЧЕВ, глава администрации  Краснодарского края.
       г.Краснодар, 23 января 2001 года, N 339-КЗ.

       Источник: "Кубанские новости" (Краснодар), 6 февраля 2001 г.

Перейти к началу страницы