Союз "За химическую Безопасность"
экология и права человека
Об издании
Содержание и поиск
Последний выпуск
Предыдущий выпуск
журнал Индекс
Index
Выпуск 161, 7 сентября 2000
                                        Право на справедливый суд


          РОССИЙСКИЕ ЭКОЛОГИ ПОДАЛИ ИСК ПРОТИВ В.В.ПУТИНА


    РОССИЙСКИЕ ЭКОЛОГИ
    Дорогие друзья!
    Большое спасибо всем приславшим доверенности. Направляем вам
текст жалобы, поданной в Верховный Суд. (Поданы также жалобы в
два межмуниципальных суда по месту нахождения ответчиков).
    От следующей группы приславших доверенности и от "Экоюриса"
в ближайшие дни подадим также исковые заявления в ряд судов,
включая Верховный.
    Надеемся, что судебная система прислушается к нашим доводам
и примет решение в пользу сохранения российской природы. В любом
случае мы будем бороться до конца, а именно до ПОБЕДЫ.
    Всего вам доброго,
    Экоюрис
    ECOJURIS INSTITUTE, 7 сентября 2000 г., ecojuris@glasnet.ru


    ИСК ПРОТИВ В.В.ПУТИНА
                        В Верховный Суд Российской Федерации
                     103289, г. Москва, ул. Ильинка, дом 7/3
    ЗАЯВИТЕЛИ:
    Граждане: Мищенко Вера Леонидовна, г.Москва, Попова Наталья
Андреевна, г.Москва, Горохов Виталий Константинович, г.Москва,
Бойцов Сергей Валентинович, г.Москва, Краев Николай Васильевич,
г.Киров (далее идет перечень остальных заявителей).
    ОТВЕТЧИКИ:
Президент Российской Федерации, 103132, Москва, Кремль
Правительство Российской Федерации, 103274, Краснопресненская
                                     наб., д. 2
Министерство природных ресурсов Российской Федерации,
                      123812, ул. Б.Грузинская, д.4/6
     ЖАЛОБА
(в порядке ст.ст.42,45,46,47,58 Конституции РФ; ст.ст.11,12,13 ГК РФ;
ст.ст.116,239-1,239-2,239-4 ГПК РСФСР; и Закона РФ от 27 апреля 1993 г.
"Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы
граждан"
о признании недействительными Указа Президента РФ от 17 мая
2000 г. N 867 (частично); постановления Правительства РФ от 6 июля
2000 г. N 495; приказов Министерства природных ресурсов РФ от 19 июля
2000 г. N 184 и от 27 июля 2000 г. N 189)

    1. ПРАВО ГРАЖДАН И ИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ НА ОБРАЩЕНИЕ В СУД
    1.1. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ
    Конституция Российской Федерации
  Статья 2 Конституции Российской Федерации
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание,
соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -
обязанность государства.
  Статья 15 Конституции Российской Федерации
1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую
силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской
Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской
Федерации, не должны противоречить Конституции Российской
Федерации.
2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления,
должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать
Конституцию Российской Федерации и законы.
  Статья 17 Конституции Российской Федерации
1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и
свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам
и нормам международного права и в соответствии с настоящей
Конституцией.
2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат
каждому от рождения.
3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно
нарушать права и свободы других лиц.
  Статья 18 Конституции Российской Федерации
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно
действующими. Они определяют смысл, содержание и применение
законов, деятельность законодательной и исполнительной власти,
местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
  Статья 42 Конституции Российской Федерации
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду,
достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба,
причиненного его здоровью или имуществу экологическим
правонарушением.
  Статья 45 Конституции Российской Федерации
1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в
Российской Федерации гарантируется.
2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не
запрещенными законом.
  Статья 46 Конституции Российской Федерации
1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной
власти, органов местного самоуправления, общественных объединений
и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
:::::::
  Статья 47 Конституции Российской Федерации
1.Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том
суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
:::::::
  Статья 58 Конституции Российской Федерации
Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно
относиться к природным богатствам.
  Статья 90 Конституции Российской Федерации
  3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны
противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
    1.2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ
    Гражданский кодекс Российской Федерации
  Статья 11. Судебная защита гражданских прав
1.Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет
в соответствии с подведомственностью дел, установленной
процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или
третейский суд (далее - суд).
:::::::
  Статья 12. Способы защиты гражданских прав
Защита гражданских прав осуществляется путем:
признания права;
восстановления положения, существовавшего до нарушения
права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих
угрозу его нарушения;
::::::::
признания недействительным акта государственного органа или
органа местного самоуправления;
:::::::..
прекращения или изменения правоотношения;
неприменения судом акта государственного органа или органа
местного самоуправления, противоречащего закону.
  Статья 13. Признание недействительным акта государственного органа
или органа местного самоуправления
 Ненормативный акт государственного органа или органа местного
самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также
нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым
актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом
интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны
судом недействительными.
 В случае признания судом акта недействительным нарушенное право
подлежит восстановлению либо защите иными способами,
предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
    Гражданский процессуальный кодекс РСФСР
  Статья 116. Гражданские дела, подсудные Верховному Суду
Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации рассматривает по первой
инстанции дела:
     об оспаривании ненормативных актов Президента Российской
Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации,
Правительства Российской Федерации;
     об оспаривании нормативных актов федеральных министерств и
ведомств, касающихся прав и свобод граждан:
  Статья 239-1. Право на обращение с жалобой в суд
Гражданин вправе обратиться в суд с жалобой, если считает, что
неправомерными действиями государственного органа, общественной
организации или должностного лица нарушены его права или свободы.
  Статья 239-2. Действия государственных органов, общественных
организаций и должностных лиц, подлежащие судебному обжалованию
 К действиям государственных органов, общественных организаций и
должностных лиц, подлежащим судебному обжалованию, относятся
коллегиальные и единоличные действия, в результате которых:
1) нарушены права или свободы гражданина;
2) созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и
свобод;
 ::::::::.
  Статья 239-4. Подача жалобы
::::::::..
 Жалоба может быть подана гражданином, права или свободы которого
нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина -
надлежаще уполномоченным представителем общественной
организации, трудового коллектива.
 Жалоба подается по усмотрению гражданина в суд по месту его
жительства либо в суд по месту нахождения государственного органа,
общественной организации, должностного лица.
:::::::::
    Закон РСФСР  "Об охране окружающей природной среды"
  Статья 13. Полномочия общественных экологических объединений в
области охраны окружающей природной среды
 Экологические и иные общественные объединения, выполняющие
экологические функции, имеют право:
::::::защищать экологические права и интересы
населения::::::::
    Закон "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих
права и свободы граждан"
    1.3. ХАРАКТЕР ОБЖАЛУЕМЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ПОДСУДНОСТЬ ЖАЛОБЫ
    В соответствии с п.2 Постановления Пленума Верховного Суда
РФ от 25 мая 2000 г. N 19 "О внесении изменений и дополнений в
некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской
Федерации" Указ Президента РФ от 17 мая 2000 г. N 867 является
правовым актом ненормативного (индивидуального) характера,
поскольку не устанавливает правовых норм (правил поведения),
обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на
неоднократное применение. Обжалуемым Указом устанавливаются,
изменяются и отменяются права и обязанности конкретных лиц, а
именно - федеральных органов исполнительной власти (Правительства
РФ, федеральных министерств и ведомств) и их должностных лиц (см.
В обжалуемой части Указ (п.2) упраздняет Государственный
комитет РФ по охране окружающей среды и Федеральную службу
лесного хозяйства России (т.е. отменяет права и обязанности
конкретных юридических лиц), а также (п.4) передает их функции
Министерству природных ресурсов РФ (т.е. изменяет права и
обязанности конкретного юридического лица).
    Во исполнение Указа от 17 мая 2000 г. N 867 было принято
Постановление Правительства РФ от 6 июля 2000 г. N 495 "Вопросы
Министерства природных ресурсов Российской Федерации",
конкретизирующее обжалуемый Указ в отношении возложения
функций упраздненного Государственного комитета РФ по охране
окружающей среды (Госкомэкологии) на Министерство природных
ресурсов РФ (Минприроды). Данное постановление также является
правовым актом ненормативного (индивидуального) характера, поскольку
не устанавливает правовых норм (правил поведения), обязательных
для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное
применение. Обжалуемое постановление изменяет права и обязанности
конкретного юридического лица - Минприроды РФ.
    В соответствии с п.8 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763
(с изменениями от 16 мая 1997 г. и 13 августа 1998 г.) правовые
акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие
правовой статус организаций, отнесены к нормативным.  Приказами
Министерства природных ресурсов РФ от 19 июля 2000 г. N 184 и от
27 июля 2000 г. N 189 установлен правовой статус и утвержден Устав
организации - Федерального государственного учреждения
"Государственная экологическая экспертиза".
    Следовательно, обжалуемые приказы Минприроды РФ являются
правовыми актами нормативного характера.
Обжалуемые приказы непосредственно касаются прав и свобод
граждан, поскольку, как вытекает из их содержания, приняты в
порядке реализации ФЗ "Об экологической экспертизе", который
направлен на реализацию конституционного права граждан на
благоприятную окружающую среду (преамбула), в качестве принципа
экологической экспертизы закрепляет участие общественных
организаций (объединений) и учет общественного мнения (ст.3),
регламентирует права граждан и обществненых организаций
(объединений в области экологической экспертизы и проведение
общественной экологической экспертизы (ст.ст.19-25).
    В соответствии со ст. 116 ГПК РСФСР все обжалуемые акты
подсудны Верховному Суду РФ по первой инстанции.
    2. НАРУШЕНИЯ ПРАВ ГРАЖДАН И ИХ ОБ`ЕДИНЕНИЙ, А ТАКЖЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
    20 мая 2000 г. в "Российской газете> был опубликован Указ
Президента РФ от 17 мая 2000 г. N 867 "О структуре федеральных
органов исполнительной власти", которым, в числе прочих, были
упразднены Государственный комитет Российской Федерации по
охране окружающей среды и Федеральная служба лесного хозяйства
России (п.2 Указа), а их функции были переданы Министерству
природных ресурсов Российской Федерации (п.4 Указа).
    Таким образом, произошло слияние специально уполномоченного
государственного органа в области охраны окружающей природной
среды - Госкомэкологии (см. Положение, утвержденное постановлением
Правительства от 26 мая 1997 г. N 643), с государственным органом,
ответственным за использование и охрану природных ресурсов,
применяемых в экономике страны, каковым является Минприроды (см.
Положение, утвержденное постановлением Правительства РФ от 17 мая
1997 г. N 588).
    Президент РФ не имел права издавать Указ о слиянии этих
государственных органов, поскольку в соответствии со ст. 90 (3)
Конституции акты Президента не должны противоречить федеральным
законам, а несколько федеральных законов прямо указывают на то, что
специально уполномоченный государственный орган в области охраны
окружающей природной среды и государственные органы в области
охраны и использования недр, лесных и водных ресурсов являются
разными самостоятельными органами исполнительной власти
специальной компетенции.  Так:
  в статьях 131, 133, 135, 136 Лесного кодекса РФ в качестве
разных государственных органов с различающейся компетенцией
перечислены "федеральный орган управления лесным хозяйством" и
"специально уполномоченный государственный орган в области
охраны окружающей природной среды";
  в статьях 77, 78, 81, 83 Водного кодекса РФ в качестве
разных государственных органов с различающейся компетенцией
перечислены "специально уполномоченный государственный
орган управления использованием и охраной водного фонда",
"специально уполномоченные государственные органы в
области охраны окружающей природной среды", а также
"специально уполномоченный государственный орган
управления использованием и охраной недр";
  в статьях 37 и 38 ФЗ "О недрах" в качестве разных госорганов
названы "органы государственного геологического контроля",
"органы государственного геологического надзора" и
"природоохранные и иные контрольные органы";
  в статьях 26 и 36 ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном
море и прилежащей зоне Российской Федерации" в качестве
самостоятельных госорганов указаны специально уполномоченные
"федеральный орган исполнительной власти по природным ресурсам"
и "федеральный орган исполнительной власти по охране
окружающей среды";
  в статьях 17, 18, 29 ФЗ "Об исключительной экономической зоне
Российской Федерации" к самостоятельным госорганам отнесены
"специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти
по охране окружающей среды" и "специально уполномоченный федеральный
орган исполнительной власти по вопросам геологии и использованию недр".
    Таким образом, обжалуемый Указ Президента РФ противоречит
вышеуказанным федеральным законам, т.е. является незаконным в части
ликвидации Госкомэкологии и слияния этого государственного органа,
осуществлявшего экологический контроль (в том числе, и за
природопользованием), с органом, ответственным за использование лесов,
вод и недр, и, следовательно, противоречит также ст. 90 (3)
Конституции РФ, устанавливающей, что Указы Президента не должны
противоречить федеральным законам, и ст. 15 (1 и 2), обязывающую органы
государственной власти и должностных лиц соблюдать Конституцию
Российской Федерации и законы.
    Аналогичным образом обжалуемый Указ является незаконным в
части ликвидации Федеральной службы лесного хозяйства России,
поскольку противоречит указанным статьям Лесного кодекса РФ,
ст. ст. 90 (3), 15 (1 и 2) Конституции РФ.
    Кроме того, данный Указ принят с грубыми нарушениями
природоохранного законодательства, чем нарушает права и законные
интересы граждан и их объединений.
  Статьей 11 ФЗ "Об экологической экспертизе" проекты правовых
актов Российской Федерации нормативного и ненормативного характера,
реализация которых может привести к негативным воздействиям на
окружающую природную среду, отнесены к объектам обязательной
государственной экологической экспертизы федерального уровня.
При этом Закон не указывает, прямыми или косвенными могут
быть эти последствия, немедленными или отдаленными во времени,
непосредственными или опосредованными, существенными или
несущественными, речь идет обо всех видах и формах возможных
негативных воздействий.
    Также Закон не указывает, что издаваемый акт должен оказать
негативные воздействия сам по себе, наоборот, речь идет о
возможности возникновения таких воздействий в результате
реализации издаваемого акта в любой форме, причем не исключается
его реализация в виде принятия последующих, базирующихся на
данном акте, решений госорганов.
  Ст.3 Закона устанавливает принцип обязательности проведения
государственной экологической экспертизы до принятия решения о
реализации любого объекта экспертизы.  Поскольку ст. 11 относит к
объектам экспертизы проекты правовых актов, то принятием решения
о реализации таких проектов со всей очевидностью следует считать
издание (подписание) соответствующего акта (в т.ч. Указа Президента).
    Закон не предоставляет ни Президенту, ни иному государственному
органу или должностному лицу права самостоятельно, до проведения
экспертизы, решать вопрос, может или не может издаваемый ими акт
привести к негативным воздействиям на окружающую среду.  Вопросы
возможности или невозможности таких последствий как раз и решаются
независимыми экспертами именно в процессе проведения государственной
экологической экспертизы, организуемой специально уполномоченным
государственным органом в соответствии со ст. ст. 1, 3, 7, 14, 15, 16,
18 и др. данного Закона.
    В соответствии со ст. 18 (5) Закона наличие положительного
заключения государственной экологической экспертизы является
обязательным условием реализации объектов экологической
экспертизы, в том числе проектов Указов Президента и иных правовых
актов ненормативного характера.  (Исключением являются
нормативные правовые акты, тем не менее, заключения на их проекты
обязательны к рассмотрению принимающими их органами
государственной власти - п. 5 этой же статьи).
    Поскольку, как уже было обосновано выше, обжалуемый Указ
является ненормативным правовым актом, на его проект в полной мере
распространялись требования законодательства об обязательном
проведении государственной экологической экспертизы и Президент
не имел права издавать данный Указ (в части реоргранизации
государственных органов охраны окружающей среды и природопользования)
без положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Т.е. обжалуемый Указ в этой части незаконен по порядку его принятия.
    Статья 3 ФЗ "Об экологической экспертизе" провозглашает
"гласность, участие общественных организаций (объединений), учета
общественного мнения" принципами экологической экспертизы.  Эти
принципы распространяются как на участие общественности в
государственной экологической экспертизе, так и на организацию и
проведение общественной экологической экспертизы: в ст. ст. 19-25
закреплены права граждан и общественных объединений на получение
и распространение соответствующей информации, на участие в принятии
решений органами государственной экологической экспертизы, на
инициирование и проведение общественной экспертизы.
    Указанные статьи Закона конкретизируют конституционные
права граждан на информацию (ст. 29 Конституции РФ), на участие в
управлении делами государства (ст. 32), на благоприятную
окружающую среду (ст. 42), а также конституционную обязанность
сохранять природу и окружающую среду (ст. 58).
    Принятие Президентом обжалуемого Указа (в части, касающейся
Госкомэкологии, Федеральной службы леснного хозяйства и
Минприроды) без положительного заключения государственной
экологической экспертизы и непредставление проекта этого акта на
государственную экологическую экспертизу нарушило права граждан
и их объединений на участие в государственной экологической
экспертизе, предусмотренные ст. ст. 3 и 19 ФЗ "Об экологической
экспертизе".
    Поскольку одновременно с государственной может проводиться и
общественная экологическая экспертиза того же проекта, материалы
для которой обязан представлять общественности федеральный
специально уполномоченный орган в области экологической
экспертизы (ст. 7 того же Закона), непредставление проекта Указа на
экспертизу в этот орган также создало препятствия осуществлению
гражданами и их объединениями прав на инициирование и проведение
общественной экологической экспертизы, предусмотренных ст. ст. 19-25
Закона. Одновременно Президентом были нарушены также ст. ст. 29 (4),
32 (1), 42 и 58 Конституции РФ.
    Ст. 30 ФЗ "Об экологической экспертизе" прямо относит к
нарушениям законодательства РФ об экологической экспертизе
непредставление документации на экологическую экспертизу, создание
препятствий организации и проведению экологической экспертизы
(причем, в обоих случаях имеется в виду как государственная, так и
общественная экспертиза), а также реализацию объекта экологической
экспертизы без положительного заключения государственной
экологической экспертизы.
    В соответствии с Преамбулой ФЗ "Об экологической экспертизе"
этот Закон направлен на реализацию конституционного права граждан
РФ на благоприятную окружающую среду.  Поэтому любое нарушение
данного Закона является одновременно нарушением конституционного
права граждан на благоприятную окружающую среду, закрепленного
ст. 42 Конституции страны.
    Кроме того, воспрепятствование выполнению экологических функций
общественными объединениями и гражданами отнесено к правонарушениям
должностных лиц статьей 14 Закона РСФСР "Об охране окружающей
природной среды".
    Ряд общественных организаций-заявителей по данному делу имеют
в своих Уставах в качестве уставных функций и/или основных
направлений деятельности организацию и проведение общественной
экологической экспертизы (Камчатская Лига независимых экспертов,
РОО Удмуртской республики "Юристы за экологию", Байкальский
Центр общественных экологических экспертиз, "Экологическая
вахта Сахалина", Магаданский центр окружающей среды).
Следовательно, принятие Президентом обжалуемого Указа без
представления его проекта на государственную экспертизу и без
информирования общественности о готовящемся акте создали
препятствия осуществлению уставных функций этих объединений
граждан.
    Таким образом, Президентом также были нарушен ФЗ "Об
общественных объединениях", ст. 17 которого гарантирует
обеспечение государством соблюдение прав и законных интересов
общественных объединений, а ст. 27 закрепляет их права на участие
в выработке решений органов государственной власти и на
осуществление в полном объеме своих полномочий для реализации
уставных целей.
    Поскольку в соответствии со ст. 3 данного Закона общественные
объединения способствуют реализации прав и законных интересов
граждан, в результате создания препятствий в реализации прав
общественных организаций на общественную экспертизу Президентом
также были нарушены и соответствующие права и законные интересы
граждан.
    Свобода деятельности общественных объединений гарантирована
статьей 30 Конституции РФ, следовательно, Президентом нарушена и
ст. 30 (1) Конституции.
    По поводу незаконной и необоснованной ликвидации Госкомэкологии
РФ и Федеральной службы лесного хозяйства России Президенту РФ были
официально направлены многочисленные обращения граждан, общественных
организаций, депутатов, ученых (в частности, одно из обращений было
принято на совместном заседании депутатов Госдумы и общественности
25 мая с.г.
    Ни на одно из обращений ответа получено не было ни в установленный
30-дневный срок, ни позднее. Таким образом, Президент грубо нарушил
действующий Указ Президиума Верховного Совета СССР "О порядке
рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан" от 12 апреля
1968 г. (в редакции Указа Президиума ВС СССР от 4 марта 1980 г.
N 1662-Х с изменениями и дополнениями, внесенными Указом Президиума
ВС СССР от 2 февраля 1988 г. N 8422-ХI).
    Поскольку право граждан на индивидуальные и коллективные
обращения гарантировано статьей 33 Конституции РФ, не ответив на
эти обращения, Президент нарушил также ст. 33 Конституции.
    Совершив грубые нарушения всех вышеуказанных норм
Конституции Российской Федерации и федеральных законов,
затрагивающих права и законные интересы граждан и их объединений,
Президент РФ нарушил ст. 80 (2) Конституции, провозглашающую
его гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.
    Принятие обжалуемого Указа Президента РФ от 17 мая 2000 г.
N 867 повлекло за собой целую серию вытекающих из него незаконных
решений государственных органов.
    6 июля 2000 г. было принято постановление Правительства РФ
"Вопросы Министерства природных ресурсов" N 495, конкретизирующее
данный Указ в отношении возложения функций упраздненного
Государственного комитета РФ по охране окружающей среды на
Министерство природных ресурсов РФ.
    При подготовке и принятии обжалуемого постановления
Правительства были допущены практически те же нарушения, что и
при подготовке и принятии обжалуемого Указа Президента.
    Так, слияние контрольных экологических полномочий с
полномочиями по регулированию природопользования в одном
государственном органе исполнительной власти нарушает ст. ст. 131,
133, 135, 136 Лесного кодекса РФ; ст. ст. 77, 78, 81, 83 Водного
кодекса РФ; ст. ст. 37, 38 ФЗ "О недрах"; ст. ст. 26, 36 ФЗ "О
внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей
зоне Российской Федерации"; ст. ст. 17, 18, 29 ФЗ "Об
исключительной экономической зоне Российской Федерации".
    В соответствии со ст. 11 ФЗ "Об экологической экспертизе"
проекты правовых актов Правительства РФ, могущие привести к
негативным воздействиям на окружающую среду, подлежат обязательной
государственной экологической экспертизе федерального уровня, а в
соответствии со ст. ст. 19-25 являются также и объектами
общественной экологической экспертизы.
    Следовательно, не представив проект обжалуемого постановления
на государственную экологическую экспертизу и не проинформировав
общественность о готовящемся решении, Правительство РФ нарушило
ст. ст. 15 (1 и 2), 29 (4), 30 (1), 32 (1), 33, 42, 58 Конституции РФ;
ст. 14 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды"; Преамбулу
и ст. ст. 1, 3, 7, 11, 14, 15, 16, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 30
ФЗ "Об экологической экспертизе"; ст. ст. 3, 17, 27 ФЗ "Об общественных
объединениях".
    Следующими в цепи незаконных актов были приняты приказы Министерства
природных ресурсов РФ от 19 июля 2000 г. N 184 "О создании Федерального
государственного учреждения "Государственная экологическая экспертиза"
и от 27 июля 2000 г. N 189 "Об утверждении Устава Федерального
государственного учреждения "Государственная экологическая экспертиза".
    Поскольку они были приняты во исполнение обжалуемого постановления
Правительства РФ от 6 июля 2000 г. N 495 и так же не представлены на
государственную и общественную экологическую экспертизы, при их
подготовке и принятии были нарушены те же конституционные и
законодательные нормы, что и при подготовке и принятии обжалуемого
постановления Правительства.
    Кроме того, обжалуемые приказы грубо нарушают ст. 10 ФЗ "Об
экологической экспертизе", устанавливающую, что государственная
экологическая экспертиза организуется и проводится специально
уполномоченным государственным органом. Законодательством не
предусмотрено делегирование данных полномочий юридическим лицам, не
являющимся госорганами.
    Обжалуемыми приказами Минприроды РФ незаконно передало одну из
функций государственного управления - организацию и проведение
государственной экологической экспертизы иному юридическому лицу -
учреждению.  Уставом созданного учреждения вообще не предусмотрена
возможность реализации гражданами и общественными организациями их
прав на участие в государственной и общественной экологических
экспертизах.  Следовательно, эти права не только были нарушены в
прошлом, при принятии данных приказов, но и были созданы препятствия
для реализации прав в будущем.
    Таким образом, четыре обжалуемых акта представляют собой серию
взаимосвязанных, последовательно вытекающих один из другого, актов
государственных органов, в комплексе нарушающих права и законные
интересы граждан и их объединений и создающих препятствия для
реализации этих прав и интересов в будущем.
    На основании изложенного, в соответствии со ст. ст. 42, 45, 46,
47 Конституции РФ, ст. ст. 11, 12, 13 ГК РФ, ст. ст. 239-1, 239-2 ГПК
РСФСР, Законом "Об обжаловании в суд действий и решений,
нарушающих права и свободы граждан"

    ПРОСИМ:
 1. Признать жалобу обоснованной.
 2. Признать недействительными:
 - Указ Президента РФ от 17 мая 2000 г. N 867 в части упразднения
Государственного Комитета РФ по охране окружающей среды и Федеральной
службы лесного хозяйства России, а также передачи их функций
Министерству природных ресурсов РФ;
 - постановление Правительства РФ от 6 июля 2000 г. N 495;
 -приказы Министерства природных ресурсов РФ от 19 июля 2000 г.
N 184 и от 27 июля 2000 г. N 189.
 3. Обязать Президента Российской Федерации, Правительство
Российской Федерации, Министерство природных ресурсов Российской
Федерации  и другие государственные органы прекратить применение
Указа Президента РФ от 17 мая 2000 г. N 867 в части упразднения
Государственного Комитета РФ по охране окружающей среды и
Федеральной службы лесного  хозяйства России, а также передачи их
функций Министерству  природных ресурсов РФ; постановления
Правительства от 6 июля 2000 г. N 495; приказов Министерства природных
ресурсов от 19 июля 2000 г. N 184 и от 27 июля 2000 г. N 189.
 4. Восстановить положение, существовавшее до издания Указа Президента
от 17 мая 2000 г. N 867 в отношении Государственного Комитета РФ по
охране окружающей среды и Федеральной службы лесного хозяйства России.
 5. Обязать Президента РФ дать обоснованный ответ на обращение
депутатов Государственной Думы и общественности от 24 мая 2000 г.
    ПРИЛОЖЕНИЯ (идет перечисление)
    ПОДПИСИ: В.Л.Мищенко, Н.А.Попова, В.К.Горохов, С.В.Бойцов.
    За граждан и организации по доверенностям - президент Института
эколого-правовых проблем "Экоюрис" В.Л.Мищенко

   Источник: [ENWL-inf] Жалоба в Верховный суд РФ, 6 сентября 2000 г.

Перейти к началу страницы