Союз "За химическую Безопасность"
экология и права человека
Об издании
Содержание и поиск
Последний выпуск
Предыдущий выпуск
журнал Индекс
Index
Выпуск 126, 22 июля 2000
                                               Диктатура закона?

              ОБЩЕСТВЕННОСТЬ ИЗГОНЯЮТ ИЗ СУДА

    7 июля Государственная Дума приняла во втором и третьем
чтениях Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений
в ГПК РСФСР", внесенный Верховным Судом РФ.
    В основе своей этот закон, равно как и принятый одновременно
аналогичный закон о внесении поправок в УПК, определяет
процессуальные полномочия мировых судей и районных судов как
апелляционной инстанции по отношению к мировым судьям и в этой
своей части не только не вызывает возражений, но остро необходим
для того, чтобы мировые суды наконец заработали. Однако
одновременно с основным блоком изменений в ГПК внесен и ряд других,
не относящихся к мировым судьям. Со многими из них можно
согласиться.
    Нельзя согласиться лишь с одним: из ГПК исключается статья 147
и связанные с ней положения других статей (21, 22, 154, 185, 239-6,
294-1) устанавливающие и регламентирующие право общественных
объединений и трудовых коллективов участвовать в судебном
разбирательстве при рассмотрении гражданских дел. При этом авторы
законопроекта протащили эти изменения даже без указания в
пояснительной записке на изъятие важнейших процессуальных норм,
гарантирующих не только открытость судебного разбирательства, но и
являющихся формой осуществления судебной власти непосредственно
народом.
    Отстранение общественности от участия в судебном
разбирательстве противоречит статье 27 Федерального закона
"Об общественных объединениях", в соответствии с которой
общественным объединениям предоставляется право представлять и
защищать интересы своих членов и участников, а также других
граждан в органах государственной власти. Что касается трудовых
коллективов, то участие в процессе их представителей является
важной составной частью рассмотрения дел по трудовым спорам,
так что в этой части принятые изменения ограничивают права
работников, реализуя заложенную в правительственном проекте
Трудового кодекса "гражданско-правовую" модель отношений
между работником и работодателей, выдавливая из этих отношений
профсоюзы и трудовые коллективы.
    После принятия проекта в первом чтении в 1999 году
депутатами Валерием Борщевым (2-го созыва, Яблоко) и Виктором
Зоркальцевым (КПРФ) были внесены поправки о сохранении ст. 147
и связанной с ней норм ГПК. Поправка была рекомендована
Комитетом Думы по законодательству к отклонению с
единственным аргументом - якобы участие общественных
объединений в судебном заседании является формой давления на
суд. Следуя подобной логике, можно отстранить от участия в
судебном процессе и адвокатов, поскольку они тоже "оказывают
давление" на суд. Однако есть основания считать, что угроза
независимости суда исходит вовсе не от общественности.
     7 июля поправки, предварительно одобренные Комитетом по
делам общественных объединений и религиозных организаций,
были поставлены на отдельное голосование членами Комитета
депутатами Александром Давыдовым (Аграрная группа) и
Александром Чуевым (Единство), однако за них проголосовало лишь
62 депутата, против - 163 при двух воздержавшихся. Против дружно
проголосовало прежде всего адвокатское лобби (Гасан Мирзоев,
Юрий Курин, Борис Надеждин - СПС и другие). На необходимости
поддержать поправку настаивал на заседании фракции СПС Сергей
Ковалев, однако не нашел поддержки.
    Убеждая депутатов исключить ст. 147, представлявший закон
Владимир Калягин (КПРФ) был откровенен: "Против кого направлена
эта поправка? Сегодня в судах у нас очень много... В советское
время количество таких общественных организаций (а эта статья
от советского времени дожила) было четко определенным. Сегодня
общественных организаций развелось море. Среди них есть липовые
общественные организации, представители которых, пользуясь статьей
147, систематически ходят в суд, для того чтобы дезорганизовать
фактически работу суда. Как правило, это люди, скажем так, с
отклонениями от нормы с точки зрения их психического состояния.
... Сегодня их достаточно много. Тем самым фактически гражданам
ставятся препятствия в праве на защиту. ... Если общественная
организация действительно хочет защитить члена своей организации
и если он не может найти адвоката где-то там в деревне и денег на
это, то вот как раз и дело общественной организации эти самые
деньги найти и нанять реального адвоката, который реально защитит
его интересы, а не путем подачи 151 ходатайства."
    Из сказанного Калягиным со всей очевидностью явствует, что,
во-первых, общественных организаций "развелось море", и это
плохо, так как дезорганизует деятельность государственных
учреждений, куда все эти организации лезут, во-вторых,
большинство участвующих в судебных процессах представителей
общественности сумасшедшие и пускать их туда нельзя, и, в-третьих,
общественные организации должны, оказывается, подыскивать
клиентов адвокатам, но с тем, чтобы последние не дай бог не
заявляли в суде ходатайства, а защищали интересы клиентов
реально, т.е. просто брали с них деньги.
    Не менее решительно возражали против принятия поправки и
представитель Президента Александр Котенков, и представитель
Правительства Андрей Логинов. Не пускать в суд общественность
представляется им единственно правильным решением.
    Таким образом, Думой не только были приняты антиконституционные
и антидемократические по сути изменения в ГПК (речь, повторяю,
идет только о данных новеллах, а не о всем новом законе), но еще
и публично, с парламентской трибуны, оболганы и оскорблены тысячи
общественных объединений, сотни добросовестных общественных
защитников, которые были представлены выступавшим от лица Комитета
по законодательству депутатом как буйно помешанные. Произнесенное
Калягиным - плевок в сторону институтов гражданского общества,
оскорбление десятков и сотен тысяч граждан, составляющих общественные
объединения и трудовые коллективы.
    На вызов Думы и лично депутата Калягина Владимира Александровича
общественные объединения должны ответить. Так, представляется
целесообразным направить письменные протесты лично Калягину, а также
председателю Комитета по законодательству  Крашенинникову Павлу
Владимировичу, председателю Государственной Думы Селезневу Геннадию
Николаевичу с осуждением позиции Думы и конкретного депутата,
публично оскорбившего все российские общественные объединения.
Необходимо также срочно обращаться к Президенту с призывом не
подписывать данный законопроект и вернуть его в Думу для
исключения допущенных антиобщественных изменений.
         Адрес Государственной Думы:
         103265, Москва, Охотный ряд, д.1.
     Автор: Лев Левинсон, ответственный секретарь
            Постоянной палаты по правам человека
            при Президенте РФ
     Издание: "Законотворческий процесс в Государственной Думе,
              выпуск N 13, 22 июля 2000 г., levlev@rinet.ru

Перейти к началу страницы