Союз "За химическую Безопасность"
экология и права человека
Об издании
Содержание и поиск
Последний выпуск
Предыдущий выпуск
журнал Индекс
Index
Выпуск 214, 11 ноября 2000
                                       Право на чистые реки и моря

        ЧЕРНОЕ МОРЕ - ПОЛНОПРАВНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПАРТНЕР
                       МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ
   (оценка взятых обязательств по выполнению Стратегического
          плана восстановления и защиты Черного моря)

    Под воздействием нынешней деятельности людей природная
среда планеты уже претерпевает качественные изменения, в
результате которых привычное существование оказалось под
вопросом (Из Заявления МСоЭС "О целях и задачах СоЭС. Оценка
ситуации", Темиртау, 1997 г.)
    В средине 80-х годов появилась идея создания международного
механизма для решения экологических проблем ресурсов общего пользования.
Для осуществление проектов, связанных с глобальными изменениями,
происходящими в Биосфере, в 1991 г. была создана специальная структура -
Глобальная Экологическая Стратегия (GEF). В 1992 году в Рио-де-Жанейро
были приняты ряд Конвенций, что явилось важным инструментом для
выполнения стоящих перед миром задач сохранения жизни на Земле.
    Обнадеживающие соглашения были подписаны и Черноморскими странами:
Бухарестская Конвенций по защите Черного моря от загрязнения, Одесская
Декларация, Орхусская "Конвенция о доступе к информации, участии
общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам,
касающимся окружающей среды". Результатом усилий Черноморской
Экологической программы (BSEP) стали два важных и конкретных документа:
Трансграничный диагностический анализ Черного моря и Стратегический план
действий по реабилитации и защите Черного моря. Подписание Стратегического
Плана Действий черноморскими государствами (31.10.1996) явилось
официальным согласованием странами и подтверждением правительствами этих
стран взять на себя обязательства разработать общую стратегию защиты и
восстановления Черного моря, управления его береговыми и морскими
ресурсами на 20 лет.
    С тех пор прошло четыре года и приходится констатировать, что ни
одно из Черноморских государств этого обязательства не выполнило до сих
пор. Не выполнена и Бухарестская Конвенция по созданию Стамбульской
комиссии и Консультативных групп при ней, Черноморского Экологического
фонда. Бухарестская Конвенция и Одесская Декларация должны были стать,
но не стали, обязывающими документами в проведении намеченного
широкомасштабного комплекса природоохранных мер по спасению Черного моря.
Наоборот, создалась ситуация, при которой планы по использованию Черного
моря решаются далеко за его пределами (Большой семеркой, олигархами всех
мастей и т.д.), а содержать структуру управления Черным морем, оплачивать
ее расходы по восстановлению и защите моря обязаны только государства,
расположенные по его берегам. Этот экономический просчет, заложенный в
Стратегический план действий, должен быть исправлен.
    Не лучшим образом обстоят дела и в Украине. Национальный план -
Государственная программа охраны и восстановления Азовского и Черного
морей - существует в качестве одного из вариантов под названием,
неадекватным принятой в Стамбуле формулировке, с изменеными приоритетами.
Работа над Программой происходила без широкого привлечения специалистов,
проект "Программы..." не был опубликован, специалистам разослан выборочно,
согласования с регионами, обязательного, в таких случаях, не выполнено,
к обсуждению Программы не была привлечена общественность.
    В настоящее время практически полностью свернуты даже те программы,
которые могли быть использованы для решения задач, поставленных BSEP|GEF.
Источниками финансирования научных исследований стала коммерческая
эксплуатация флота, участие в проектах международных программ, личные
инициативы специалистов и др. Одесский нефтетерминал начат строительством
в альтернативной точке (Аджалыкский лиман), в зоне действия экологически
опасного Одесского припортового (аммиачного) завода (ОПЗ) без
государственной экологической экспертизы. На ОПЗ возобновилась опасная
перегрузка метанола, остановленная в 1989 году общественностью. В 2001
планируется объем перевалки довести до 400 тыс тонн в год. Опасные
производства растут, как грибы, без оповещения общественности в
соответствии с действующим законодательством республики, сдан в
эксплуатацию терминал по перегрузки химических сыпучих грузов у подножья
Потемкинской лестницы. Огромными темпами идет строительство
взрывопожароопасных хранилищ для пропана и бутана на полях орошения в
районе городских очистных сооружений и дороги, выполняющей роль плохой
дамбы, вдоль Хаджибеевского лимана, который, в свою очередь, постоянно
грозит затопить Пересыпь - часть города, расположенную ниже уровня моря.
Газопровод - длиной более восьми километров - пройдет по той же Пересыпи
и закончится: в нефтегавани Одесского морского торгового порта.
    Беспощадно уничтожается береговая зона моря: сносятся зеленые
насаждения, бесконтрольно застраиваются оползневые участки, песчаные
косы, 100 метровые прибрежные полосы строгой неприкосновенности. Десять
лет тому было выдвинуто предложение в законодательном порядке
регламентировать природопользование в береговой зоне Черного моря. В
1995 году по инициативе Института проблем рынка и экономико-экологических
исследований (В.Н.Спепанова) был разработан проект Закона о
природопользовании в береговой зоне Черного моря. Подготовленный
специалистами документ уже пять лет остается невостребованным ни
Министерством экологии и природных ресурсов, ни Верховной Радой, ни
Кабинетом Министров Украины. Временщикам не до экологии.
    Что делать
    В качестве первоочередных стратегических мер осуществить альтернативный
путь транспортировки сырой нефти и нефтепродуктов в Черноморо-Каспийском
регионе по существующему кольцевому нефтепроводу вокруг Каспийского моря до
нефтепроводов "Дружба", "Броды-Одесса" (или другого) в сторону Центральной
Европы. Предложение НПО одесской общественности поддержано представителями
Форума НПО шести стран Черноморского региона. По имеющейся информации,
предложение поддерживается Национальной академией наук Украины.
    Такое решение, в случае его принятия, минимизирует общую антропогенную
нагрузку и снизит эффект "ползучей катастрофы" (В.Н.Степанов) указанных
морей, избавит морские воды от значительных транспортных потерь и глобальных
катастроф, неизбежность которых доказана статистикой. Кольцевой нефтепровод
вокруг Черного моря будет соответствовать смыслу Стратегического плана
действий, духу Декларации Объединенных Наций по Окружающей среде и
реализации положений Пан европейской экологической политики, к тому же
хоть как-то оправдает малорезультатные встречи министров каждые четыре года.
    Форум НПО региона также поддержал предложение одесситов выполнить Оценку
воздействия на окружающую среду Черного моря (ОВОС) уже существующей
антропогенной нагрузки на его экосистему с учетом планируемых к размещению
нефтяных и газовых терминалов, добычи нефти и газа на шельфе Азовского и
Черного морей, состояния и тенденций развития чужеродных организмов,
участившихся учений НАТО (что противоречит положениям МАРПОЛ 73/78
относительно Черного моря как особого района) и др. ОВОС покажет
способность моря к самоочищению и определит возможный уровень общей
нагрузки на различные участки морской экосистемы.
    Нельзя забывать и о стремлении жителей Стамбула пересмотреть Конвенцию
о режиме проливов (Монтре, Швейцария, 1936). В настоящее время перевозки
экологически опасных грузов осуществляются в пределах города под прямым
углом к потоку судов городского транспорта, что вызывает постоянно растущее
увеличение опасных транспортных ситуаций и законное возмущение граждан.
    Для спасения Черного моря требуется единая воля
    К такому мнению приходят специалисты. Но как осуществить выполнение
единой воли более чем 20-ю государствами, да еще и расположенных на двух
континентах? Предложения по решению подобных проблем родилось в зоне
планетарной катастрофы - гибели Аральского моря. Многие уже начинают
осознавать, что "человек будет существовать на Земле до тех пор, пока
природная система жизнеобеспечения сможет сохранить свою устойчивость в
замкнутом пространстве биосферы" (Сколько же стоит живая природа? Пособие
для детей и министров, Центр охраны дикой природы, МСоЭС, 2000).
    Где же лежит та грань в природопользовании, за которую нельзя
переступать, чтобы не нарушить устойчивость биосферы? Нет такой модели,
сконструировав которую, мы получили бы ответ на столь важный жизненный
(в полном понимании этого слова) вопрос. Не зная, где проходит роковая
черта, за которую нельзя переступать, мы обязаны признать, что
находящиеся за ней ресурсы принадлежат биосфере.
    Предлагается разработать Концепцию природопользования в бассейне
Черного и Азовского морей, в основу которой положить идею о совместном
хозяйствовании регионов, связанных общими ресурсами. Государствам, в
первую очередь, государствам бассейна Черного и Азовского морей, а их
21 - пользователям общего природного ресурса - закрепить законодательно
новое понятие в системе природопользования: "собственность природы", т.е.
признать за Черным морем право наличия собственности (по аналогии с
"государственной собственностью").
    Для управления Черным морем, исходя из нового, юридически
закрепленного понятия, создать организацию ("Банк Черного моря"), которая
будет представлять интересы Черного моря. Таким образом, Черное море уже
не будет безгласным объектом рынка, а превратиться в равноправного субъекта
рыночных отношений и станет полноправным экономическим партнером не только
стран Европы, но и других.
    Новая структура международного характера будет нести, с одной стороны,
ответственность за экологическое состояние Черного и Азовского морей, с
другой, продавая часть природных ресурсов, будет получать средства для
восстановления морских ресурсов, а так же для своего существования.
    К выполнению экстренных мер, которые будут способствовать координации
действий между государствами по защите Черного и Азовского морей, мы так же
относим:
 * разработку специального протокола к Бухарестской конвенции о квотах на
   сброс сточных вод для всех стран бассейна Европы, исходя из
   ассимиляционной емкости моря (способности к самоочищению);
 * унифицикацию методик проведения мероприятий по защите и восстановлению
   Черного и Азовского морей, проводимых различными странами;
 * разработку и внедрение пилотного проекта экологического земледелия в
   границах водосборных площадей водно-болотных угодий международного
   значения;
 * создание международного тренингового центра по разведению редких видов
   эндемичных и других рыб Черного и Азовского морей (в том числе мидий)
   на базе действующего в этом направлении рыбопитомника ХТМО, Одесса,
   Украина.
    На национальном уровне требуется немедленного разделить функции
воспроизводства и охраны рыбных ресурсов Украины в системе Министерства
АПК Украины. Контролирующие функции и охрану рыбных ресурсов с их
инфраструктурой передать в систему Министерства экологии и природных
ресурсов. Функции воспроизводства и добычи рыбных ресурсов целесообразно
сохранить за системой АПК.
    Организовать на шельфе северо-западной части Черного моря
государственный заповедник "Филофорное море Зернова" (по аналогии с
Саргассовым морем в Атлантическом океане) с целью сохранения и
восстановления единственного подобного на планете биоценоза (120 видов
беспозвоночных, 50 видов рыб, ценное промышленное сырь└ агароид, другое).
    Разработать Береговой кодекс Украины
    Для того, чтобы действовать немедленно, по инициативе и при участии
ОСоЭС выполнена Концепция разработки квот на сброс сточных вод для всех
европейских стран, входящих в бассейн Черного моря, с учетом способности
моря к самоочищению. В основу Концепции положена идея совместного
пользования этими странами природных ресурсов Черного моря. Разработанные
затем методики станут первыми унифицированными документами по проведению
мероприятий по защите и восстановлению Черного и Азовского морей,
проводимых в настоящее время различными странами. Это положит начало
скоординированных действий сотрудничества по реабилитации и защите
Черного и Азовского морей странами бассейна Черного и Азовского морей.
       А.Шевчук,  Одесское отделение Международного
                  Социально-экологического союза
                  alla@eco.odessa.ua, 9 ноября 2000 г.

Перейти к началу страницы