Союз "За химическую Безопасность"
экология и права человека
Об издании
Содержание и поиск
Последний выпуск
Предыдущий выпуск
журнал Индекс
Index
Выпуск 1008, 23 апреля 2003
                           К Дню химической безопасности 28 апреля

          ВСТРЕЧА В С.-ПЕТЕРБУРГЕ: ПРОТИВ НЕФТЯНЫХ РАЗЛИВОВ

    ВСТРЕЧА
     17 АПРЕЛЯ 2003 Г. В ДОМЕ ЖУРНАЛИСТА ПРОШЛА ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ
     КОНФЕРЕНЦИЯ С УЧАСТИЕМ ЭКОЛОГОВ, ЖУРНАЛИСТОВ И ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ
     ГОРОДСКИХ И ФЕДЕАЛЬНЫХ ОРГАНОВ "НЕФТЕРАЗЛИВЫ В АКВАТОРИИ НЕВЫ И
     ФИНСКОГО ЗАЛИВА - ГЛАВНЫЙ ИСТОЧНИК ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОД БАЛТИКИ".
    
     ДАННЫЕ НЕЗАВИСИМОГО РАССЛЕДОВАНИЯ:
     В результате совместного расследования, проведенного петербургскими
и иностранными журналистами и экологами, выяснилась угрожающая ситуация
с нефтеразливами, сложившаяся в акватории города в преддверии
300-летия Санкт-Петербурга. Безнаказанная и бесконтрольная
деятельность т.н. "серых" и "черных бункеровщиков", занимающихся
нелегальной перевалкой нефтепродуктов с не предназначенных для этих
целей береговых сооружений приводит к тому, что сотни тонн
нефтепродуктов разливаются ежегодно в акватории Невы, Морского порта и
Финского залива, нанося невосполнимый ущерб окружающей среде и
репутации Санкт-Петербурга.
     По данным городского Комитета по природопользованию, охране окружающей
среды и обеспечению экологической безопасности, налицо резкий рост
только зарегистрированных крупных разливов (2001 г. - 11 случаев, 2002
г. - более 50). Практически все они связаны с нелегальной перевалкой
нефтепродуктов. После отмены лицензирования бункеровочной деятельности
в 2000 г. многие петербургские компании, осуществляющие деятельность
на нефтяном рынке города, переориентировались на работу по снабжению
судов топливом, без соблюдения требований природоохранного
законодательства. За 2002 год контролирующими органами были пресечены
множественные несанкционированные перевалки нефтепродуктов с
автомобилей на причалах: Северной верфи, Горских причалов, военных
причалов Кронштадта, Невского грузового района. Вот только некоторые
примеры:
 - 22.04.02 г Танкер ТН-10 (судовладелец ОАО "Ленинградский речной
порт"), осуществлял грузовую операцию по приему топлива с автомобилей
на причале Невского грузового района (поставщик нефтепродуктов 000
"Сервис-Ойл"), с нарушением требований руководящих документов
Составлены Акт, Протокол об экологическом правонарушении, Обязательное
предписание о запрещении работы до устранения выявленных нарушений,
После проверки устраненных нарушений работа по перевалке
нефтепродуктов была разрешена, под контролем госинспекторов БСМИ,
 - 12.02.02 г. при проверке бункербазы "Волгонефть-28" (судовладелец
ОАО "Волготанкер") на причале г 107 Порта СПб выявлены нарушения
требований природоохранного законодательства. Составлены Акт,
Протокол, Обязательное предписание о запрещении работы до устранения
выявленных нарушений, опломбированы сливные клапана системы выдачи
топлива. Наложен административный штраф;
 - 12.08.02 г. на акватории Морского яхт-клуба, с дебаркадера Бг РЛВ
20-24 (судовладелец 000 "Глория") производилась несанкционированная
заправка топливом маломерных судов, с нарушением требований
руководящих документов. Составлены: Акт, протокол, выдано Обязательное
предписание на запрещение работы, наложено административное взыскание;
 - 05.09.02 г. НС "Смольный" (судовладелец 000 "Контур-СПБ") при
производстве несанкционированной погрузки мазута с автоцистерн,
принадлежащих ОАО "Транс нефть", на причале г 7 КЦТЛ (Северная верфь),
произошел разлив мазута, без попадания его в водную акваторию.
Составлены: Акт, Протокол экологического правонарушения, выдано
Обязательное предписание о запрещении работы до устранения выявленных
нарушений. Наложен Административный штраф на капитана НС "Смольный";
 - 10.09.02 г. НС "Смольный" при погрузке нефтепродуктов на причале г 7
КЦТЛ, совершил разлив нефтепродуктов на акваторию из-за повреждения
грузового шланга. Выставлена претензия на возмещение вреда
причиненного в результате загрязнения. Выдано Обязательное предписание
о запрещении перевалки нефтепродуктов на причале г 7 КЦТЛ (Северная
верфь),
 - 12.09.02 г. на Горских причалах 000 "Альянс-плюс" осуществлял
несанкционированную погрузку нефтепродуктов на танкер-бункеровщик
"Садко" (судовладелец 000 "Росбункер"). Составлены протоколы об
экологическом правонарушении. Выдано Обязательное предписание о
запрещении работы по перевалке нефтепродуктов на Горских причалах, до
устранения выявленных нарушений. Наложены Административные штрафы на
капитана т/х "Садко" и Технического директора 000 "Альянс-плюс";
 - 18.09.02 г. при проверке н/с "Экомарин-1", (судовладелец 000
"Экомарин", арендатор 000 "Мортехсервис") выявлены нарушения
требований руководящих документов и природоохранного законодательства.
Составлены: Акт, Протокол, Обязательное предписание о запрещении
деятельности до устранения выявленных нарушений. Наложен
административный штраф.
    Наиболее яркие и общеизвестные примеры крупных разливов за последний
год - авария "Каунаса" (разлито 23.5 тонны нефтепродуктов) и пожар с
последующим затоплением баржи "Гага" 02 октября 2002 г., имевшую на
борту 1000 тонн мазута и 500 тонн диз. топлива. По заявлениям компании
"Орлан-Эко" последствия аварии "удалось в общем нейтрализовать".
Однако, в итоге проведенного экологами расследования было установлено,
что несколько сотен тонн мазута (от 300 до 700, по разным оценкам) в
холодной октябрьской воде легло на дно, став таким образом
экологической миной замедленного действия. По экспертным оценкам
критической температурой воды, при которой мазут начнет активно
растворяться и всплывать, является температура 12-15 градусов. Таким
образом, время проведения празднования 300-летия Петербурга совпадет с
периодом максимальной загрязненности акватории Невы и Финского залива.
Фирмы-судовладельцы жалуются на то, что им постоянно приходится
выплачивать немалые штрафы за испачканные мазутом борта своих судов.
Сроки полной ликвидации всех последствий аварии "Гаги" специалисты
назвать затрудняются. По сведениям Балтийской СпецМорИнспекции, нет
четких методик определения количества мазута, попавшего на дно,
поэтому ущерб считают по нефтяным пятнам, частично поднимающимся на
поверхность, а это процесс постепенный и длительный.
    По расчетам академика Алексея Яблокова, один грамм нефти способен
образовать на воде непроницаемую пленку, которая накрывает площадь
водной поверхности, равную 10 квадратным метрам. Тонна нефтепродуктов
создает проблемы для жизни водных организмов на акватории площадью в
10 квадратных километров. Причем жизнь на таких участках морской среды
восстановится только через 5-10 лет. Чтобы погубить Финский залив, по
данным академика Яблокова, требуется 750 тонн. Таким образом, над
Санкт-Петербургом нависла угроза крупнейшей экологической катастрофы.
    Эта опасность усугубляется тем, что после отмены лицензирования
бункеровочной деятельности в Морском порту Санкт-Петербурга операциями
по нефтеперевалке стали заниматься множество мелких
фирмочек-однодневок без соотвествующей документации и лицензий. Быстро
получив прибыль от своей незаконной деятельности и нанеся ущерб
экологии акватории порта, они исчезают, не выплачивая ни налоги, ни
суммы штрафных санкций. В ходе проведения журналистского расследования
выяснилось, что из шести произвольно выбранных по телефонному
справочнику 2003 года бункеровочных компаний две уже прекратили свое
существование, исчезнув из взятых в аренду офисов в неизвестном
направлении. Таким образом, в настоящее время созданы объективные
предпосылки для процветания нелегального бизнеса "серых" и "черных"
бункеровщиков, которые осуществляют перевалку топлива вне стационарных
мощностей, специально предназначенных для этих целей.
    До февраля 2002 года бункеровка была строго лицензируемым видом
деятельности, что давало возможность соответствующим государственным
структурам успешно контролировать деятельность участников топливного
рынка. С ее отменой в порту расцвел бизнес "серых" бункеровщиков -
компаний-однодневок, не имеющих ни опыта, ни соответствующего
оборудования. Они арендуют суда и необорудованные причалы или просто
береговые укрепления на короткое время, и осуществляют перевалку
нефтепродуктов с автомобилей на танкеры, не затрудняя себя ни
организацией процедур безопасности и соответствующими расходами, ни
обеспечением мер должной безопасности - и правоохранительные органы
Санкт-Петербурга уже занимаются расследованием случаев, когда причиной
нефтеразливов послужили преступные действия неизвестных лиц (например,
причиной пожара "Гаги" ЗАО "Орлан-Эко" называет теракт, поскольку на
затонувшей барже были обнаружены остатки бризантного вещества; в
настоящее время следствие ведет Кировское РУВД). Таким образом, в
свете вышесказанного нельзя исключать возможность целенаправленных
преступных действий по организации терактов и диверсий в Морском порту
города, что чревато серьезными экологическими, экономическими и
политическими последствиями для Санкт-Петербурга.
    По данным специалистов, на сегодняшний день официально разрешена
погрузка нефтепродуктов лишь со специально оборудованных причалов
Петербургского Нефтяного Терминала, Балтийского и Канонерского
заводов, 94 и 105 причалов. Нефтепогрузочные работы со всех остальных
ведомственных, не имеющих разрешающих лицензий причалов, заведомо
незаконны и непредсказуемы по возможным аварийным последствиям.
    Экологами отмечается недостаточная оснащенность соответствующих служб
современными средствами для ликвидации пожаров и нефтеразливов на
акватории порта. По мнению специалистов, последствия ущерба,
причиненного аварией баржи "Гага", были бы намного меньшими, если бы
пожар тушили пеной, а не водой, что позволило бы избежать затопления
баржи. Двойное боновое заграждение места аварии также дало
недостаточный результат, так как ветер и волнение позволили нефтяной
пленке переместиться за боны. В настоящее время наиболее эффективным
признается распыление сорбентов и биопоглотителей нефти. Однако когда
в октябре 1999 года в результате посадки на мель в среднем течении
Невы танкера "Нефтерудовоз-7" (владелец - ООО "Волготанкер) в
акваторию попало около 30 тонн мазута, суда компании "Балтийские
буксиры" засыпали биосорбентом пятна нефтяной пленки - и уже на второй
день стало ясно, что запасов биосорбента в городе может хватить только
на трое-четверо суток работы. С тех пор ситуация не изменилась к
лучшему.
    По мнению экологических организаций Санкт-Петербурга, в связи с
вышеизложенным необходимы срочные меры по очистке дна Морского порта и
по скорейшему пресечению деятельности т. н. "серых бункеровщиков". На
повестке дня также остро стоит вопрос о всемерном ужесточении контроля
за нефтеперевалочной и бункеровочной деятельностью, т. к. на данный
момент федеральные структуры, призванные контролировать ситуацию, со
своей задачей явно не справляются. Городские же структуры весомых
полномочий не имеют, т. к. акватория Морского порта является
территорией федерального подчинения. Существующая система возмещения
ущерба, нанесенного государству, крайне беспомощна, так как
предполагает принцип добровольности уплаты возмещения ущерба и не
предусматривает наложения штрафных санкций за просрочку этих платежей
и безакцептного списания средств со счетов виновных организаций. В
настоящее время виновниками даже крупнейших нефтеразливов в результате
аварий "Каунаса" и "Гаги" - Волжским пароходством и ЗАО "Орлан-Эко" -
не уплачено ни копейки денег ни в возмещение ущерба, ни стоимости
проведенных городскими службами работ по ликвидаций последствий
аварий; дела о взыскании месяцами тянутся в арбитражных судах,
очередные слушания назначены на конец апреля 2003 года. Ответственные
федеральные структуры, например, Балтийская СпецМорИнспекция, также не
спешат с предъявлением фирмам штрафных санкций за выявленные
нарушения.
    Таким образом, организациям, виновным в серьезных экологических
катастрофах, удается избежать какой-либо ответственности за свои
действия, что создает на топливном рынке развращающую атмосферу
безнаказанности и безответственности. Более того, такое ненормальное
положение даже дает моральную фору загрязнителям экологии Балтийского
моря - например, та же фирма "Орлан-Эко" всюду гордо заявляет о своей
невиновности, поскольку штрафным санкциям не подвергалась! А ООО
"Контур СПб" без тени сомнения подает документы на участие в тендере
по очистке акватории порта - и в качестве "положительного опыта
работы", надо понимать, будет ссылаться на ликвидацию разлива своего
же танкера "Смольный"?!
    Показательно, что осмелевшими от безнаказанности дельцами уже
предпринимаются попытки в судебном порядке оспорить даже распоряжения
Службы капитана порта, запрещающего движение и бункеровку судов без
оформления соответствующих документов, что создает прямую угрозу
безопасности судоходства в акватории Морского порта.
    Вызывают тревогу экологов и специалистов природоохранных структур и
бесконтрольная хозяйственная деятельность на территориях причалов
порта, принадлежащих различным организациям на правах собственности.
Одним из ярких примеров может стать планирование строительства
Морского перегрузочного комплекса по перевалке нефтепродуктов на
территории Кировского завода, предпроектная документация которого
разработана ЗАО "ГТ Морстрой". Упомянутая документация разрабатывалась
по заказу 000 "Макс-Терминал", учрежденного ОАО "Кировский завод", ЗАО
"Гранд" и ЗАО "Санкор-Москва".
    В соответствии с разработанными документами планируется на территории
Кировского завода площадью 9,3 гектара, расположенной на левом берегу
реки Екатерингофки разместить базу хранения и перевалки жидких
нефтехимических продуктов и два причала для приема судов.На упомянутом
перегрузочном комплексе планируется хранение и перевалка продуктов
нефтехимического производства, отнесенных согласно правилам к III
группе опасности, способных представлять существенный уровень
воздействия на окружающую среду:
 * моноэтиленгликоль (ядовитая, летучая жидкость, жидкость и ее пары
раздражают кожу и слизистую оболочку живых организмов, при нагревании
разлагается с выделением диоксидов, смешивается с водой) ;
 * стирол (легковоспламеняющаяся жидкость),
 * бензол (ядовитое вещество, обладает наркотическим эффектом);
 * фенол (ядовитое вещество, вызывает ожоги кожи и слизистых оболочек
   организма),
 * орто-ксилол (легковоспламеняющаяся жидкость) ;
 * пара-ксилол (легковоспламеняющаяся жидкость, способна самовоспламеняться);
 * изобутиленовый спирт (легковоспламеняющаяся жидкость);
 * изопропиловый спирт ();
 * ацетон (летучее вещество с характерным запахом, легковоспламеняющаяся
    жидкость).
    Вторым этапом строительства комплекса планируется организация
перевалки минеральных удобрений, таких как карбамид, фосфат, калийная
и аммиачная селитра.
    По имеющейся информации проектная документация прошла предварительное
согласование в:
1. Администрации Кировского района;
2. Морской администрации порта Санкт-Петербург;
3. Региональной дирекции по строительству портовых комплексов в
   Финском заливе;
4. Административном Совете портов Санкт-Петербурга;
5. Управлении ГП "Октябрьская железная дорога" МПС РФ;
6. ОАО "Петролеспорт";
7. "Санкт-Петербургской высшей пожарно-технической школой" МВД РФ;
8. Госинспекции по охране моря и смежных водных путей Ленинградского
   региона;
9. Городском центре Госсанзпидемнадзора;
10.Госгортехнадзоре;
11.Управлении застройки г.Санкт-Петербурга ;
12.Управлении развития инженерной инфраструктуры Санкт-Петербурга;
13.Управлении Генплана;
14.Комитете по градостроительству и архитектуры.
    При проведении согласовании в контролирующие организации направлялись
лишь письма с просьбой о согласовании без предоставления самой
предпроектной разработки.
    На основании полученных согласовании без наличия окончательного
проекта уже подготовлена площадка под строительство резервуарного
парка и на 2003-2004 годы запланированы строительно-монтажные работы
на сумму около 30 млн. долларов США.
    Однако, в нарушение градостроительного законодательства, не проведено
информирование населения о намечаемом строительстве комплекса по
перевалке продуктов нефтехимии.
    Не проведено согласование предпроектных предложений с Департаментом
природных ресурсов по Северо-западному региону, органами водо- и
рыбоохраны, главным управлением по охране окружающей среды
Санкт-Петербурга и Управлением государственной вневедомственной
экспертизе.
    Необходимо отметить, что ряд проектов, разработанных ЗАО "ГТ
Морстрой", имеют значительные ошибки и недоработки, которые могли и
могут привести к серьезным аварийным происшествиям.
    Таким образом, строительство комплекса по перевалке продуктов
нефтехимии по проекту ЗАО "ГТ Морстрой", не прошедшему необходимых
согласовании и экспертиз, может привести к серьезным аварийным
происшествиям с выбросом в атмосферу паров веществ, характеристики
которых были приведены выше, что в свою очередь может привести к
серьезному ущербу для жизни и здоровья населения города.
    Кроме того, необходимо отметить, что создание данного комплекса на
режимной территории Кировского завода и вне территории Морского порта
создает реальные сложности для государственных контролирующих органов
по обеспечению функций по надзору за безопасностью хранения и
перевалки грузов данной категории опасности.
    По мнению специалистов и независимых экспертов, для того чтобы наш
город не превратился в заложника узковедомственных и коммерческих
интересов, необходимо четко наладить систему контроля за обеспечением
безопасности и неотвратимого наказания нарушителей силами городского
Комитета по природопользованию, Прокуратуры Санкт-Петербурга,
регионального Центра МСЧ и федеральных структур. Кровно
заинтересованному в своем промышленном росте такому мегаполису, как
субъект федерации Санкт-Петербург, вполне по силам как способствовать
развитию легального и безопасного бизнеса, так и принимать все должные
меры для предупреждения возможных техногенных катастроф.
    МНЕНИЕ БОРИСА ПАВЛОВИЧА УСАНОВА, СОВЕТНИКА ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КЭРППИТ
    С.Ю.ВЕТЛУГИНА:
    Наш Комитет по экономической политике крайне обеспокоен тем бедламом,
который возник в Морском порту из-за нелегального топливного бизнеса.
Он возник из-за непродуманного решения МинЭкономРазвития намного
сократить список лицензируемых видов деятельности. И сразу
активизировался "черный", теневой бизнес.
    Городской Комитет по природопользованию практически не уделял внимания
вопросам Морского порта. В программе по природопользованию,
разработанной им на 17 лет, нет ни слова ни о море, ни о порте. По
этому поводу КЭРППИТ направил свои замечания и специалистам Комитета,
и Губернатору Санкт-Петербурга.
    Ошибкой считать Морской порт некоей "закрытой для доступа"
территорией, потому что это федеральный объект. Морской порт для
Петербурга - это градообразующее предприятие, так было задумано еще
Петром Первым и это сохранялось все годы истории города.
    У нас сегодня в порту работают 500 никак независимых друг от друга
организаций, а контроль за ними осуществляют 11 органов, ни один из
которых другому не подчиняется. За лето в порту Санкт-Петербурга
переваливается более 400 тысяч тонн нефтепродуктов, это 25% их
грузооборота на Балтике. И городом это никак не контролируется.
Морская инспекция с ситуацией не справляется, Минтранс не может и не
хочет обеспечить безопасность мореплавания и безопасность перевалок.
    Морской порт и бизнес на нефтепродуктах - это сфера интересов
Санкт-Петербурга, потому что сдаются в аренду причалы, которые
находятся на нашей территории, определяются траектории проводки судов,
летом выходит на акваторию флот, обслуживающий туристов и пассажирские
перевозки, которому тоже надо где-то заправляться: Порт не может быть
отделен от субъекта федерации.
    Тревожно, что укореняется практика двойных стандартов. Тендеры на
очистку акватории порта Морской администрацией порта проводятся, на
наш взгляд, необъективно, и город не имеет возможности никак на это
повлиять.
    На недавней выставке "Экология большого города" фирма ЗАО "Орлан-Эко"
выставила свои огромные стенды. Я сказал им: "Как у вас хватает
хамства выставляться и учить других бороться за экологию, когда ваша
организация - один из главных загрязнителей"? Опять практика двойных
стандартов.
    Мы ждем от Морской администрации порта внятных объяснений, где именно
размещены стоянки судов, а где - специально оборудованные
цивилизованные причалы для бункеровки и для погрузки-разгрузки, где
будут заправляться туристические суда. Должен быть утвержден пакет
документов на право вести такие работы.
    В КЭРППИТ создана рабочая комиссия по изучению ситуации в порту, нам
нужны информация, советы по улучшению ситуации и от специалистов, и от
общественности. Обращайтесь - мы подготовим соответствующие
распоряжения губернатора.
    МНЕНИЕ ВЛАДИМИРА ИВАНОВИЧА ЕГОРКИНА, ПРЕЗИДЕНТА АССОЦИАЦИИ
    МОРСКИХ ЛОЦМАНОВ РОССИИ
    Минувшей зимой в порту стоял танкер "Стемница" с 1100 тонн
нефтепродуктов на борту. Это судно неледового класса, если бы его
раздавило льдами - была бы катастрофа пострашнее чем в Бискайском
заливе, кончился бы и наш порт, и город. Кто пропустил его в порт?
Прокуратура проводила расследование, но ни прокуратурой, ни Морской
администрацией не было принято никаких мер, никому не предъявлено
никаких санкций. А ведь недавно в порту раздавило льдами точно такое
же судно неледового класса, у которого, к нашему счастью, было 40
тысяч тонн металла на борту:
    Воцарилась практика двойных стандартов. Каким-то судам, даже
необорудованным, разрешается заходить в порт, а какие-то по непонятным
причинам не могут добиться разрешения, их владельцы несут колоссальные
убытки: Все это отрицательно сказывается на деловой репутации
Санкт-Петербурга и нашем участии в международном морском бизнесе.
    Все наши беды - от отсутствия города в порту, и незащищенности города
от порта. Во всех портовых городах мира глава города, бургомистр или
губернатор, является одновременно и председателем Совета порта - с
соответствующими полномочиями и мерой ответственности. И почему-то
только у нас в Петербурге сегодня порт считается какой-то отдельной,
якобы "федеральной" территорий, куда закрыт доступ чиновникам
городских структур.
    Сейчас готовится федеральный закон о Морских портах. В нем
предусматривается еще дальше отдалить порты от ведения субъектов
федерации. Это тревожная ситуация.
    МНЕНИЕ АЛЕКСАНДРА АБРАМОВИЧА ЗОРОХОВА, ИНСПЕКТОРА БАЛТИЙСКОЙ
    СПЕЦМОРИНСПЕКЦИИ
    Проблема в том, что нет лицензирования, отмененного федеральным
законом. Это был очень действенный инструмент. Мы действуем строго по
закону, согласно Постановлению правительства г 240 всю ответственность
за загрязнения несет лицо, которое является виновным. Порядок
возмещения ущерба согласно действующего законодательства -
добровольный, сроки предъявления санкций - 20 лет.
    МНЕНИЕ НАТАЛЬИ ГЕОРГИЕВНЫ БАГАЕВОЙ, ЗАМ. НАЧ. УПРАВЛЕНИЯ - НАЧ. ОТДЕЛА
    РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТА И ТРАНЗИТНОЙ ПОЛИТИКИ, РУКОВОДИТЕЛЯ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ
    КЭРППИТ
    Нас серьезно беспокоят проблемы теневого транзита нефтепродуктов.
Кроме Морской администрации порта и собственников причалов, есть еще и
третья сторона - автопредприятия, осуществляющие перевалку на танкеры
и перевозку нефтепродуктов цистернами, в том числе и по территории
города. Сейчас нет правовой базы, чтобы обязать перевозчиков
оборудовать машины системами слежения, нет лицензий на право погрузки.
Это зависит от законодателей. Со своей стороны, мы примем все меры для
изучения и исправления ситуации.
     Источник: С.Лисовский, les@cards.lanck.net, 21 апреля 2003 г.

    ОБРАЩЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "НЕФТЕРАЗЛИВЫ В
    АКВАТОРИИ НЕВЫ И ФИНСКОГО ЗАЛИВА - ГЛАВНЫЙ ИСТОЧНИК ЗАГРЯЗНЕНИЯ
    ВОД БАЛТИКИ"
    Сотни тонн мазута лежат на дне акватории Морского порта СПб. При
повышении температуры воды в мае-июне (во время проведения торжеств)
они неизбежно поднимутся на поверхность. Празднование 300-летия может
совпасть с крупнейшей экологической катастрофой, если не принять
экстренных мер по очистке дна Морского порта и не пресечь незаконную
деятельность т.н. "серых" и "черных" бункеровщиков по нелегальной
перевалке нефтепродуктов.
    По данным Прокуратуры Санкт-Петербурга, после отмены лицензирования
бункеровочной деятельности в 2000 году многие петербургские компании,
осуществляющие деятельность на нефтяном рынке города,
переориентировались на работу по снабжению судов топливом без
соблюдения требований природоохранного законодательства.
    Поскольку Морской порт является для нашего города одним из важнейших
градообразующих предприятий, безнаказанная и бесконтрольная
деятельность фирм, занимающихся нелегальной перевалкой нефтепродуктов
с не предназначенных для этих целей береговых сооружений приводит к
тому, что сотни тонн нефтепродуктов разливаются ежегодно в акватории
Невы, Морского порта и Финского залива, нанося невосполнимый ущерб
окружающей среде, экономике города и репутации Санкт-Петербурга. По
данным Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и
обеспечению экологической безопасности, налицо резкий рост только
зарегистрированных крупных разливов (2001 г. - 11 случаев, 2002 г. -
более 50).
    Наиболее яркие и общеизвестные примеры крупных разливов за последний
год - авария "Каунаса" (разлито 23.5 тонны нефтепродуктов) и пожар с
последующим затоплением баржи "Гага" 02 октября 2002 г., имевшей на
борту 1000 тонн мазута и 500 тонн диз. топлива, большая часть из
которых легла на дно. Владельцами этих судов (Волжским пароходством и
ЗАО "Орлан-Эко") до сих пор не уплачено ни копейки ни в возмещение
причиненного ущерба, ни для оплаты проведенных городскими службами
аварийных работ, поскольку существующая практика взыскания
предполагает добровольный характер таких платежей и не предусматривает
наличия штрафных санкций за просрочку и безакцептного списания денег
со счетов виновных организаций.
    Обсудив создавшуюся ситуацию, создающую серьезную угрозу для экологии
Балтийского региона и наносящую невосполнимый ущерб государственным
интересам Российской Федерации и Санкт-Петербурга, мы требуем:
 1. Создать независимую Межведомственную Комиссию для расследования
деятельности фирм, занимающихся несанкционированной нефтеперевалкой на
территории Морского порта Петербурга.
 2. Ужесточить требования к нефтеперевалочной деятельности в целом,
обеспечить строгий контроль за тем, чтобы погрузка нефтепродуктов
осуществлялась только со специально оборудованных и сертифицированных
причалов.
 3. Принять действенные меры к обеспечению экологической безопасности
акватории Морского порта. Допускать к работе в порту только
организации, обладающие всеми необходимыми лицензиями и полным набором
оборудования для погрузочно-разгрузочных работ с нефтепродуктами и
имеющими утвержденный план ЛАРН.
 4. Деятельность организаций, занимающихся перевалкой нефтепродуктов,
подвергнуть четкой регулировке, в соответствии с обязательным наличием
наличия у таких организаций стационарных мощностей, соответствующих
экологическим, пожарным, гигиеническим и иным необходимым требованиям.
 5. Пресечь практику безнаказанности за аварийные нефтеразливы на
акватории, ужесточить штрафные санкции и принять действенные меры для
оперативного взыскания денег с виновных организаций, уклоняющихся от
возмещения ущерба (Волжское пароходство, ЗАО "Орлан-Эко", ООО
"Контур-СПб" и др.).
 6. Установить четкие сроки и конкретных ответственных лиц и
организации, обязанные обеспечить принятие мер по ликвидации
последствий нефтеразливов на акватории Морского порта, в том числе
нефтеразлива баржи "Гага", и очистку дна порта от последствий
аварийных нефтеразливов.
 7. Обеспечить оперативное информирование общественности
Санкт-Петербурга о результативности принятых мер по нормализации
экологической и экономической ситуации в Морском порту.
       Источник: les@cards.lanck.net, 22 апреля 2003 г.

    ОЦЕНКА
    ... Причиной для прошедшей горячей дискуссии была авария баржи
"Гага" с 1500 тоннами мазута и дизтоплива на борту, имевшая место
в октябре 2002 г. в акватории порта СПб.
    Разлив мазута, после пожара на барже и ее затопления, был в значительной
степени устранен силами городской службы по ликвидации нефтяных аварий -
"Пиларн" (Николай Федоров), и балтийским БАСУ. Хотя акватория порта
СПб в зону ответственности СПб как таковая не входит, СПб финансирует и
оснащает Пиларн и БАСУ.
    Денег за выполненые работы, помимо аванса в 300 тыс. рублей, владелец
судна "Орлан-эко" не заплатил. И Балтспецморинспекция, федеральная и
специально уполномоченная на то инспекция, почему-то не поспешила с
взысканием ущерба и наложением штрафных санкций.
    По ее информации, более 500 тонн мазутно-топливной смеси в виде толстого
придонного слоя еще находится на дне вокруг баржи в акватории порта.
Существует вероятность всплытия мазута при летнем прогреве воды.
    Вполне понятно желание Администрации СПб, де факто взявшей на себя
ответственность за ликвидацию аварии, навести порядок с перегрузкой
нефтепродуктов в порту СПб. И убрать весь оставшийся мазут, а также
взыскать с "Орлана-эко" по закону, т.е. по полной программе. Для
ликвидации последствий аварии потребуются многие десятки тонн биосорбентов,
и нехилые затраты.
    Поэтому прошедшая конференция, а именно такой статус придали ей
организаторы и ведущие - С.Лисовский и Н.Петров ("Новый Петербург"), и
пыталась выяснить, по требованию Б.П.Усанова, кто будет убирать мазут
и на какие деньги это будет сделано?
    Однако запомнилась она не только этим, но и тем что временами
сильно смахивала на известные по нашей истории партхозактивы.
    И дело здесь не в том что мне не дали возможность озвучить проблему
безопасности танкерных перевозок в Финском заливе, по Неве и Ладоге,
и необходимости скорейшего принятия закона "Об ответственности за
загрязнение морей нефтью". Не дали под предлогом нехватки времени, хотя
Лисовскому хватило времени "доложить" собравшимся наши комментарии,
опубликованные в enwl накануне конференции.
    В конце концов об том не хуже сказал наш коллега и лоцман Владимир
Иванович Егоркин.
    И не в том, что Sabrina Tavernise, журналист из New York Times
дейсвительно участвовавшая в поездке вместе с журналистами Нового
Петербурга в порт на место аварии "Гаги", не только не была приглашена
на пресс-конференцию, но и не была поставлена о ее проведении в
известность.
    И не в том, что, как я с удивлением услышал, наши коллеги из
"Greenpeace" также "помогали" С.Лисовскому вести данное расследование.
    И не в том что сам С.Лисовский потерял свой бизнес (лицензию) по
сборке нефтепродуктов при аварийных разливах в акватории порта СПб.
    Дело в другом, в том что городской власти не хватает ума для работы с
гражданским обществом и с реально действующими НКО. Потому ей приходится
делать данную работу руками людей, считающих всех нас агентами мирового
.. И делающими пиар для любого кто заплатит, и использующими при этом
любые средства.
      А.Сутягин, проект "Мониторинг БТС", С.-Петербург
                 greenalex99@mail.ru, 23 апреля 2003 г.

    ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
    В Финском заливе обнаружено огромное нефтяное пятно.
    По сообщению Эха Москвы, опубликованному на сайте www.oilcapita
21.04.03 в 8.59, в Финском заливе обнаружено крупное нефтяное пятно.
Как сообщил представитель финской погранслужбы, пятно длиной около
километра и шириной до 400 метров обнаружено пилотами береговой охраны.
Источник утечки нефти неизвестен, рядом с пятном каких-либо
судов нет.
    Мой сегодняшний звонок в Балтморспецинспекцию никакого результата
не дал, инспекция ведет проверку данной информации. Точное место
локализации разлива также не известно. Подробности в следующем сообщении.
          А.Сутягин, проект "Мониторинг БТС"
                 greenalex99@mail.ru, 23 апреля 2003 г.

Перейти к началу страницы