Союз "За химическую Безопасность"
экология и права человека
Об издании
Содержание и поиск
Последний выпуск
Предыдущий выпуск
журнал Индекс
Index
Выпуск 137, 8 августа 2000
                    Право на жизнь без ядерного мусора и Минатома


          МИНАТОМ ПРИКОРМИЛ ЭКОЛОГОВ И ПАРЛАМЕНТАРИЕВ
                   (Егор Лигачев и другие)

    "ЭКОЛОГИ"

    В последнем номере АТОМПРЕССА (N 25б, июль 2000, стр.3)
опубликована на полстраницы статьи "Экологи объединяются под
знаменами Минатома" в форме интервью с Исполнительным директором
"Экологического конгресса", инициатором его создания В.Лебеденко,
кто есть Генеральный директор Союза территорий и предприятий
атомной энергетики.
    В статье сообщается что создано "политическое общественное
движение "Экологический конгресс". В Политсовет движения вошли
"ведущие политические лидеры, государственные деятели высокого
ранга, всемирно известные ученые" в том числе
* академик Р.Нигматулин (заместитель председателя Комитета по
экологи Государственной Думы),
* губернатор Воронежской области И.Шабанов,
* вице-президент РНЦ "Курчатовский институт" академик
  Н.Пономарев-Степной,
* заместитель председателя Комитета по промышленности Госдумы
  Я.Швыряев.
    "...главная цель движения - предотвращение в будущем
экологичечской катастрофы из-за влияния парникового эффекта".
    ...Кроме того мы поставили перед собой задачу... попытаться
разработать совместную программу создания электромобиля ХХI века."
    "...как экологическому движению нужен Минатом, так и Минатому
не обойтись без серьезной поддержки экологов. Таким образом, интерес
у нас обоюдный".
    "Задача движения - собрать... ученых и специалистов России,
которые будут квалифицированно давать экологические заключения по
перспективным проектам, внося свой вклад в общественную экспертизу
не методом эмоционального восприятия отдельных элементов, а исходя
из имеющихся научных и технических данных проекта. Давать оценку
таким высокотехнологическим проектам... могут только специалисты.
Ни одна домохозяйка на подобные вопросы ответить не сможет".
    "Мы должны влиять на процессы избрания в руководящие органы
политической власти как в регионах, так и в государстве в целом."
    "На сегодняшний день отделения "Экологического конгресса" созданы
в 124 регионах страны, еще в 15-ти их создание подходит к завершающей
стадии."
    Среди того, что уже сделано отделениями ЭК:
* параллельная общественная экологическая экспертиза РостАЭС ("в
  основном положительная");
* "удалось доказать неправомерность проведения в 1994 г. областного
  референдума Костромской атомной станции".
           А.В.Яблоков, 28 июля 2000 г., yablokov@voxnet.ru

    "ПАРЛАМЕНТАРИИ"

         ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА N 38
          ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
                      18 июля 2000
17. О проекте федерального закона "О внесении дополнения в статью
50 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" (в части
ввоза облученных тепловыделяющих сборок на временное хранение или
переработку) - вносят депутаты Государственной Думы В.П.Войтенко,
С.Н.Гвоздева, М.И.Гришанков, К.Б.Зайцев, В.Д.Кадочников,
В.В.Каретников, Е.К.Лигачев, Г.К.Леонтьев, Р.И.Нигматулин,
В.С.Опекунов, А.Г.Пузановский и члены Совета Федерации
Н.А.Ганза и С.Н.Рябухин.

    Принято решение:
1. Направить указанный проект федерального закона Президенту
Российской Федерации, в комитеты, комиссию Государственной Думы,
депутатские объединения в Государственной Думе, Совет Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации, законодательные
(представительные) органы государственной власти субъектов
Российской Федерации для подготовки замечаний и предложений, а
также на заключение в Правительство Российской Федерации и Правовое
управление Аппарата Государственной Думы. Назначить ответственным
в работе над проектом федерального закона Комитет Государственной
Думы по экологии, в который направить до 18 августа 2000 года
замечания и предложения.
2. Комитету Государственной Думы по экологии совместно с
Комитетом Государственной Думы по промышленности, строительству
и наукоемким технологиям (соисполнитель) с учетом поступивших
замечаний и предложений подготовить указанный проект федерального
закона к рассмотрению Государственной Думой.
         Первый заместитель Председателя
         Государственной  Федерального Собрания
         Российской Федерации Л.К.Списка
Вносится депутатами Государственной Думы
В.П.Войтенко, С.Н.Гвоздевой, М.И.Гришанковым, К.Б.Зайцевым,
В.Д.Кадочниковым, В.В.Каретниковым, Е.К.Лигачевым, Г.К.Леонтьевым,
Р.И.Нигматулиным, B.C.Опекуновым, А.Г. Пузановским,
членами Совета Федерации Н.А.Ганзой, С.Н.Рябухиным.
                                               Проект 2000 г.
                РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
                  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
     О внесений дополнения в статью 50 Закона РСФСР
         "Об охране окружающей природной среды"
Статья 1. Статью 50 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной
среды" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и
Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 10, ст.457) дополнить
пунктом 4 следующего содержания:
"4. Ввоз из иностранных государств облученных тепловыделяющих сборок
ядерных реакторов на временное хранение и (или) переработку
разрешается, если по соответствующему проекту проведены государственные
экспертизы условий обращения с ввозимыми материалами, обосновано общее
снижение радиационного риска и повышение экологической безопасности в
результате реализации проекта; существуют административные и
технические возможности, а также нормативная правовая основа и
регулирующие органы, необходимые для обращения с облученными
тепловыделяющими сборками и радиоактивными отходами,
образующимися при их переработке. Порядок ввоза облученных
тепловыделяющих сборок устанавливается Правительством Российской
Федерации исходя из основных принципов охраны окружающей природной
среды и экономических интересов общества, принимая во внимание
приоритетность права возвратить или обеспечить возвращение
образовавшихся после переработки радиоактивных отходов в
государство происхождения радиоактивных материалов.".
Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его
официального опубликования. Предложить Президенту Российской
Федерации привести в соответствие с настоящим Федеральным законом
свои нормативные правовые акты. Правительству Российской Федерации
привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим
Федеральным законом.
            Президент Российской Федерации
    Подписи:
    Депутаты Государственной Думы:
В.П.Войтенко, М.И.Гришанков, В.Д.Кадочников, Е.К.Лигачев,
Р.И.Нигматулин, А.Г.Пузановский, С.Н.Гвоздева, К.Б. Зайцев,
В.В.Каретников, Г.К.Леонтьев, B.C. Опекунов;
    члены Совета Федерации: Н.А.Ганза, С.Н.Рябухин.

                   Пояснительная записка
    к проекту федерального закона "О внесении дополнения
      в статью 50 Закона РСФСР "Об охране окружающей
                     природной среды"
 1. Предмет законодательного регулирования. Концепция законопроекта.
    Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" сыграл
значительную положительную роль в становлении демократической
законодательной базы нашей страны, гарантируя гражданам России
обеспечение таких их основополагающих прав, как право на жизнь в
благоприятных экологических условиях, на охрану их здоровья и
здоровья их потомков от возможных негативных последствий любой
индустриально-промышленной деятельности, в том числе связанной и с
использованием атомной энергии. Однако, развитие атомной энергетики
как в России, так и за рубежом выявило отдельные пробелы в правовом
регулировании ввоза на территорию Российской Федерации радиоактивных
материалов, включая облученные тепловыделяющие сборки, в целях их
временного хранения и (или) переработки. В связи с этим указанный
Закон, принятый в конце 1991 года, нуждается в дополнении.
Предлагаемые дополнения Закона "Об охране окружающей природной среды"
разрешают ввоз облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов с
целью их временного хранения и (или) переработки. Однако, как
специально оговорено в предлагаемом законопроекте, это может быть
осуществлено только в том случае, если будет обосновано, что в
результате произойдет общее снижение радиационного риска и повышение
экологической безопасности в Российской Федерации. Запрет на ввоз
радиоактивных отходов из зарубежных стран в целях хранения и тем
более захоронения остается абсолютным.
    Кроме того, новый пункт 4 статьи 50 Закона, предлагаемый к
принятию настоящим законопроектом, устанавливает общие условия,
которые должны выполняться при ввозе облученных тепловыделяющих
сборок ядерных реакторов для обеспечения технической и экологической
безопасности и социально-экономической эффективности данного вида
деятельности. При этом принимается во внимание приоритетность права
возвратить или обеспечить возвращение образовавшихся после
переработки радиоактивных отходов в государство происхождения
радиоактивных материалов.
 2. Обоснование необходимости принятия законопроекта.
    В 1992-1999 г.г. в Российской Федерации были приняты законодательные
акты общего характера, направленные на формирование и укрепление
экологического правопорядка и обеспечение экологической безопасности
на территории Российской Федерации. К их числу относятся, например,
федеральные законы "О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения", "Об использовании атомной энергии", "0 радиационной
безопасности населения", "Об экологической экспертизе". Принятием
этих законов практически полностью завершено построение системы
экологического законодательства России. Таким образом, в настоящее
время в Российской Федерации любая деятельность, связанная с
использованием атомной энергии, в том числе ввоз в страну в целях
временного хранения и (или) переработки облученных тепловыделяющих
сборок из других государств на взаимовыгодной экономической основе,
не может быть осуществлена иначе, кроме как с соблюдением всех
стандартов, норм и требований безопасности населения Российской
Федерации и окружающей среды.
    В этих условиях разрешение на ввоз облученных тепловыделяющих
сборок ядерных реакторов в целях их временного хранения и (или)
переработки, предусмотренное настоящим законопроектом,
представляется как необходимое и обоснованное. При этом следует
подчеркнуть, что рассматриваемая деятельность не противоречит
основополагающим принципам, установленным законом, является
экономически эффективной и при этом не только должна, но и может
быть осуществлена с обеспечением необходимого уровня безопасности
населения и окружающей среды. Действующие ограничения в отношении
этой деятельности неоправданно ухудшают условия экономического роста
Российской Федерации, обладающей соответствующими совершенными
технологиями, особенно если принять во внимание, что создание этих
технологий потребовало в свое время существенных материальных, и
других экономических затрат.
 3. Техническая возможность реализации мероприятий в случае
принятия законопроекта.
    На заседаниях Научно-технических советов Минатома России
были неоднократно "рассмотрены проблемы ядерного топливного
цикла, включая научно-технические аспекты обращения с
облученными тепловыделяющими сборками зарубежных АЭС. Было
подтверждено, что Российская Федерация имеет значительный опыт,
научно-технический и природный потенциал, инфраструктуру,
квалифицированные кадры и другие необходимые условия,
позволяющие обеспечить весь технологический цикл обращения с
облученными тепловыделяющими сборками, в том числе и
зарубежных АЭС.
    По уровню технологий и технических решений отечественные
проекты по этим вопросам не уступают лучшим мировым аналогам.
Полученные значительные финансовые ресурсы позволят использовать
имеющийся научно-технический и производственный потенциал и
обеспечить быструю реструктуризацию действующих промышленных
объектов ядерного топливного цикла под работу с зарубежными
облученными тепловыделяющими сборками. Проведенное сравнение
характеристик указанных сборок российских и зарубежных реакторов
показало отсутствие значительных препятствий в адаптации
отечественных технологий, транспортных средств, хранилищ и
производств для работы с зарубежным топливом. Развитие новых
технологий и ввод в эксплуатацию атомных энергетических реакторов
на быстрых нейтронах позволит эффективно использовать уран и
плутоний, выделенные из облученного топлива, а также экологически
безопасно переработать (трансмутировать) и захоронить продукты
деления в соответствии с принципом радиационной эквивалентности.
    В целом предлагаемый законопроект направлен на:
* стимулирование развития национальной экономики;
* повышение экологической безопасности Российской Федерации;
* обеспечение занятости трудовых ресурсов и использование
  уникального научно-технического потенциала;
* расширение внешнеэкономической деятельности Российской Федерации
  в области экспорта высоких технологий;
* получение дополнительных источников финансирования для повышения
  безопасности российских ядерных объектов.
    Предложения по изменению действующего Закона РСФСР
"Об охране окружающей природной среды" были согласованы,
Министерствами по атомной энергии, здравоохранения, торговли,
экономики Российской Федерации, Госкомэкологиии и Госатомнадзором
России, рассмотрены и одобрены Российской Академией Наук и
российским национальный центром "Курчатовский институт". В решении
Межведомственной комиссии Совета Безопасности N 5 от 24.12.99 г.
прямо говорится о необходимости внесения изменений и дополнений в
действующий Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды".
    Подписи:
    Депутаты Государственной Думы:
В.П.Войтенко, М.И.Гришанков, В.Д.Кадочников, Е.К.Лигачев,
Р.И.Нигматулин, А.Г.Пузановский, С.Н.Гвоздева, К.Б.Зайцев,
В.В.Каретников, Г.К.Леонтьев, B.C.Опекунов;
    члены Совета Федерации: Н.А.Ганза, С.Н.Рябухин.

          Финансово-экономическое обоснование
    Проект федерального закона "О внесении дополнения в
статью 50 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды"
не предусматривает расходов, покрываемых за счет федерального
бюджета, а также каких-либо иных изменений финансовых
обязательств государства.
    Более того, принятие Федерального закона "О внесении
дополнения в статью 50 Закона РСФСР "Об охране окружающей
природной среды" позволит получить существенные экономические,
социальные и экологические выгоды, связанные с оказанием на
коммерческой основе услуг зарубежным партнерам по временному
хранению и/или переработке отработавшего ядерного топлива,
ввозимого из иностранных государств на территорию Российской
Федерации.
    Это существенно расширит возможности внешнеторговой
деятельности Российской Федерации на рынке мировых услуг по
ядерному топливному циклу, который, по предварительным оценкам,
выполненным Минатомом России, в стоимостном выражении только
по услугам по хранению ОЯТ составляет порядка 20 млрд. долларов
США, а по услугам по переработке ОЯТ - свыше 4 млрд. долларов США.
    Протекционистская политика государства в области
экспортно-импортных операций в этом вопросе приведет к
положительным для Российской Федерации тенденциям на рынке
экспорта свежего ядерного топлива российского происхождения,
оказания услуг по переработке уранового сырья и экспорта в целом
российских технологий в страны, как уже достигшие значительного
уровня развития атомной энергетики, так и только начинающие
осваивать свои национальные ядерные программы. В итоге можно
прогнозировать благоприятные для Российской Федерации изменения
сложившейся в настоящее время структуры ядерного экспорта-
импорта в сторону, более характерную для стран с развитой
экономикой.
    Следует также отметить, что принятие настоящего законопроекта
позволит без дополнительных расходов из федерального бюджета
решить сложные внутренние проблемы (представляющие собой
внутригосударственную задачу) по финансированию специальных
федеральных и региональных экологических программ реабилитации
радиационно-загрязненных регионов Российской Федерации, в том числе
природо-восстановительных мероприятий на территориях, вовлеченных в
прошлом в производство ядерного оружия, и получивших в этой связи
серьезные радиоэкологические проблемы.
    Подписи:
    Депутаты Государственной Думы:
В.П.Войтенко, М.И.Гришанков, В.Д.Кадочников, Е.К.Лигачев,
Р.И.Нигматулин, А.Г.Пузановский, С.Н.Гвоздева, К.Б.Зайцев,
В.В.Каретников, Г.К.Леонтьев, B.C.Опекунов;
    члены Совета Федерации: Н.А.Ганза, С.Н.Рябухин.

              Перечень актов федерального законодательства
и иных нормативных - правовых актов, подлежащих признанию
утратившими силу, изменению, дополнению или принятию в
связи с принятием Федерального закона "О внесении
дополнения в статью 50 Закона РСФСР "Об охране
окружающей природной среды"

 1. Актов федерального законодательства, подлежащих признанию
утратившими силу в связи с принятием настоящего законопроекта, нет.
 2. В связи с принятием  настоящего законопроекта должны
быть внесены изменения в постановление Правительства Российской
Федерации от 29 июля 1995 г. г 773 "Об утверждении Порядка приема
для последующей переработки на российских предприятиях
отработавшего ядерного топлива зарубежных атомных электростанций
и возврата образующихся при его переработке  радиоактивных отходов
и материалов" с изменениями и дополнениями, внесенными
постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля
1998 г. N 775.
    Подписи:
    Депутаты Государственной Думы:
В.П.Войтенко, М.И.Гришанков, В.Д.Кадочников, Е.К.Лигачев,
Р.И.Нигматулин, А.Г.Пузановский, С.Н.Гвоздева, К.Б.Зайцев,
В.В.Каретников, Г.К.Леонтьев, B.C.Опекунов;
    члены Совета Федерации: Н.А.Ганза, С.Н.Рябухин.

                         *   *   *

    ЗАПОМНИМ ЭТИ ИМЕНА

Перейти к началу страницы