Союз "За химическую Безопасность"
экология и права человека
Об издании
Содержание и поиск
Последний выпуск
Предыдущий выпуск
журнал Индекс
Index
Выпуск 178, 26 сентября 2000
                                       Право на гос-охрану природы

           РОССИЯ: ЧТО БЮДЖЕТ ГРЯДУЩИЙ НАМ ГОТОВИТ?
        (краткий анализ федерального бюджета на 2001 год)

    Попробуем ответить на вопрос, насколько правительство РФ
гарантирует защиту экологических прав граждан в 2001 году,
проанализировав бюджет, предложенный им на рассмотрение в
Законодательное собрание.
    По мнению Информационно-аналитического управления аппарата Совета
Федерации, в России отсутствует должный законодательный контроль за
исполнением бюджета, и нормы действующего бюджетного законодательства
позволяют Правительству относительно свободно расходовать остатки
бюджетных средств, образующиеся на начало года.
    В структуре доходов федерального бюджета доход за пользование
природными ресурсами составляет 3,12% (37,1840 млрд.руб). Это седьмая
по значимости статья, за ней следуют налоги с доходов физических лиц.
Несомненно, этот вклад может быть увеличен, если прекратить
предоставление льгот крупным природопользователям, что широко
практикуется. По сравнению с предыдущим годом, доходы от платы за
пользование природными ресурсами составят 289,7 % (правда, исполнение
планируется на 189,5%). Также вырастет налог на вывоз товаров
(составит 131,1% от 2000 года). Вероятно, можно сделать вывод о том,
что планируется увеличить пользование природными ресурсами и их вывоз.
    В новом бюджете предполагается увязать формирование целевых
бюджетных фондов с отчислениями от некоторых доходов. Но при этом
упраздняются все бюджетные фонды (на основании, что у них нет
гарантированных источников пополнения), кроме фонда Минатома.
(Вероятно, его пополнение планируется обеспечить за счет ввоза
радиоактивных отходов). Строка "Целевые бюджетные фонды" (читай:
фонд Минатома) сохраняется практически в прежнем объ└ме 1,16% от
бюджета или 13,89 млрд руб.) На что же будут потрачены эти деньги?
Определит, видимо, Минатом.
    Смотрим бюджет-2001:
    Статья 7. Упразднить с 1 января 2001 года
* Федеральный дорожный фонд Российской Федерации;
* Федеральный экологический фонд Российской Федерации;
* Федеральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы;
* Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных
  биологических ресурсов;
* Федеральный фонд Министерства Российской Федерации по налогам и сборам
  и Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации;
* Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов;
* Государственный фонд борьбы с преступностью;
* Фонд контрольно-ревизионных органов Министерства финансов Российской
  Федерации;
* Фонд по охране озера Байкал;
* Фонд содействия военной реформе.
    Статья 8. Включить в федеральный бюджет на 2001 год средства
целевого бюджетного Фонда Министерства Российской Федерации по
атомной энергии.
    Совет Федерации нельзя упрекнуть в экологичности, но и он в своем
аналитическом вестнике находит необоснованным отказ от всех бюджетных
фондов. Таким образом, целевые бюджетные фонды будут не способны помочь
нашему обществу в решении экологических проблем, скорее, наоборот,
помогут в развитии атомной промышленности, которая и без того имеет,
мягко говоря, запятнанную репутацию.
    Как изменятся расходы бюджета?
    В целом увеличатся по сравнению с 2000 годом на 12%. Самая большая
статья расходов - обслуживание государственного долга (20,42 % расходов
бюджета-2001). Более всего увеличатся расходы на утилизацию и ликвидацию
вооружений (на 150%), далее - промышленность, энергетика, строительство
(на 53%), предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций (на 20%), на
оборону - на 16%, на образование - на 23%, на здравоохранение - на 15%.
На охрану окружающей среды планируется расходовать 0,39% бюджета, причем,
увеличения расходов по этой статье даже не планируется (то есть доля в
расходах по сравнению с 2000 годом даже уменьшается). Уменьшатся ли
потребности в охране окружающей среды? Скорее всего, даже возрастут, так
как та же ликвидация вооружений в том виде, как она осуществляется, связана
с колоссальным ущербом окружающей среде и здоровью населения.
    Разделы бюджета, непосредственно связанные с созданием экологических
проблем:
           Национальная оборона - 17,29 % бюджета,
           промышленность, энергетика,строительство - 3,56%,
           транспорт, дорожное хозяйство, связь, информатика - 2,56%,
           утилизация и ликвидация вооружений - 0,49%,
           исследование и использование космоса - 0,34%.
    Разделы бюджета, связанные с решением экологических проблем:
          охрана окружающей среды - 0,39%.
    Сравним:
          образование - 3,84%,
          гос.управление и местное самоуправление - 3,49%,
          здравоохранение - 1,78%,
          фундаментальные исследования - 1,72%,
          сельское хозяйство - 1,32%,
          предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций - 0,52%.
    Таким образом, можно прогнозировать, что в бюджете на 2001 год
заложено больше возможностей для ухудшения состояния окружающей среды и
меньше - на решение экологических проблем. Если принять во внимание
общий курс на увеличение изъятия природных ресурсов и упразднение
государственных природоохранных структур, картина предстает в самом
мрачном свете.
    Источники: интернет-сайт http://www.akdi.ru/finance/new/bud_2001.htm
и "О проекте федерального бюджета на 2001 год", Аналитический вестник
Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации ?16 (128)
    Автор: М.Рихванова, "Байкальская экологическая волна", Иркутск,
           25 сентября 2000 г., marina@baikalwave.eu.org

Перейти к началу страницы