Союз "За химическую Безопасность"
экология и права человека
Об издании
Содержание и поиск
Последний выпуск
Предыдущий выпуск
журнал Индекс
Index
Выпуск 151, 27 августа 2000
                                       Навстречу диктатуре закона

     БУДНИ ДЕМОКРАТИИ: ОТ БОЛЬШОГО УХА ДО КОМИССАРА В ШЛЕМЕ

    БОЛЬШОЕ УХО
    Министерство связи внедряет СОРМ
    Сообщается, что Леонид Рейман подписал приказ о порядке
внедрения системы оперативно-розыскных мероприятий.
    Как сообщает агентство деловой информации "Монитор", глава
Министерства связи России Леонид Рейман подписал приказ "О порядке
внедрения системы технических средств по обеспечению оперативно-
розыскных мероприятий (СОРМ) на сетях телефонной, подвижной и
беспроводной связи и персонального радиовызова общего пользования".
    Таким образом, эта система все-таки будет внедряться на территории
России, несмотря на скандалы с аналогами СОРМ за рубежом и тот факт,
что Верховный Суд Росcии признал внедрение системы неправомерным.
    Источник: http://www.internet.ru/article/lentanews/2000/08/21/3817.html
                          *   *   *
                                        N 130 от 25.07.2000
    "О порядке внедрения системы технических средств по обеспечению
оперативно-розыскных мероприятий на сетях телефонной, подвижной и
беспроводной связи и персонального радиовызова общего пользования"
    Во исполнение Федерального закона от 12.08.95 N 144-ФЗ "Об
оперативно-розыскной деятельности" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1995, N 33, ст.3349; 1997, N 29 ст.3502; 1998,
N 30, ст.3613; 1999, N 2, ст.233; 2000, N 1, ст. 8), а также
Федерального закона от 03.04.95 N 40-ФЗ "Об органах Федеральной службы
безопасности в Российской Федерации" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1995, N 15, ст.1269; 2000, N 1, ст.9) для
проведения оперативно-розыскных мероприятий на электронных телефонных
станциях, центрах коммутации систем подвижной и беспроводной связи, а
также системах персонального радиовызова общего пользования,
находящихся в эксплуатации и вводимых в эксплуатацию, на сетях
электросвязи, входящих в состав взаимоувязанной сети связи Российской
Федерации, независимо от форм собственности и ведомственной
принадлежности, должны устанавливаться технические средства для
обеспечения оперативно-розыскных мероприятий (далее - СОРМ).
    Приказываю:
  1. Установить следующий порядок внедрения СОРМ на сетях телефонной,
подвижной и беспроводной связи и сетях персонального радиовызова общего
пользования:
  1.1. Операторами связи составляется план мероприятий по внедрению
технических средств СОРМ в объемах, не превышающих технические
требования к техническим средствам СОРМ. Примерная форма плана
мероприятий по внедрению технических средств СОРМ на сети оператора
приведена в приложении к данному приказу.
  1.2. План мероприятий по внедрению технических средств СОРМ на
конкретных типах электронных телефонных станций, центрах коммутации
систем подвижной и беспроводной связи, а также системах персонального
радиовызова общего пользования (далее - коммутационное оборудование)
согласовывается с территориальными органами ФСБ России. Операторы
связи, ранее согласовавшие в установленном порядке план мероприятий по
внедрению технических средств СОРМ на коммутационном оборудовании,
вправе руководствоваться имеющимся планом.
  1.3. План мероприятий по внедрению технических средств СОРМ на
коммутационном оборудовании представляется в управление по надзору за
связью и информатизацией в соответствующем субъекте Российской Федерации.
  1.4. Установка технических средств СОРМ, отвечающих техническим
требованиям, утвержденным приказами Госкомсвязи России от 20.04.99 N 701
"О технических требованиях к системе технических средств для обеспечения
функций оперативно-розыскных мероприятий на сетях электросвязи Российской
Федерации", Гостелекома России от 09.07.99 N 152 "О технических
требованиях СОРМ в транкинговых системах подвижной радиотелефонной связи",
Минсвязи России от 29.11.99 N 23 "О технических требованиях к каналам
обмена информацией между СОРМ и ПУ в транкинговых системах подвижной
радиотелефонной связи" на находящемся в эксплуатации и вновь вводимом в
эксплуатацию коммутационном оборудовании производится в соответствии с
планами мероприятий по внедрению технических средств СОРМ, согласованными
с территориальными органами ФСБ России. При этом допускается по
согласованию с территориальными органами ФСБ России установка на
находящемся в эксплуатации и вновь вводимом в эксплуатацию коммутационном
оборудовании технических средств СОРМ, реализованных не в полном объеме
технических требований, утвержденных федеральным органом исполнительной
власти в области связи. В этом случае спецификация технических средств
СОРМ, устанавливаемых на коммутационном оборудовании, согласовывается с
территориальными органами ФСБ России. Необходимость и сроки проведения
модернизации технических средств СОРМ для обеспечения выполнения
технических требований в полном объеме определяются представителями
территориальных органов ФСБ России совместно с операторами связи.
  1.5. Приемка в эксплуатацию технических средств СОРМ на объекте
электросвязи осуществляется комиссией, включающей представителей
оператора связи и ФСБ России. Акт приемки представляется в управление
по надзору за связью и информатизацией в соответствующем субъекте
Российской Федерации.
  2. Операторам связи:
  2.1. Осуществлять приобретение и установку технических средств СОРМ
на коммутационном оборудовании при наличии в сертификате соответствия
информации о выполнении конкретным коммутационным оборудованием
технических требований к техническим средствам СОРМ.
  2.2. Обеспечивать возможность проведения оперативно-розыскных
мероприятий на сетях, имеющих коммутационное оборудование, в котором
не могут быть реализованы технические требования к техническим
средствам СОРМ, для чего по согласованию с территориальными органами
ФСБ России предоставлять в установленном порядке специальные
технологические помещения с необходимыми коммуникациями, гарантированным
энергоснабжением, линиями, каналами связи и линейно-кабельными
сооружениями.
  2.3. Считать работы по внедрению технических средств СОРМ на сетях
электросвязи конфиденциальными и проводить их ограниченным кругом
специалистов по согласованию с органами ФСБ России.
  2.4. Принимать согласованные с ФСБ России меры к недопущению
раскрытия организационных и технических приемов проведения
оперативно-розыскных мероприятий.
  2.5. Учитывать, что проведение оперативно-розыскных мероприятий,
ограничивающих конституционные права граждан на тайну телефонных
переговоров и сообщений, передаваемых по сетям электросвязи, а также
передача сведений об этих сообщениях допускается только на основании
судебного решения или в соответствии с порядком, предусмотренным
статьей 8 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности".
  2.6. Учитывать, что передача в правоохранительные органы информации
об оказанных абоненту услугах связи осуществляется в порядке,
определенном Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности".
Ответственность за соблюдение законности при организации и проведении
оперативно-розыскных мероприятий в соответствии со статьей 22
Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" несут
руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Информация об абонентах, в отношении которых проводятся
оперативно-розыскные мероприятия, а также решения, на основании которых
проводятся указанные мероприятия, операторам связи не предоставляются.
  2.7. Учитывать, что оперативно-розыскные мероприятия, связанные с
прослушиванием телефонных разговоров и снятием информации с каналов
связи, проводятся оперативно-техническими силами и средствами ФСБ
России или МВД России в порядке, определяемом статьей 6 Федерального
закона "Об оперативно-розыскной деятельности" и Указом Президента
Российской Федерации от 01.09.95 N 891 "Об упорядочении организации
и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием
технических средств" (Собрание законодательства Российской Федерации,
1999, N 24, ст.2954).
  2.8. Учитывать, что:
 * реализация технических требований СОРМ на коммутационном оборудовании
и оснащение станционного оборудования СОРМ необходимой каналообразующей
аппаратурой осуществляется оператором связи;
 * работы по организации линий (каналов) связи между станционным
оборудованием СОРМ и ПУ осуществляются территориальными органами ФСБ
России с участием оператора связи по согласованным планам;
 * работы по реализации требований к СОРМ на ПУ осуществляются
территориальными органами ФСБ России.
  2.9. Учитывать, что:
 * эксплуатацию технических средств СОРМ, входящих в состав
коммутационного оборудования, осуществляет оператор связи;
 * эксплуатацию каналообразующей аппаратуры для организации канала
связи с ПУ, расположенной на объекте связи, осуществляет оператор
связи в порядке, согласованном в ФСБ России;
 * эксплуатацию канала связи с ПУ осуществляют органы ФСБ России или
операторы связи (в зависимости от принадлежности канала).
  3. Контроль за выполнением приказа возложить на первого заместителя
Министра Российской Федерации по связи и информатизации Ю.А.Павленко.
  4. Направить данный приказ на государственную регистрацию в
Минюст России.
        Л.Д.Рейман
        Министр Российской Федерации по связи и информатизации
                          *   *   *
    План мероприятий по внедрению технических средств СОРМ
на сети электросвязи оператора ____________________
при предоставлении им услуг _______________________
в соответствии с лицензией Минсвязи России N ______
на коммутационном оборудовании___________________
  1. Согласование с представителем территориальных органов ФСБ России
спецификации на оборудование СОРМ в соответствии с Техническими
требованиями____________________, утвержденными приказом Федерального
органа исполнительной власти в области связи от ______ N ________
  Срок:
  2. Заключение контракта на закупку оборудования СОРМ.
  Срок:
  3. Проведение пуско-наладочных работ оборудования СОРМ.
  Срок:
  4. Проведение приемо-сдаточных испытаний оборудования СОРМ.
  Срок:
  5. Начало опытной эксплуатации оборудования СОРМ, устранение
недостатков, выявленных при этом представителями территориальных
органов ФСБ России.
  Срок:
  6. Сдача СОРМ в эксплуатацию.
  Срок:
  Представитель территориального Органа ФСБ России
                            ____________ (подпись)
  Руководитель предприятия
                            ____________ (подпись)
        Источник: http://www.telenews.ru/lawtext.phtml?id=29
             О.Панфилов, Центр экстремальной журналистики,
             25 августа 2000 г., panfilov@nispi.ru

    КОМИССАРЫ В ПЫЛЬНЫХ ШЛЕМАХ
    Что готовит власть?
    В редакцию попали несколько обширных фрагментов сводного плана по
созданию глобальной общероссийской пропагандистской государственной
машины и ее использованию в ходе реформ. Создан он по заказу
администрации президента ее же сотрудниками и Фондом эффективной
политики. Чего авторы и не скрывают: "Внешние исполнители (ФЭП, ФОМ),
отвечающие за формирование пропагандистских клише и формул.., действующие
в коммуникативной сфере (СМИ, каналы массовых коммуникаций)".
    Сам план вспомогательный, обслуживает грядущие реформы и политические
изменения. Фрагменты позволяют его реконструировать. А главное, впервые
выяснить истинные намерения Кремля без гаданий и предположений. Ведь
анализ событий за июль-август ясно указывает, что план не липовый и
давно уже выполняется в меру талантов власти.
    "Сфера действия - реальная массовая среда и выходящие на нее
коммуникации общенациональных СМИ, политические партии, общественные
движения, профессиональные союзы, сообщества коммуникаторов (эксперты,
журналисты, ньюсмейкеры)".
    При чтении документа мы не поддались магии его поистине эпического
размаха. Его авторы, по всей видимости, люди способные, но молодые. Они
подошли к заказу с позиций чистой технологии. Поэтому и отнеслись мы к
документу именно как к плану. Как к согласованным намерениям части
пришедших к власти людей. Как он будет реализован, увидим в декабре.
    В план заложена возможность корректировки, но весьма ограниченная.
Итак, в конце августа или в сентябре правительством РФ будет предложен
пакет давно назревших реформ в экономике. Речь идет о страховой
медицине, накопительной пенсии, реформе жилищно-коммунального хозяйства,
реструктуризации ТЭКа и "Газпрома". Основную нагрузку планируется за
неимением других источников возложить на население. Вся тяжесть ляжет
на местные бюджеты и карман рядового гражданина. Такие же реформы были
проведены в Прибалтике и Восточной Европе. Претворение в жизнь изрядно
опоздавших планов, подготовленных под руководством Грефа, требует от
Путина и его окружения политического мужества и решимости. Его
предшественники просто трусили и откладывали дело в долгий ящик. Вот
здесь-то и проявилась главная слабость разрозненной президентской рати.
Путин приведен к власти чисто технологическими приемами, без заявок на
стратегию и политическую мудрость. Поэтому его команда сама не верит в
основательную долгосрочную поддержку той переменчивой части населения,
что голосовала за "Единство". И весь план призван до декабря с.г.
парализовать возможные возражения бедного народа с помощью тотальной
пропаганды. Чисто советское решение.
    Вот что для этого предусматривается.
    Всю пропаганду построить так, чтобы ответственность за реформы и
ухудшение жизни населения несло правительство. Вводится даже термин
"действующий премьер". Президент продолжает стрелять из пушек, метать
бумеранги, делать грозные заявления. Никто не должен связывать его
образ с коммунальными платежами или ростом цен.
    Полностью подчинить себе большинство центральных и региональных
СМИ. Механизмы управления редакционной политикой не раскрываются. Они
и так всем известны. Обратим лишь внимание на скромный пункт плана на
июль-август: "вопрос об успехе программы реформ в информационном поле
должен быть решен положительно". В переводе с канцелярского это означает
приговор "Медиа-Мосту" и другим, пока еще не зависимым от Кремля СМИ.
Этот пункт лишь отражает конкретные планы ФСБ, Генпрокуратуры и
Минпечати по ликвидации независимости СМИ.
    "Запустить механизм координации информационных действий и
пропаганды. ДПИ передается право координации и управления
пресс-службами госструктур".
    Создать вертикальную, управляемую из Кремля, "Александр-хауса" и с
Зубовской площади глобальную систему управления подчиненными СМИ.
Управление будет осуществляться через 7 окружных информационных
представительств правительства, "выстраивание системы пропаганды
Центр - Округ". Там же, в округах, будут тщательно отслеживать все
материалы местных СМИ для принятия решений, в т.ч. и в широком
смысле цензурных.
    "Формируется новая панель экспертов и журналистов, которая
приобретает доминирующее влияние на СМИ и коммуникаторов".
    Полностью поменять устоявшийся нынче набор "имен журналистов и
экспертов, имеющих доминирующее влияние на СМИ и коммуникаторов".
Проще говоря, завершить к октябрю-ноябрю кадровую революцию в
журналистском корпусе и среди экспертов. Заменив ныне раскрученных, но
"неуправляемых" людей на своих, хотя и не таких ярких. К концу октября
(согласно плану) "приговоренным" журналистам и экспертам перебраться
будет уже некуда. Все СМИ должны будут в важнейших кадровых решениях
учитывать не афишируемое мнение Кремля. Они должны будут тихо сгинуть,
уступив место новым или вовремя присягнувшим старым звездам политтусовки.
    "Начать процесс замены спикеров в левом движении. Сформировать
радикальную правую платформу... Замена спикеров от оппозиции, внедрение
новой группы спикеров левого движения".
    Манипулируя СМИ по всей России, создать два управляемых из одного
центра муляжа политических партий. Это "Единство" как эрзац правой партии
и "Россия" во главе с Селезневым слева. Забавно, что их конкретные
документы и программы на будущее в значительной степени верстают в одной
организации одни и те же люди. Раскол и последующая ликвидация левой
оппозиции к декабрю прямым текстом объявлены наиважнейшей задачей. Кто
бы спорил, что она тянет нас в прошлое? Но подмена Кремлем публичного
политического процесса его имитацией вызывает неприятие. Неуправляемая
правая оппозиция тоже должна сгинуть. Либо стать управляемой. Потихоньку
убирая с полос и из эфира коммунистов и "Яблоко", Кремль предложит нам
взамен благонамеренные споры подчиненных Грызлова и Селезнева. Впору
вспомнить Рыбкина и Черномырдина. Но главная роль достанется Селезневу.
Именно "новые левые" призваны будут утихомирить профсоюзы и
коммунистический электорат, когда осенью правительство повысит плату
за жилье и предложит им самим копить на пенсию и врачей.
    Запустив машину тотальной пропаганды на полные обороты, государство
намеревается проводить общенациональную кампанию "позитивных образцов,
площадок экономического роста, успешного хозяйствования". При этом
предполагается постепенно оттеснить с экрана сюжеты, вызывающие у
обывателя неприятные вопросы. Приведем конкретный пример. С чего бы
это в относительно благополучный летний период в пров инции начались
повальные отключения энергии? А с того, что если к зимеповысят цены, но
отключения прекратят, потребитель согласится на такую реформу, лишь бы
прекратился нынешний беспредел. Этот пункт выполняется пока вяло, но
неукоснительно.
    "Формирование в левом движении (партии и группы, образующиеся в
ходе распада КПРФ) платформы сторонников мобилизационных реформ.
    Всем монополизировавшим слово "патриот" в качестве приманки
предлагается идея "мобилизационных реформ". Как при Сталине или Петре I.
Смысл ясен: Россия в опасности, все в единый кулак, и пусть плачет
меньшинство. Такая постановка вопроса согреет сердце многим - от
Глазьева до Проханова. Сам термин тихой сапой уже вводится в
политический оборот.
   Итак, круг СМИ, которые власть к августу определила в свою конюшню,
определился. Но многие пока энтузиазма не проявляют, а работают на
платной основе. Потихоньку "затирается" Явлинский, но набирает обороты
Немцов. Серое "Единство" к роли интеллектуального лидера явно не готово.
И пока пытается выехать на технологии. Достаточно вспомнить так
неадекватно раскрученный нашими СМИ визит к республиканцам за океан.
Суета, в общем. Новой когорты лидеров журналистики пока не видно. Судя
по всему, план отстает в исполнении на месяц. Новые эксперты появились,
но настолько слабые, что диву даешься. Социал-демократический муляж
"Россия" успел лишь заявить о своем рождении. А ведь по плану он в
августе уже должен "расколоть единую левую позицию в отношении реформ".
В сентябре этот раскол "должен стать общепризнанным фактом". Поживем -
увидим.
    Планы тотального управления всеми СМИ из обновленного
идеологического отдела ЦК КПСС и подмены реального политического
процесса театральным действом властей рождаются только от недоверия
к собственному народу. От боязни реальной жизни. Именно поэтому в плане,
отражающем намерения Волошина или его преемников, в принципе не
предусмотрена оппозиция. Не предусмотрено становление по-настоящему
независимых профсоюзов как равноправного участника политического
процесса. Никто не собирается укреплять независимый суд.
    Причины, по которым марионетки ползут в этот театр, не важны. Ни
страх, ни дурость, ни деньги не снимают вопроса о личной ответственности.
Будучи созданной и единожды испытанной (для самых благих целей), новая
машина тотальной пропаганды станет последним соблазном власти. Первые
два соблазна - подчинение законодательной власти и суда - победили наше
нетвердое в умах начальство. Даже создатели этой машины могут думать,
что клепают ее под себя в качестве одноразового шприца. А выйдет, что
построили для других, и надолго. Не хочется думать, что навсегда. Любой
президент сохранит такой шприц у сердца до очередных выборов. И другим
с ним баловаться не позволит.
    Гораздо важнее сейчас другое. Создание и содержание в рабочем
состоянии государственного агитпропа требует больших денег. Это не
коммерческий механизм. Он не приносит доходов напрямую. У государства
лишних средств тоже нет. Из чьих "взносов" они складываются, мы не
знаем. Вот вопросы, прояснение которых поможет понять истинные
политические процессы, отражением которых стали громкие действия
властей этим летом, да и сам этот план.
    Является ли Березовский подневольным исполнителем роли
"конструктивного оппозиционера", вися на крючке следствия? Если нет,
то кому достанется финансирование ОРТ? Кому планируется передать
сладкое право финансировать НТВ, если его удастся отнять у Гусинского?
    Нет сомнений, что на владение двумя ведущими каналами должны быть
поставлены не только денежные, но и особо доверенные товарищи. Пока,
кроме тусовки Романа Абрамовича, претендентов не видно. Есть фигуры и
более доверенные, но пока без денег.
    Похоже, что составители изложенного плана несут нам ограниченную
автаркию и неограниченный патернализм. Несут вслед за Сухарто,
Маркосом, Робертом Мугабе и Стресснером. Несут вопреки планам самого
Грефа, а значит, не все так просто наверху. Иначе нас ждет искренний
симбиоз аппарата со специфическими корпоративными (чекистскими)
представлениями об интересах общества и двух-трех суперолигархов, не
заинтересованных в международной интеграции (сырьевики). Еще это
означает ограниченный рынок, ликвидацию разделения властей (с
сохранением декораций) и институтов общественного контроля да полностью
закрытый процесс перераспределения национального дохода. Все конфликты
регулируются бюрократией в досудебном порядке. Мечта чиновника.
       "Новая газета", 14 августа 2000 г., http://novayagazeta.ru/
        Источник: О.Панфилов, Центр экстремальной журналистики,
                  panfilov@nispi.ru.

Перейти к началу страницы