Союз "За химическую Безопасность"
экология и права человека
Об издании
Содержание и поиск
Последний выпуск
Предыдущий выпуск
журнал Индекс
Index
Выпуск 279, 4 февраля 2001
                                    Навстречу большому эко-порядку

     СОВРЕМЕННАЯ ФСБ И ЭКОЛОГИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА "КОНТАКТА"

    ТЕОРИЯ В ИЗЛОЖЕНИИ СПЕЦ-ПИСЦА
    "Экология как наука своим рождением обязана последней четверти
XX века. В 70-80-е годы человечество стало активно задумываться
над проблемами охраны окружающей среды. Кому охота оставлять своим
будущим потомкам гигантскую мусорную свалку вместо чистых лесов,
полей и рек... Как грибы после дождя, преимущественно на Западе,
стали возникать многочисленные "зеленые" движения, фонды и
организации.
    Не остались в стороне и государственные организации. Впрочем,
одни боролись за чистоту окружающей среды, другие использовали это в
своих целях. Среди последних - спецслужбы. Благородная цель быстро
стала ширмой для их неблаговидной деятельности. Участие в движении
"зеленых" стало новым удобным способом проникновения к чужим секретам.
    Многие читатели, наверное, помнят эпизод из фильма "Судьба
резидента", когда американский разведчик просит новоиспеченного
агента "съездить под благовидным предлогом в город Новотрубинск и
привезти флягу воды из реки и горсть земли из его окрестностей...".
Этот эпизод основан на вполне реальных событиях. Именно так на
территории СССР в свое время действовали спецслужбы США, пытаясь
получить сведения о том, чем занимаются советская наука и ВПК в
многочисленных закрытых "новотрубинсках". Пробы воды, грунта,
воздуха очень многое могли сказать специалистам. Это, так сказать,
псевдоэкология периода холодной войны. С ее помощью решались
разведывательные задачи.
    Однако пришли иные времена, изменились и нравы. Экологическая
безопасность стала стратегическим фактором.
    Угрозы экологической безопасности США были продекларированы в
числе приоритетных транснациональных угроз, на противодействие
которым были нацелены американские спецслужбы. В одном из официальных
документов конгресса США за 1996 год перед ними в очередной раз была
поставлена задача "осуществлять разведывательную деятельность в
экологической сфере". В общем, понятие экологической разведки прочно
вошло в нормативно-правовую базу, лексикон и повседневную деятельность
разведорганов Соединенных Штатов.
    В разведсообществе США была введена в действие целая программа
экологической разведки. Законом "Об ассигнованиях на разведывательную
деятельность на 1994 финансовый год" сбор экологической информации
был отнесен к числу важных функций Национального управления воздушно-
космической разведки США. Этим же документом были установлены правила
и процедура обучения сотрудников ЦРУ естественным наукам для успешного
решения задач экологической разведки.
    Таким образом, в соответствии с требованиями властей предержащих
спецслужбы США под предлогом опасности российских стратегических
объектов после распада СССР стали активно собирать данные о них.
Интерес экологов от разведки устремился к районам дислокации военно-
морских баз России, ее ракетных и ядерных полигонов, хранилищ и
заводов по производству стратегических вооружений. Весь перечень
интересующих западные разведки объектов занял бы, пожалуй, не один
десяток страниц... Данная деятельность щедро финансируется. Например,
только по линии министерства обороны США на экологическую разведку в
середине 90-х ежегодно выделялось свыше 100 млн долларов.
    Реальное содержание американских программ "экологического
мониторинга", а также получаемая в ходе их реализации развединформация
являются секретными. Администрацией Соединенных Штатов введены жесткие
ограничения на доступ к информации Агентства по охране окружающей
среды, касающейся экологической обстановки в США, которые, по оценкам
собственных экспертов, "производят" 60 процентов мировых промышленных
и бытовых отходов. Под жесткий контроль спецслужб в Соединенных Штатах
поставлена деятельность природоохранной организации Гринпис, не раз
выступавшей против переноса из США в страны третьего мира экологически
вредных производств и захоронения на их территории опасных отходов
американской промышленности.
    В этой связи надо честно признать, что США умеют отстаивать
собственные интересы. Появление на Западе "экологических" трактатов
(типа небезызвестного опуса норвежской "Беллуны"), предположим, по
поводу ситуации вокруг военно-морских баз в Норфолке или Ньюпорте,
атомного полигона в штате Невада и любых других даже малозначимых
объектов, обеспечивающих безопасность США, просто нонсенс. Потому что,
когда речь идет о нанесении ущерба национальным интересам,
американская Фемида не скупится на сроки - обвиняемые получают от
нескольких десятков лет до нескольких пожизненных заключении, не
считая возможности электрического) стула.
    Характерно, что западные экологи применяют двойные стандарты
для внутреннего и внешнего употребления. Замечая "иголку в стоге
сена у соседа, не видят бревно в собственном глазу"... Почему бы
той же самой "Беллуне" не озаботиться, например, вопросами
радиационной безопасности норвежских граждан в связи с регулярными,
в том числе и аварийными, заходами в порты Норвегии атомных подводных
крейсеров США с ядерным оружием на борту? Или вопросами возможного
электромагнитного облучения тех же мирных норвежцев американским
же радаром в Варде? Можно вспомнить и дела прошлые... Например, до
сих пор ощущаемые последствия применения "эйджент орандж" в Индокитае,
атомных бомбардировок Японии, ядерных испытаний на атоллах в Тихом
океане...
    Понятно, что эти вопросы так и останутся риторическими. А
вот рассуждениям "экологов" из западных спецслужб о вредности
российских стратегических объектов конца пока не видно..."
                   А.Орлов, "Континент" N 4, январь 2001 г.

    ЕЩЕ ОДНА ТЕОРИЯ
    "... В УФСБ по Тихокеанскому флоту, расследовавшем это дело
(дело Г.М.Пасько - Л.Ф.), сегодня сообщили, что правоту сторон
определит суд. При этом контрразведчиков беспокоит, что дело
Пасько используется иностранными фондами и отечественными,
финансирующимися из-за рубежа, для дискредитации прокуратуры и
ФСБ. Слабость этих служб может привести к тому, что интересы
России останутся без защиты, и наша страна попадет в еще большую
зависимость от других".
      Э.Воротников, Восток-ТВ (Владивосток), 16 января 2001 года

    ПРАКТИКА (Новосибирск)
    ОБШЕЕ ОПИСАНИЕ СИТУАЦИИ. При проведении экологических работ на
территории и около ФНПЦ"Алтай" Бийск (служебная командировка от
ИХКиГ СО РАН) охрана ФНПЦ"Алтай" изъяла у нас два прибора. В дело
вошло ФСБ (подполковник NNN 1, который и координировал написание
акта и окончательное изъятие приборов Управлением Госсвязьнадзора
по Алтайскому краю).
    Было сказано, что административный суд состоится в два дня, однако
судья вернул документы Управление Госсвязьнадзора по Алтайскому краю.
Через месяц с лишним (первые числа января) меня вызвали в ФСБ уже
Новосибирска, где подполковник (NNN2 - они представлялись, тайны в
фамилиях нет, все разговоры были чрезвычайно корректны, просто я думаю
не стоит вводить в обсуждение конкретные фамилии).
    Он попросил подписать меня новый протокол, который был ему передан
по его каналам из Бийска, так как в старом есть технические ошибки.
Я подписал - копия у меня.
    Но в первом протоколе указывалась мощность наших "переговорников"
(дальность всего 2 км) в 10 мВт - это точно на границе разрешенной
мощности, во второй - уже 10-15mBт. Первые копии обоих противоречивых
в этом принципиальном пункте протоколов у меня сейчас на руках. Жду
советов юристов.
    Пока (23 января) на этом дело остановилось, сам я не предпринимаю
активных действий. Хотя двухмесячный срок после этих событий уже прошел.
    МОИ МЫСЛИ. Опыт летнего задержания всей нашей экологической
международной экспедиции Новосибирске, опыт общения в Красноярске с
ФСБ (по телефону), и последний опыт на Алтае говорит вот о чем.
Непосредственно задерживает (и часто достаточно агрессивно) экологов
охрана предприятий, милиция обычно почти не хочет вмешиваться (хотя при
задержании охраной очень важно выйти сразу же на милицию - успеть до нее
доехать - добежать).
    Появление работников ФСБ обычно переводит дело от словесных
пререканий к культурному составлению протоколов и разговору почти на
юридическом уровне.
    У меня появились мысль - все дальнейшие экспедиции согласовывать
с ФС Безопасности России. Ведь мы, экологи, и ходим по радиоактивным
местам именно для повышения безопасности населения, живущих в этих
местах. Формально (может быть и не формально) наши целевые функции с
ФСБ на территории нашей России совпадают... И наш общий конституционный
долг - повышать безопасность проживания граждан России на любой части
ее территории.
    Мои рассуждения о более тесном взаимодействии (включая и прочтение
лекций по экологии для сотрудников ФСБ) оба подполковника внимательно
выслушали и сейчас мы размышляем об этой проблеме вдали друг от друга.
Но ближайшую экспедицию мы будем на самом деле утверждать и у ФСБ
(маршрут) так как мне надоели боярские замашки охранников предприятий
(которые получают зарплату в несколько раз больше, чем у офицеров
безопасности) и, видимо, готовы гонять экологов даже на бровках дорог
общероссийского значений (вспомните мост через Течу или строящуюся
через радиоактивный хвост Завода Химконцентрат (Новосибирск) дорогу
"Байкал").
    И последнее - посмотрите, что изъято: почти детская "переговорка" -
дальность связи всего 2 км, и пассивный определить координат по
спутникам, то, что уже сейчас на Камчатке использует почти каждый
второй рыбак, а в Америке школьники ходят с ними в походы (цена 120$).
Что, опять властям нужен только дремучий российский народ, который и
свое место на карте определить не имеет права?
    Ждем. Ваше мнение и советы нам очень помогут.
        С.Э.Пащенко, "Ученые Сибири за глобальную ответственность",
                   pashenko@ecolog.nsk.ru, 24 января 2001 года

    ПРАКТИКА (Москва)
    Коллеги!
    24 января с.г. со мной произошла странная история, может быть
имеющая отношение к обсуждаемому вопросу, а может быть и нет. Я
случайно вернулся домой в середине дня - около 15 часов - и обнаружил
дверь в квартиру открытой, замок - сломан, в квартире на пол из ящиков
стола, секретера, стенки выгружены все бумажки, в них явно рылись.
Были аккуратно открыты коробочки с украшениями жены и пустые (типа
федоскинских). При этом - НИЧЕГО не пропало!
    Ни украшения, ни документы, ни деньги, ни какие-либо вещи.
    С год назад аналогичный визит был нанесен в деревенский дом
А.В.Яблокова. Любопытно, не было ли сходных случаев с кем-либо еще на
прошлой или на этой неделе?
    Успехов. Святослав Забелин, zabelin@online.ru, 30 января 2001 г.

     МНЕНИЕ-1
     ... Стоит ли сотрудничать с ФСБ по "нашему общему делу" -
государственной безопасности? Из предложения Сергея Эдуардовича
вижу два возможных направления работы с ФСБ:
    1) В случае действительной необходимости, а именно когда факт
нашего присутствия (исследований и пр.) в поле пристального внимания
ФСБ и охранных служб будет выявлен этими службами и тогда зараняя
договоренность с этими структурами обеспечивает нашу безопасность от
них же самих, а в дальнейшем возможно облегчит доступ к ныне закрытым
для нас территориям и объектам. Но тогда: а) каждый наш шаг будет
контролироваться; б) в случае отказа нас могут просто не пустить туда,
куда мы прошли бы без всякого разрешения; в) ФСБ - типичная
механистическая структура, хотя и призванная реагировать быстро, но в
случае с нашим предложением о кураторстве с их стороны, они приняв
предложение в целом могут подготовку к каждой отдельной экспедиции
превратить в нудную бюрократическую проволочку (возможно преднамеренно);
г) если нужно официальное разрешение на работу в "особых" местах, его
можно запрашивать и без "кураторства".
    2) Начала широкого диалога с ФСБ по вопросам совместной работы в
направлении экологической безопасности. Это было бы просто здорово -
иметь такого всемогущего союзника! Но, даже если цель у нас одна,
методы разные. В нашей работе просто необходимо придерживаться
морально-этических принципов, фээсбэшники-контраззведчики со всеми их
шпионскими штучками. И если Сергею Эдуардовичу кажеться, что некоторые
"полковники", с которыми он решает судьбу позициомера и раций, с
большим энтузиазмом беруться за обсуждение общих мониторинговых планов
и пр., то на самом деле они могут готовить хорошую яму, куда эколог и
особист зайдут вместе, а выйдет (по крайней мере сразй) только особист.
    И мне кажеться абсолютно странным надеяться, при сегодняшней
абсолютно военизированной и атомной власти в России, привлечь ФСБ к
изобличению грехов Минатома. К тому же власть может стать еще более
проядерной и что же, нас будут курировать наши крайние оппоненты?
    Другое дело иметь хорошие отношения с местными  людьми в черном.
Знаю немало примеров у нас в Томске, когда отдельные "хорошие"
контразведчики реально помогали по их профилю. Но это как у кого
получиться.
    На мой взгляд, говорить об общем кураторстве со стороны ФСБ -
смешно. А чтобы не изымали аппаратуру и не задерживали надо вести
себя невызывающе: не махать Гармином перед охраной, подумать "А стоит
ли вести иностранных энвироунменталистов прямо к "колючке" закрытых
объектов" и пр. Есть нехитрый трехлетний опыт, как проводить свои
исследования в "интересных" местах без проблем и, что важно, НЕ
НАРУШАЯ ЗАКОНЫ.
    Считаю инициированную Сергеем Эдуардовичем дискуссию нужной и прошу
его информировать нас о ходе разбирательства по Гармину+рации. Может
быть, через этот незапланированный инцидент, действительно, выйдем на
конструктивный уровень работы с ФСБ или еще что-то.
    С уважением,
    Co-chairman of "Siberian environmental alliance" (SEA), Head
    of Radiation Safety Departament of Tomsk ecological student's
    inspection (TESI), Tomsk, toropov@mail2000.ru, 29 января 2001 г.

    МНЕНИЕ-2
    Сергей! Прежде всего не стоит делать выводов об этой структуре в
целом из трех перечисленных тобой случаев. это могут быть в лучшем
случае выводы о тех конкретных людях, с которыми ты там повстречался.
И не более того. Возможно, действительно произошло так, что эти
конкретные люди выступили как "вносящие закон и порядок" (хотя не
стоит забывать, что ситуация не урегулировано до сих пор, так что
порядок весьма относительный).
   Но не стоит забывать про других конкретных людей, известных нам
в этих органах к сожалению уже во множестве, допустивших многократное
нарушение закона по отношению к экологам.
    Но главное - ФСБ вообще не следует рассматривать как отдельных
людей с теми или иными личными качествами. нужно очень хорошо понимать,
и всегда помнить, что эта структура создана с совершенно определенными
целями, и не стоит обманывать себя словами "служба безопасности" в ее
названии. Это не просто иное понимание безопасности у конкретных людей,
которое можно попытаться изменить при помощи лекций. Это структура,
существующая для того, чтобы (в числе прочего) обезопасить власть от
таких как мы с вами, от излишней нашей инициативности.
    Давайте не будем питать иллюзий. В задачи ФСБ не входит и не
собирается входить поддержка общественных организаций, содействие их
деятельности и помощь в решении каких-либо проблем. Тут совершенно
обратные задачи стоят.
    При этом нужно понимать, что не в их интересах вот так прямо
открыто об этом заявлять. В отличие от охраны предприятий и милиции,
слежка и контроль - их прямая специальность. поэтому не удивительны
их более "тактичные" действия. А появившееся у тебя, Сергей, после
общения с ними желание согласовывать с ними свои планы, говорит скорее
всего о том, что они не плохо справляются со своими обязанностями.
Контролировать деятельность общественных организаций (ту ее часть,
которую мы все еще к счастью имеем право делать самостоятельно, не
уведомляя их) - это же их мечта! По закону они не имеют права
вмешиваться в нашу деятельность, если мы ничего не нарушаем (и не
просто "ничего", а именно ничего, попадающего в поле их компетентности).
С моей (и думаю, не только с моей) точки зрения, наша задача, как
общественности, ОТСТАИВАТЬ право на эту независимость. Да, наши права
к сожалению очень часто нарушаются, нам пытаются мешать делать то, на
что мы имеем полное право - как в случае с Сергеем, когда охранники
"гоняют" его экспедиции на территориях, на которые их охранная
деятельность не распространяется. Но призывать в качестве арбитра в
таких столкновениях ФСБ - это действительно "отдавать козлу капусту".
    Я не буду сейчас строить предположения о том, каким именно
последствиями может обернуться для Сергея и его организации (и даже
не только для них) "сотрудничество" с органами.
    У органов свои интересы, и какие именно в каждом отдельном случае -
они нам никогда не скажут. Этих людей специально учат, это их работа -
добиваться своих целей (а не помогать в осуществлении наших с вами).
И не стоит обманывать себя тем, что можно быть достаточно аккуратным и
внимательным, чтобы уловить этот момент и не дать им достигать через
такое "сотрудничество" своих,  противоречащих нашим, целей.
    Сергей, не обманывай себя, им НЕ НЕУЖНО чтобы ты шарился со своими
экспедициями по радиоактивно загрязненным местам, а потом еще и
обнародовал эту информацию, им НЕ НУЖНО, чтобы российские НПО
сотрудничали с западными, им вообще НЕ НУЖНО, чтобы были НПО,
озабоченные оглаской проблем, о которых предпочитают умалчивать
официальные структуры.
    Не это понимается сегодня под интересами безопасности России, а
как раз обратное. А решать проблему изменения этих ориентиров нужно
не с сотрудников спецслужб - ФСБ. Здесь только инструмент. И от
этого направленного чаще всего против нас инструмента нужно
дистанцироваться, и как можно дальше.
    НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не нужно идти самим на "взаимодействие" с
органами. ФСБ не будет, просто не может быть нашим союзником.
    А проблему, о которой ты пишешь - активные помехи со стороны
предприятий твоим экспедициям - решить полностью к сожалению в
сегодняшней ситуации скорее всего невозможно.
    Но можно и нужно думать о том, как их уменьшить. И здесь я также
согласна с Надеждой, и с Алексеем - в первую очередь это максимально
исключение любых "незаконностей".
    Конечно же было опрометчивым поступком идти в такую экспедицию с
незарегистрированными рациями. Нужно просто определить для себя - ты
действуешь "тихо", или открыто. И если выбираешь второе - постараться
учесть все, любые мелочи (при твоем варианте "координации с органами"
тебе все равно пришлось бы это сделать. так сделай это без них!)
И тогда второе - гласность. В каждом отдельном случае можно продумать,
что именно можно сделать, кого с собой взять (например - прессу, или
иных "значительных" свидетелей), и т.д. И как лучше действовать - "тихо"
или "открыто". Мы со своей стороны готовы помогать во всем, что в наших
силах. Конечно, стопроцентной гарантии никто  никогда дать не сможет.
Такая уж у нас работа. И такая у нас страна. И никакая ФСБ тут не
поможет. Но если ты уверен в своей правоте - ее нужно отстаивать.
И нужно быть готовым к этому.
    Вот например очень жаль, что подробного описания произошедшего с
вами не было сделано сразу же. Это же важнейший элемент в нашей борьбе
за свои права - гласность!
    Да, мне не совсем понятно - почему тебя вызывают ФСБшники для
составления этих протоколов по рациям? Какое они имеют к этому отношение?
Возможно, я что-то не так поняла, пожалуйста, проясни этот момент, он
мне кажется немаловажным.
    И соглашусь опять же с уже высказавшимися - считаю поднятую тему
крайне важной! И очень рада, что Сергей счел нужным обсудить этот
вопрос со всеми, присоединяюсь к просьбе информировать нас о ходе
разбирательства с приборами, и о любых других аспектах.
    Тема действительно очень актуальная - в последнее время ФСБ все
чаще само идет "на контакт" - приглашают к себе "поговорить по душам",
люди идут, никого (или почти никого) не ставя в известность - тем
более что там их обычно просят "не распространяться". В итоге мы об
этом узнаем обычно только тогда, когда "контактирующие" начинают
чувствовать себя некомфортно, и ощущать наличие проблемы, которой
могло бы и не быть...
    С уважением,
             А.Никулина, Антиядерная камапания СоЭСоюз,
             alni@online.ru, 30 января 2001 г.

    КОММЕНТАРИЙ
    Когда ФСБ подает себя за самого последовательного борца за
экологическую безопасность России, то в лучшем случае это
заблуждение. ФСБ может защитить только саму себя, ну может быть
заодно госбюрократию.
    Говорят, Патрушев давеча назвал свою команду нео-дворянами.
Пожалуй, это лингвистическое недоразумение. У того, что он имел в
виду, имеется более точное определение - опричнина.
    А экологические интересы России защищали и защитят экологи.
Больше-то некому. Их (экологические интересы страны) еще для начала
надо понять, а уж потом защищать.
    Мы не будем вступать в дискуссию с ФСБ по поводу того, что
некоторые экологи имеют дело с иностранцами и даже, подумать страшно,
добывают для своей работы заграничные деньги. Тем более не будем
дискутировать о том, что среди экологов могут попадаться чьи-то шпионы
(не путать с нашими родными стукачами).
    Как обстоит в отношении последнего утверждения на самом деле,
надобно доказывать в суде, а не болтать где ни попадя. Если в ФСБ
еще помнят, что такое презумпция невиновности.
    А что касается доказанных фактов, то они все-таки существуют. Мы
надеемся, что нынешняя ФСБ не будет отрицать, что именно их команду
покинули и перебежали к врагу вместе с действительными секретами их
системы и нашей страны господа Гордиевский и Митрохин. Потому что
любую серьзную систему могут предать только свои (ну те самые, которые
нео-дворяне).
    И последнее. Было время, когда ЦРУ-КГБ шныряли по свету в обличье
дипломатов и журналистов. Потом настало время, когда для "крыши" стали
использовать более разнообразный круг профессий.
    Можно обсудить гипотезу, что среди тысячи экологов может попасться
один шпион. И как только ФСБ перейдет от слов к делу и докажет сей факт
в суде, мы готовы облить презрением урода.
    Однако когда ФСБ навяжет нам это утверждение априори, она
должна признать следующее:
  * что среди 500 работников Белого Дома (Россия) имеется как
    минимум 3-4 западных шпиона,
  * что среди депутатов Государственной Думы (Охотный ряд) имеется
    по меньшей мере 5 шпионов того же происхождения,
  * что среди 200-300 работников Администрации президента и Совета
    Безопасности (и то и другое - Россия) по крайней мере 2-3
    подрабатыват шпионажем в пользу чужих спецслужб,
  * что на каждую тысячу работников ФСБ приходится 5-7 человек,
    сливающих информацию "от нас к ним",
    А если наши защитники Отечества из ФСБ не готовы обсудить
приведенный цифровой расклад, то им заодно стоило бы оставить
в покое и экологов.
    Наши экологи не менее любят свою Родину, чем ФСБ. Наши экологи
не меньше ФСБ предпочитают иметь дело с рублями, а не с долларами.
Только где эти рубли?
    Что до встреч с иностранцами, то их не сумеет запретить экологам
никто, даже ФСБ. Потому что экология по смыслу - интернациональна.
А запрет на профессию не выгоден в наши дни никому.

Перейти к началу страницы