Союз "За химическую Безопасность"
экология и права человека
Об издании
Содержание и поиск
Последний выпуск
Предыдущий выпуск
журнал Индекс
Index
Выпуск 223, 21 ноября 2000
                                     Право на ответственную власть

         РАКЕТЫ В ТОМСКОЙ ГЛУБИНКЕ: ПЕРЕПИСКА ЛЕБЕДЕВЫХ

                Председателю Верховного суда РФ Лебедеву В.М.
                От Лебедева К.Е., Томск
                Жалоба в порядке судебного надзора

    Решением Томского областного суда от 17 февраля 1999 года мне было
отказано в удовлетворении жалобы на действия Администрации Томской
области, заключившей  26 июня 1997 г. договор с Министерством обороны РФ
"Об использовании участков территории Томской области под районы падения
отделяющихся частей ракет-носителей при пусках с космодрома Байконур"
без проведения процедуры оценки намечаемой деятельности на окружающую
природную среду и положительного заключения государственной
экологической экспертизы.
    Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда
РФ от 24 августа 1999 г. моя кассационная жалоба, в которой ставился
вопрос об отмене состоявшегося решения ввиду неправильного применения норм
материального права, нарушения норм процессуального права и неправильного
определения юридически значимых по делу обстоятельств оставлена без
удовлетворения, а решение Томского областного суда - без изменения.
    Решением Томского областного суда от 17 февраля 1999 г. моя жалоба
была оставлена без удовлетворения по тому основанию, что Закон РФ "Об
экологической экспертизе" на спорные правоотношения не распространяется.
В кассационной жалобе оспаривался данный вывод суда первой инстанции,
поскольку Федеральный Закон "Об экологической экспертизе" носит
универсальный характер и его действие распространяется на все
правоотношения, возникающие после вступления его в законную силу, в том
числе и на отношения, регулируемые договором от 26 июня 1997 между
Администрацией Томской области и Министерством обороны, кроме того,
возникшие между сторонами  правоотношения по поводу законности
использования территории Томской области под районы падений частей ракет-
носителей, содержащих  опасное  топливо, затрагивают права и интересы
заявителей на благоприятную окружающую среду, создают угрозу жизни и
здоровью их и населению области, а потому рассмотрение спора должно быть
основано на нормах материального права, регулирующих эти правоотношения.
Ссылка суда  первой инстанции на то, что территория Томской области уже
давно используется под районы падений частей ракет-носителей, а выделение
участков под указанные цели якобы было оформлено решением Томского
облисполкома от 17 января 1980 г. N 8с юридически несостоятельна,
поскольку данное решение судом не истребовалось и не обозревалось не только
в судебном заседании, но и самим составом суда, не была представлена такая
возможность и для суда кассационной инстанции.
    Однако в определении судебной коллегии по гражданским делам Верховного
суда РФ от 24 августа 1999 г., оставившим решение суда первой инстанции без
изменения, отмечается, что "выделение участков территории Томской области
под указанные цели космической деятельности было оформлено решением
Томского облисполкома от 17 января 1980 г. N 8с. Договор от 26 июня 1997 г.
фактически переоформил указанное решение Томского облисполкома, причем
это переоформление было произведено на основании Постановления
Правительства РФ от 31 мая 1995 г. N 536 "О порядке и условиях
эпизодического использования районов падения отделяющихся частей ракет".
Кассационная инстанция также как и суд первой инстанции полагает, что
правоотношения по использованию природной среды Томской области в
районах падения отделяющихся частей ракет начались  задолго до введения в
действие Федерального закона "Об экологической экспертизе", космическая
деятельность является объектом специальной экспертизы по вопросам
космической деятельности, которая в силу трансграничного характера этой
деятельности является комплексной и не ограничивается лишь вопросами
экологии и охраны окружающей среды. Положения указанного договора
права жителей области не нарушают, а, напротив, призваны эти права
защищать."
    С данными выводами судебных инстанций я не могу согласиться по
следующим основаниям:
    На момент подписания договора от 26 июня 1997 года, согласно
которому Администрация Томской области разрешила использование участков
территории Томской области площадью 2140,4 тыс.га  под экологически
вредную деятельность, действовал Федеральный Закон "Об экологической
экспертизе" от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ и Закон РСФСР "Об охране
окружающей прородной среды" от 19 декабря 1991 года. Согласно
действующему законодательству принципами экологической экспертизы
являются:
    Презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой
хозяйственной и иной деятельности;
    Обязательности проведения государственной экологической экспертизы
до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;
    Комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду
хозяйственной и иной деятельности и его последствий;
    Обязательности учета требований экологической безопасности при
проведении экологической экспертизы;
    Научной обоснованности, объективности и законности заключений
экологической экспертизы;
    Гласности, участия общественных организаций (объединений), учета
общественного мнения.
    Ст. ст.11 Закона "Об экологической экспертизе" предусматривает, что
обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на
федеральном уровне, подлежат "иные виды документации, обосновывающей
хозяйственную и иную деятельность, которая  способна оказывать прямое
или косвенное воздействие на окружающую природную среду в пределах
территорий двух и более субъектов Российской Федерации", что в полной
мере относится и к документации, обосновывающей предоставление территории
Томской области под районы падений отделяющихся частей ракет-носителей,
поскольку космическая деятельность носит трансграничный характер и
затрагивает интересы не только сопредельных субъектов Российской
Федерации, но и сопредельных государств, определенные "Конвенцией об
оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте".
    В материалах дела имеется официальный ответ начальника управления
государственной экологической экспертизы Госкомэкологии РФ Г.С.Чегасова,
из которого следовало, что "согласно ФЗ "Об экологической экспертизе"
материалы экологического обоснования пусков ракет различных типов с
оценкой воздействия на окружающую среду на территории районов падения
отделяющихся частей ракет-носителей должны представляться на
государственную  экологическую экспертизу (ст.11).  Основным принципом
проведения государственной экологической экспертизы является
обязательность ее проведения до принятия решений о реализации объекта
экологической экспертизы." (л.д.21).Представленные в суд заинтересованными
лицами сведения относительно допустимости негативного воздействия
космической деятельности на окружающую среду являются мнением ведомственных
специалистов и не заменяют собой государственную экологическую экспертизу
предусматриваемой договором деятельности. Указанные сведения не имеют
отношения к рассматриваемому спору и не влекут для него никаких правовых
последствий. Кроме того, в силу ст. 18 Федерального Закона "Об
экологической экспертизе" заключением экспертизы является документ,
содержащий обоснованные выводы о допустимости воздействия на
окружающую прородную среду хозяйственной и иной деятельности и
возможности реализации объекта государственной экологической экспертизы.
Такой экспертизы проведено не было, что подтверждается объяснениями лиц,
участвующих в деле, материалами дела. Между тем, негативные последствия на
окружающую среду и население Томской области при реализации договора от
26.07.97 г. об использовании участков территории Томской области под
районы падения отделяющихся частей ракет-носителей имеются ( публикации в
прессе о загрязнении компонентами ракетного топлива и окислителя районов
сбора дикоросов, об эвакуации людей, находящихся в районе падения
отделяющихся частей ракет-носителей) и эти обстоятельства не опровергнуты
заинтересованными лицами.
    В официальном издании Государственного комитета по охране окружающей
среды Томской области "Состояние окружающей природной среды Томской
области в 1997 г." к зонам повышенной экологической опасности, где
обстановку можно квалифицировать как напряженную либо критическую
отнесены районы падения отделяющихся частей ракет-носителей, общая
площадь которых составляет 2140 тыс. га  территории. В этих районах на
высоте около 150 км над поверхностью земли отделяются и падают вторые
ступени ракет, работающие на жидком топливе, в состав которых входят
токсичные вещества: гептил, гексил и азотные окислители (вещества первого
и второго класса опасности). Гептил относится к первому классу опасности.
Опасен при любых путях поступления - через кожу, органы дыхания,
желудочно-кишечный тракт и слизистую. Его опасность при попадании в
окружающую среду определяется высокой летучестью, неограниченной
растворимостью в воде, способностью к миграции, накоплению в почве и
растениях, образованием при разложении еще более опасных веществ. В
результате атмосферного переноса паров и аэрозолей ракетного топлива
происходит загрязнение атмосферного воздуха, поверхности земли, водоемов,
растительного и животного мира.
    Задачами природоохранного законодательства Российской Федерации
являются регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и
природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды
обитания человека, предотвращения экологически вредного воздействия
хозяйственной и иной деятельности, оздоровления и улучшения качества
окружающей природной среды, укрепление законности и правопорядка в
интересах настоящего и будущих поколений людей (ст.1 Закона "Об охране
окружающей природной среды" от 19 декабря 1991 г.). Охране от загрязнения,
порчи, повреждения, истощения, на территории РФ подлежит атмосферный
воздух, озоновый слой атмосферы, естественные экологические системы
(ст.4 Закона).Каждый гражданин имеет право на охрану здоровья от
неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного
хозяйственной или иной деятельностью, аварий, катастроф (ст.11
Закона).Государственная экологическая экспертиза проводится с целью
проверки соответствия хозяйственной или иной деятельности экологической
безопасности общества  и является обязательной мерой охраны окружающей
природной среды, предшествующей принятию хозяйственного решения,
осуществление которого может оказывать вредное воздействие на
окружающую продную среду (ст.ст. 35, 36 Закона). Экологические требования
в полной мере относятся к военным и оборонным объектам, военной
деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации (ст.55
Закона). Охране озонового слоя Земли посвящена отдельная статья 56.
    На момент подписания договора от 26 июня 1997 года действовала
Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном
контексте и Положение "Об оценке воздействия на окружающую среду в
Российской Федерации", принятое в связи с подписанием международной
Конвенции, а также Венская Конвенция об охране озонового слоя. Согласно
ч.4 ст.15 Конституции РФ "Общепризнанные принципы и нормы международного
права и международные договоры Российской Федерации являются составной
частью ее правовой системы".
    В преамбуле договора от 26 июня 1997 года указано, что стороны
руководствуются Законом РФ "О космической деятельности". Принципом
космической деятельности является  безопасность космической деятельности
и охрана окружающей природной среды (ст.4 Закона РФ "О космической
деятельности"), а поскольку ст.1 договора содержит разрешение на
использование территории Томской области под экологически вредную
деятельность, проведение государственной экологической экспертизы до
принятия решения являлось обязательным (ст.ст.1,4,35,36,55,56 Закона
РСФСР "Об охране окружающей природной среды", ст.ст.1,2,3,11,12
Федерального Закона "Об экологической экспертизе". Таким образом,
вывод судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда о
том, что Администрация Томской области действовала в соответствии с
действующим законодательством и в пределах компетенции предоставленной
Администрации действующим законодательством является юридически
неверным, поскольку возникшие между сторонами правоотношения по поводу
законности действий Администрации Томской области, разрешившей
использование территории Томской области под районы падений
отделяющихся частей ракет-носителей, относятся к числу специфических,
затрагивающих права и интересы граждан, их жизнь, здоровье, безопасность,
состояние окружающей природной среды, а потому решение суда должно
основываться на нормах материального права, регулирующих эти
правоотношения. Договор от 26.06.97 г. "Об использовании участков
территории Томской области под районы падения отделяющихся частей ракет-
носителей при пусках с космодрома "Байконур" заключен с нарушением
порядка, определенного федеральным законодательством и по этой причине
является незаконным.
    Федеральный Закон "Об экологической экспертизе" носит универсальный
характер и его действие распространяется на все правоотношения,
возникающие после вступления его в законную силу, в том числе и на
отношения, регулируемые договором от 26 июня 1997 между Администрацией
Томской области и Министерством обороны. Ссылка судов  первой  и
кассационной инстанции на то, что территория Томской области уже давно
используется под районы падений частей ракет-носителей, а выделение
участков под указанные цели якобы было оформлено решением Томского
облисполкома от 17 января 1980 г. ? 8с  юридически несостоятельна,
поскольку данное решение судом  первой инстанции не истребовалось и не
обозревалось не только в судебном заседании, но и самим составом суда, не
была представлена такая возможность и для суда кассационной инстанции.
    Таким образом,  судебные решения, вынесенные по моей жалобе, подлежат
отмене ввиду неправильного применения норм материального права и
нарушения норм процессуального права.
    На основании изложенного и ст. ст. 320, 322, 330 ГПК РСФСР прошу
истребовать дело N 88-Г99-7 для разрешения вопроса о наличии оснований
для принесения протеста в порядке надзора и направить  протест в Президиум
Верховного Суда РФ в целях отмены состоявшихся решений по делу и
направлению дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
    Приложение: Решение Томского областного суда от 17 февраля 1999 г.
                Определение Судебной коллегии по гражданским делам
                Верховного Суда РФ от 24 августа 1999 г.

Перейти к началу страницы